Формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать умение общаться, дружить, уважительно относиться друг к другу, работать сообща, обобщить понятия добра, зла; обратить внимание детей на то, что волшебные слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать
добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать умение
общаться, дружить, уважительно относиться друг к другу, работать сообща,
обобщить понятия добра, зла; обратить внимание детей на то, что волшебные
слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Оборудование: сигнальные карточки, плакат с названием темы, фонограммы песен
«Если добрый ты», « Дорогою добра», сердечки, “Цветик семицветик”.
Используемые методы воспитания: убеждение, разъяснение, этическая беседа,
требование игра, поощрение, соревнование, одобрение.
Ход занятия
I. Этический заряд.
Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу.
Улыбнитесь!
II. Вступительная беседа.
Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, волшебным словам и добрым
поступкам, она так и называется “Волшебные слова ”.
Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим”.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какуюнибудь ситуацию, когда вас, вашего
близкого друга (подругу) или родственника ктото обидел? (Дети рассказывают).
Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое
состояние).
Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
А сейчас расскажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы
сами обидели коголибо? (Ответы детей).
А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте:
захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а
промолчать).
Есть одно очень важное правило: “Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы
поступали по отношению к тебе”. Ребята, пусть эти волшебные слова определяют все ваши поступки в жизни.
Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас,
заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова:
“Спешите делать добро” (слова вывешиваются на доску). Пусть эти слова
станут правилом, девизом вашей жизни.
Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди
относятся всегда подоброму. Только такого человека все любят, уважают. И только
у такого человека есть верные, надежные друзья.
Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым
друг к другу? (Ответы детей).
Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку
или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и
друзьями.
Игра «Вежливо-невежливо»
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.
Если вежливыми, то поднимаете зеленую табличку, если нет красную.
Поздороваться при встрече…(вежливо).
Толкнуть и не извиниться… (невежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).
Не встать, обращаясь к учителю…(невежливо).
Взять билет в троллейбусе… (вежливо).
Не уступить место пожилому…(невежливо).
Игра “Цветик – семицветик”
(На каждом лепестке цветка написано волшебное, вежливое слово, “срывая”
лепесток, ребята придумывают ситуацию, когда это слово может быть использовано
или читают стихотворение о нем).
Волшебные слова – это цветы человеческой души. Дарите эти прекрасные цветы
окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Доброта – это самое ценное качество русского народа. Сколько пословиц и
поговорок о доброте создала русская мудрость.
Давайте вспомним некоторые из них.
Работа в микрогруппах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц. Для этого каждой группе выдается
записанная на листе бумаги одна из пословиц: Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Добра желаешь – добро и делай.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
(После обсуждения в группе один ученик выходит к доске и объясняет, как
группа понимает свою пословицу. Лист с пословицей прикрепляется к доске).
III. Обобщение
Волшебных, приятных слов очень много. Напишите, пожалуйста на звёздочках
слово, которое вы б хотели услышать именно сейчас или то, которое вам нравится
больше всех и прикрепите на доску. Давайте создадим небо волшебных звёзд!!!!
Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова,
совершать добрые поступки, делать добрые дела.
И напоследок хочу рассказать вам небольшую притчу….
Эта история произошла давнымдавно в старинном городе, в которой жил
великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного
города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на
луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу
ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или
мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он
скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут,
кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о
мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был,
очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ
частички моего сердца.
IV. Рефлексия
Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них
сегодня на занятии, что запомнилось и почему.смт Ясеновский
Воспитательное мероприятие
учителя начальных классов
Новиковой Анны Владимировны2010 г.