Внеклассное мероприятие «Ясность речи определяет ясность ума»

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • doc
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы разработки помогут провести интересное занятие по стилистике языка. На уроках мы часто упражняемся в точности словоупотребления, но, как показывает практика, этого недостаточно. Необходимо дополнительно работать над яркостью, образностью, выразительностью речи, а также над необходимостью соблюдать чувство меры в употреблении выразительных средств языка.Материалы для проведения занятия по стилистике
Иконка файла материала занимательная стилистика.doc

Занятие кружка по занимательной стилистике

 «Ясность речи определяет ясность ума»

                                              Ход занятия

 

1.Учитель. Послушайте «Рассказ школьного портфеля» (стихотворение Ю.Тимянского). Как вы думаете, почему этот Петя так говорит?

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магАзин на обед…»

«Хозяйка моет стаканЫ…»

«Секёт свеклУ…» «Пекёт блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «пОртфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ…

Учитель. Чем опасно небрежное  отношение к языку?

Учитель. Правильность, точность и ясность слов изучает такая наука о языке, которая называется СТИЛИСТИКОЙ.

Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо или предмет.

 

Учитель. Предлагаю вам игру, которая поможет развить навык подбора точных и ясных слов.

2. Игра «Коротко, но ясно!» (Слайд 1)

 

На слайде определения понятий. Вы записываете ответы в тетрадях, потом проверим, как вы дружите со стилистикой.

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь.

2. Писатель, создающий произведения для театра.

3. Тот, кто имеет одинаковый образ мыслей с кем-нибудь.

4. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.

5. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома.

6. Человек, стремящийся прежде всего к продвижению по службе, не считаясь с интересами дела.

7. Лицо, управляющее оркестром, хором.

(Слайд 2)

Ответы. 1. Собеседник. 2. Драматург, сценарист. 3. Единомышленник. 4. Коллега. 5. Домосед. 6. Карьерист. 7. Дирижер.

 

3.  Рассказ учителя

В далекие времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность.

- Кто назовет мне синоним к слову  «краткость»?

Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это означало: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Русскому языку также присущи лаконизм, выразительность, меткость, что мы можем наблюдать в русских народных пословицах и поговорках. Кстати, многие из них едко высмеивают многословие, болтливость:

Ø Звону много, да толку мало;

Ø Язык без костей;

Ø Лучше ногою запнуться, чем языком и др.

 

  - Вспомните еще пословицы о краткости и точности словоупотребления: (Сначала подумай, потом говори; Слово – не воробей, выскочит_ не поймаешь.)

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов  говорил: «Краткость-сестра таланта».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»,- задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например, в предложении  На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные  совершенно лишнее, ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

 

4. Игра «Семь раз примерь, один раз отрежь» (Слайд 3)

Учитель.  «Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата». Эта шутливая фраза как нельзя лучше отражает суть нашей следующей игры. Подберите вместо выделенных слов другие, более точно характеризующие данный предмет, явление, качество.

1. Птицы летали с ветки на ветку.

2. Настроение у всех было повышенное.

3. За ночь уровень воды в реке увеличился.

4. Между ними завязался живой разговор.

5. Фабрика изготавливает красивую и крепкую мебель.

6. Они не знали, куда девать излишек энергии.

7. Как-нибудь собрав книги, он побежал в школу.

(Слайд 4)

Ответы. 1. Перелетали. 2. Прекрасное, отличное. 3.Повысился, поднялся . 4. Оживленный. 5. Прочную. 6. Избыток. 7. Быстро, торопливо.

 

5. Слово учителя

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое название какого-либо понятия. Например, ученик пишет: «Я очень скучал, потому что никого не было и я был один». А ведь есть точное и выразительное слово одиночество: «Я очень скучал в одиночестве». В свою очередь, вместо слова очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места (для разговорной).

 

6. Игра «Федот, да не тот» (Слайд 5)

Учитель.   Найдите лишние слова в следующих предложениях. Прочитайте, как будет звучать предложение без этих слов. Какой вариант лучше?

1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

2. Караван двигался по песчаным барханам к оазису.

3. Мы вновь возобновили с ним переписку.

4. Я не успел закончить до конца эту работу.

5. Моя автобиография уместилась на страничке тетради.

6. Она сидела, облокотившись  локтями на стол.

7. Мы заранее предвидели все трудности похода.

 

7. Игра «Одним словом» (Слайд 6)

Учитель. Предлагаю вам игру, которая поможет избежать многословия. Задача играющих - быстро подобрать к каждому толкованию соответствующее ему слово.

1. Идти, делая частые, мелкие шаги.

2. Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.

3. Говорить тихо, неразборчиво.

4. Пронзительно, резко кричать.

5. Сердито бормотать, выражая неудовольствие.

6. Находиться в состоянии полусна.

7. Делать что-либо беспорядочно, торопливо.

(Слайд 7)

Ответы. 1. Семенить. 2. Волочить. 3. Бормотать . 4. Визжать. 5. Ворчать. 6. Дремать. 7. Суетиться.

 

8. Учитель. О том, что наша речь должна быть образной, яркой и выразительной, мы часто говорим на уроках и упражняемся в употреблении тропов и фигур. Однако необходимо соблюдать чувство меры в использовании выразительных средств языка, не лишать речь естественности и простоты. Почти во всех стилях используются эпитеты, сравнения, метафоры, но нужно помнить, что их назначение - не просто служить внешним украшением, а помогать глубже и ярче передавать содержание высказывания.

Банальная «красивость», напыщенность стиля встречается иногда в печати, например: «Молодой дояркой овладело неугасимое желание еще больше увеличить надой молока от своей черноокой красавицы буренки», «Ромео и Джульетта»- первая ласточка в серии художественных кинобалетов, и она сделала весну: сейчас начинаются съемки новых художественных кинобалетов». Правда, смешно?

Неумелое использование средств выразительности - один из приемов создания комического в литературе. Прочитайте еще несколько примеров нелепого использования тропов, отредактируйте предложения и, работая в парах, попробуйте создать свою комическую фразу, используя тропы.

(Слайд 8)

1. Сел в поезд и поехал по тяжелой дороге жизни.

2. Как саранча летел он на свиданье.

3. После дневного пекла земля была горяча, как горшок, только что обожженный в печи искусным гончаром.

4. Надо было покориться судьбе и питаться искрами взглядов и дымом надежд.

5. Жемчужины тульского мастерства минувшего века выбросили за ненадобностью на свалки (о самоваре).

6. Эта книга устроила целую бурю в моих чувствах.

 

9. Подведение итогов

- Нужна ли наука стилистика?