Внеклассные мероприятия как средство укрепления сплоченности коллектива в начальной школе
Автор: Лапанашвили Светлана Анатольевна, классный руководитель 1 класса, учитель начальных классов МОУ ИРМО «Малоголоустненская СОШ».
Введение
В центре моей воспитательной работы лежит цель создания условий для формирования многогранной и творческой личности. Моя методика основывается на коллективной и творческой деятельности. Учитывая интересы, способности и возрастные особенности учащихся, я провожу мероприятия, которые не только расширяют их горизонты, но и способствуют развитию самостоятельности, активности и укреплению дружеских связей в классе.
С первого сентября обучения в первом классе я уделяю особое внимание созданию классного сообщества. С самого начала я стараюсь привить детям любовь к своему классу, осознание важности порядка, заботу о зеленых насаждениях, бережное отношение к школьному имуществу и, прежде всего, акцентирую внимание на чистоте учебного пространства. Эффекты этих усилий налицо: за годы учебы ни одна парта не была сломана, изрезана или испорчена.
Фокус на действии коллектива позволяет формировать положительное отношение учащихся к совместной деятельности и общественным обязанностям. Если заглянуть в класс за несколько минут до начала занятий, то можно увидеть практически всех детей в движении: кто проверяет тетради, кто учебники, а кто-то другой наводит порядок на рабочем месте. Все они выполняют свои обязанности: кто-то отвечает за цветы, кто-то за библиотеку, кто-то по дежурству, и так далее. Мы распределяем эти обязанности на первом классном собрании, где каждый стремится занять лидирующую позицию, но никто не желает подчиняться. Поэтому мы приходим к согласию: обязанности делятся на неделю, после чего происходит их ротация. Таким образом, каждый ребенок в течение года проходит через разные роли, подтверждая, что важно не само поручение, а качество его выполнения.
Ежедневные усилия, связанные с достижением успеха в учебе, общественно полезной деятельности, а также соблюдением гигиенических норм, дают свои плоды: к концу учебного года каждый ученик находит свое место среди сверстников, занимая позицию, соответствующую его реальным возможностям. Эта форма работы способствует развитию таких качеств, как дружелюбие и справедливость, товарищество и коллективизм, а также индивидуальная ответственность за общее дело. Мои второклассники проявляют доброту и заботу друг о друге. Если кто-то сталкивается с проблемой – иссякла пастель в ручке или сломалась линейка – то ученики охотно предоставляют помощь своим товарищам.
Практическая работа
Осенью дети изготавливают кормушки, а с первым снегом мы вешаем их в школьном саду и целую зиму кормим птиц, очищая снежные тропинки к ним. Весной, в апреле и мае, проводим акцию «Школьный двор – чистый двор», в рамках которой мои второклассники с удовольствием выполняют любые поручения: собирают мусор, подметают и сгребают сухую траву.
Большое значение для формирования дружного класса играют праздники, конкурсы и совместные мероприятия, которых у нас множество. Дети с нетерпением ожидают каждые из них. Мы поздравляем именинников, устраиваем чаепития, организуем конкурсы для мальчиков и девочек, совместные спортивные мероприятия.
Подготовка к праздникам предоставляет детям массу времени для совместной работы, что позволяет им лучше понять и принять друг друга, учит работать в команде и сопереживать, осознавая, что успех мероприятий зависит от их усилий.
Когда ученики погружаются в игровые роли, они стараются не просто выразительно читать слова, а действительно перевоплотиться в персонажей. Такие события способствуют раскрытию их потенциала и укреплению уверенности в себе, что крайне важно, ведь впереди у них множество ролей в жизни.
На праздниках для родителей они изготавливают подарки своими руками, что помогает им развить творческие способности и чувства заботы.
Классные часы
Ребята уже знакомы с школьной жизнью и активно участвуют в классных часах, где получают знания о взаимодействии в коллективе и культурных нормах поведения. Классные часы включают сюжетно-ролевые игры и тренинги, где учащиеся могут реализовать те навыки, которые кажутся им сложными в реальных ситуациях. Мы уделяем внимание обсуждению поступков, анализу поведения, а также формируем навыки логического мышления, позволяя детям высказывать свою точку зрения и приходить к общему мнению.
Формирование культурного и этического отношения к миру начинается с детства. Именно в этот период закладываются основы культурного наследия, которое должно передаваться из поколения в поколение. Важно начинать обучение детей формам общения как можно раньше, так как это создаёт прочный фундамент для их взаимодействия с окружающим миром.
Мы используем различные формы проведения классных часов, такие как игры, экскурсии, интеллектуальные соревнования и многое другое, что стимулирует интерес к мероприятиям и создает позитивную атмосферу.
Родители активно участвуют в организации мероприятий, и это помогает не только мне, как классному руководителю, но и детям сближает, развивая их навыки общения. После каждого занятия нам важно обменяться мнениями и впечатлениями, чтобы запомнить яркие моменты и сделать нашу школьную жизнь насыщенной и значимой.
Заключение
Я надеюсь, что воспоминания об этих мероприятиях останутся с детьми на всю жизнь, ведь помимо развлечения, важно научиться понимать и уважать каждого ребёнка.
Использованная литература:
1. Методические пособия:
- Громова, Н. В. "Работа классного руководителя в начальной школе".
- Кузнецова, Т. А. "Организация воспитательной работы в начальной школе".
2. Подборка книг для детей:
- Чуковский, К. И. "Ёжик в тумане".
- Усачёв, Ю. Д. "Куда делся солнечный зайчик?".
3. Книги по психологической подготовке:
- Маркова, А. В. "Психология общения с детьми".
- Эльконин, Д. Б. "Психология игрового взаимодействия".
4. Литература по развитию классного коллектива:
- Лунц, М. И. "Как создать дружный класс".
- Фалина, Н. И. "Формирование сплочённости класса".
5. Справочники и энциклопедии:
- Справочник для учителей "Всё о начальной школе".
- Энциклопедия для родителей "Воспитание и обучение в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.