Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности
Оценка 5

Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа
Взрослым
10.01.2023
Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности
Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности
Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности.docx

Министерство просвещения РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра общей и социальной психологии

Направление: 44.04.01. Психология карьерного сопровождения личности

 

Реферат на тему:

«Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности»

 

 

Работа выполнена студенткой

1 курса магистратуры, группы 91104, очной формы обучения

Прозоровой Елизаветой Максимовной

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2022

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие профессии, специальности, трудового поста, рабочего места. 5

1.1. Классификация профессий Климова В.А. 6

1.2. Профессионаграмма, понятие, структура, функции и виды.. 9

1.3. Психограмма, понятие и состав. 12

Глава 2. Модель профессионала, понятие, структура, виды. 14

2.1. Должностная инструкция, понятие и структура. 16

2.2. Трудовой договор, понятие и структура. 18

2.3. Психологический контракт, понятие и структура. 23

Заключение. 25

Библиографический список. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Посредством профессионализации личности человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности. Целесообразно разграничение первичной и вторичной профессионализации.

Проблема профессионального развития личности крайне сложна и многообразна. Существует множество внешних (влияние воспитания и окружения) и внутренних (природные склонности человека) факторов, в течение длительного времени оказывающих влияние на профессионализацию личности. Профессиональное становление личности тесно связано с ее развитием, поэтому для становления личности профессионала имеют значение общие факторы развития.

Основными факторами развития выступают биологические и социальные. К биологическим факторам, влияющим на развитие и становление личности, относят наследственность. Наследственность влияет на воспитание ребенка в семье, школе, а затем и в трудовом коллективе.

К социальным факторам становления личности относится среда и воспитание. Именно под влиянием среды и воспитания происходит становление человека как семьянина, гражданина и работника-профессионала. 

Следовательно, внешняя среда, биологические задатки и воспитание составляют триаду факторов развития и формирования личности.

Исследование проблемы профессионального становления и развития личности отражено в работах зарубежных и отечественных специалистов. Данная область научного познания представлена весьма разноплановыми теориями, включающими как комплексные исследования, так и более узкие, рассматривающие определенный этап или процесс профессионализации.

Таким образом, исследование проблемы профессионального развития личности — весьма актуальная и значимая задача, поскольку данный вид человеческой активности охватывает значительную часть онтогенеза человека и неразрывно связан с социализацией индивида, его самореализацией и самоактуализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие профессии, специальности, трудового поста, рабочего места.

1. Профессия (от фр. profiteri — говорить публично) — это исто­рически развивающаяся система и в то же время система, за­крепляющаяся в культуре вследствие общественного разделе­ния труда и трудовых функций.

В научной психологической литературе профессия рассматривается как:

1)    общность лю­дей, имеющих специальную подготовленность и занятых в определенной области труда;

2)    область деятельности со мно­жеством трудовых постов;

3)    работа и процесс деятельности;

4)    качественная определенность человека;

5)    реальность, раз­виваемая и преобразуемая, по образному выражению Е.А. Климова, «массовой положительной отсебятиной» про­фессионала.

Наиболее распространена трактовка профессии как вида и как предметной области трудовой деятельности. Под предметной областью труда принято понимать систему свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту. Предметные области труда задаются социальными нормами, которые складываются и развиваются в общественно-историческом масштабе, порождаются, создаются в деятельности людей. Профессия дает человеку возможность взамен затраченного труда получать необходимые средства существования и развития.

Существенными признаками профессии являются:

1.     Обширная подготовка и обучение для реализации профессиональных практик,

2.     Интеллектуальная составляющая,

3.     Общественная полезность и важность для государства,

4.     Профессиональные организации и корпоративные ценности,

5.     Самостоятельность в работе и принятии решений.

2. Специальность — это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знанийумений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

3.Трудовой пост- ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества - материальных вещей, информации, обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов.

Основные составляющие трудового поста:

1)    заданные цели, представления о результате труда;

2)    заданный предмет (исходный материал - возможно, вещь, ситуация неопределенности, любая система: биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно - эстетическая);

3)    система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различны);

4)    система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

5)    система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством);

6)    производственная среда (предметные. информационные, социальные условия труда).

 

4. Рабочее место — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

Классификация рабочего места:

1) постоянным;

2) временным;

3) вне места работодателя (дистанционная или удаленная работа).

 

1.1. Классификация профессий Климова В.А.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются 5 видов профессии:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древне греч. "гнозис" -знание).

в типе "человек - природа"

в типе "человек – техника"

в типе "человек – человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

2. Преобразующие профессии (П).

в типе "человек - природа"

в типе "человек - техника"

в типе "человек - человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

3. Изыскательские профессии (И).

в типе "человек - природа"

в типе "человек - техника"

в типе "человек - человек"

в типе "человек - знаковая система"

в типе "человек - художественный образ"

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

В классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

1. Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

2.      Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

3.      Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

 

 

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

 

1.2. Профессионаграмма, понятие, структура, функции и виды

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются

на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности).

3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими".

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм:

1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу), где выделяются:

а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.;

б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

4. "Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль — это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку".

Структура модуля:

1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля);

2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля).

Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.

5. А.К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять:

а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

 

1.3. Психограмма, понятие и состав.        

 

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Термин "психограмма" был предложен немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн определил, что результатом психографирования должна была стать психограмма личности.

На сегодняшний день в различных источниках мы встречаем ряд трактовок психограммы:

- часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы требования к личности, т.е. перечень психических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям к занятиям определенной профессией;

- часть профессиограммы, отражающая требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности специалиста, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности (или описание упорядоченной совокупности профессионально важных качеств профессионала);

- описание структуры психологических качеств человека, симметричных (адекватных) или несоответствующих объективным требованиям профессиональной деятельности ("человек в профессии");

- описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста;

Различают следующие виды психограмм (В. Е. Орел).

1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; 2) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

Различают также такие виды психограмм:

- полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе);

- частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон);

- срезовые (составлялась при разовом обследовании личности);

- продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени). По мнению Штерна, только продольные психограммы могут дать психологу сведения о тенденциях развития личности.

 

Глава 2. Модель профессионала, понятие, структура, виды.

Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. К каждому виду профессиональной деятельности желательно подбирать, разрабатывать личностные качества.

Разработка модели личности специалиста означает исследование, выявление, определение его назначения, видов деятельности и решаемых задач, требований к его знаниям, умениям, способностям, нравственным, коммуникативным организаторским и другим личностным качествам. Нам представляется, что модель специалиста необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) личности, как субъекта познания, общения и жизнедеятельности,

2) личности, как члена общества,

3) личности, как субъекта профессиональной деятельности,

На первом уровне личность раскрывается как индивидуальность, как человек, обладающий разумом, речью, характером, разнообразными способностями, физическими и духовными качествами (мировоззрением, интересами, ценностными ориентациями, нравственными и эстетическими качествами).

На втором уровне специалист рассматривается как гражданин, член общества, как носитель социально значимых функций и личностных качеств.

На третьем уровне он выступает как субъект производственной и гуманитарной деятельности, как носитель профессиональных и гуманитарных знаний, умений, навыков, способностей и других профессионально-значимых качеств, обусловленных родом производственной деятельности (профессии), видом этой деятельности и отраслью производства (специальностью).

Исходя из такого подхода к разработке модели личности специалиста, можно утверждать, что на первом уровне предметом анализа выступают характеристика личности, ее типологические и индивидуальные свойства.

Известный психолог А. К. Маркова выделяет следующие основные составляющие модели специалиста:

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога;

2) профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач);

3) квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда).

Особенно важно для психологического понимания основных требований к психологу описание деятельности по разным психологическим специальностям А. К. Маркова выделяет:

1) модель уже действующего (работающего, готового) специалиста;

2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной деятельности будущих специалистов и их ориентации на модель уже готового специалиста).

При описании модели готового специалиста выделяются модель деятельности специалиста, а также модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматриваются требования к разным образовательно-возрастным группам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт.

 

2.1. Должностная инструкция, понятие и структура.

Должностная инструкция - это внутренний организационно-распорядительный документ, содержащий конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, его прав и мер ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

Должностная инструкция выполняет следующие задачи:

1.       установление квалификационных требований, предъявляемых к определенной должности, выполняемой работе (образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и т. п.);

  1. определение должностных обязанностей работника (круг обязанностей, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т. п.);
  2. установление пределов ответственности работника.

Таким образом, главное предназначение должностной инструкции - определение работнику круга его обязанностей, прав, ответственности.

Должностная инструкция работника может быть представлена в двух вариантах:

1. Типовая должностная инструкция по конкретной должности, т.е. универсальная для всех работников по данной позиции. С ней все соответствующие работники знакомятся под личную подпись. Чтобы требования законодательства нарушены не были, необходимо должностные обязанности предусмотреть также и в тексте трудового договора.

При использовании этого варианта должностные обязанности работника в трудовом договоре должны быть аналогичны тем, которые перечислены в типовой должностной инструкции.

2. Должностная инструкция составляется отдельным документом (с указанием перечня должностных обязанностей, вопросами подчиненности, взаимодействия и т.д.) и оформляется приложением к трудовому договору. В таком случае в основном тексте договора может отсутствовать перечень должностных обязанностей, однако необходима ссылка на данное приложение.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы:

1). Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

Должность сотрудника.

Наименование подразделения.

Подчиненность сотрудника.

Порядок назначения на должность и отстранения от нее.

Особенности замещения основного сотрудника временным.

Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

2). Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

3)Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

Соблюдение сроков подготовки документации.

Следование правилам взаимодействия в коллективе.

Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

4). Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

Принятие решений в установленных рамках полномочий.

Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.

Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

5). Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

6). Взаимодействие

Здесь фиксируется порядок взаимодействия сотрудника с подразделениями/ руководством.

7). Утверждение

Инструкции обычно создаются кадровым отделом. На документе ставится подпись руководителя отдела. Рекомендуется согласовать его с руководителями подразделений, где работает сотрудник, для которого формируется инструкция. Документ утверждается руководителем компании.

После того, как инструкция утверждена, нужно ознакомить с ней сотрудника под роспись. Работник ставит свою роспись в одном из следующих мест:

 

2.2. Трудовой договор, понятие и структура.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном объёме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 ТК Российской Федерации).

Сторонами трудового договора являются работник и работодатель, причём обе стороны свободны и равноправны в выборе другой стороны трудового договор

Под содержанием трудового договора следует понимать совокупность его условий, определяющих права и обязанности сторон, а также сведений о сторонах договора.

Согласно статье 57 ТК Российской Федерации в трудовом договоре указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор;

- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица, заключивших трудовой договор;

- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделён соответствующими полномочиями;

- место и дата заключения трудового договора.

Условия трудового договора можно разделить на две группы:

1) обязательные (необходимые) – условия, по которым стороны должны, в соответствии с трудовым законодательством, достичь соглашения;

2) дополнительные (факультативные) – условия, которые устанавливаются в трудовом договоре по инициативе либо работника, либо работодателя.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

1) место работы (т.е. наименование работодателя) (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

2) должность согласно штатному расписанию, профессии, специальности с указанием квалификации. Также здесь должен быть указан конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

3) дата начала работы. Если заключается срочный трудовой договор, то здесь также указывается срок действия этого договора и обстоятельства (причины), согласно которым заключается этот срочный трудовой договор (абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

То есть, указывается, что сотрудник привлекается к работе по срочному соглашению на определенный период с указанием даты увольнения. В случае если после завершения срочного трудового договора сотрудник продолжает работать, то такой срочный трудовой договор переквалифицируется в бессрочный трудовой договор. Трудовой договор, в котором срок действия не указан, считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае считается, что сотрудник принят на работу на постоянной основе (ч. 3 ст. 58 ТК РФ);

4) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

5) режим рабочего времени и времени (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

6) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В этом случае должна быть указана характеристика условий труда на рабочем месте (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

7) условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

8) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (например, характер работы может быть разъездным или в пути) (абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

9) условие об обязательном социальном страховании работника (абз. 10 ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

10) другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В трудовом договоре также могут предусматриваться дополнительные условия, в частности об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны; об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; об улучшении социально-бытовых условий работника и его семьи и т.д.

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством, однако их невключение в трудовой договор не может рассматриваться как отказ от реализации прав или исполнения обязанностей.

В зависимости от сроков действия, трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределённый срок;

2) на определённый срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор может заключаться в двух случаях:

1) когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения;

2) по соглашению сторон без учёта характера предстоящей работы или условий её выполнения.

С учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения срочный трудовой договор заключается (статья 59 ТК Российской Федерации):

- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;

- на время выполнения временных, сезонных работ;

- с лицами, направляемыми на работу за границу;

- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные и т.д.);

- с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

- с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

- с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

- в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуаль­ных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);

- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера;

- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

- для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

- с лицами, поступающими на работу по совместительству;

- в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

Общий перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров может быть подразделен как минимум на три основные группы, обусловленные:

1) особенностями личности (правового положения) работника или работодателя;

2) ограниченностью во времени, в силу определенных обстоятельств, трудовой деятельности, для которой привлекается работник;

3) местом применения труда работника.

 

2.3. Психологический контракт, понятие и структура

Психологический контракт можно описать как набор взаимных неписанных ожиданий, существующих между работниками и работодателем. Он подразумевает, что существует непрописанный, постоянно действующий набор ожиданий у каждого сотрудника организации, который затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства. Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу ожидать от организации» и «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.

Трудовые отношения являются основой управления людьми во всех аспектах и состоят из комбинации убеждений работника и его работодателя по поводу того, чего они ожидают друг от друга. Это и есть психологический контракт. Его можно описать как набор взаимных, но не оформленных ожиданий. Согласно определению Шейна (1965): «Понятие психологического контракта подразумевает, что у нового члена организации, различных менеджеров и других членов этой организации существует не сформулированный в письменном виде набор ожиданий, которые справедливы во все времена».

Д. Руссо и К. Уейд-Бензони (1994) расширили это определение: Психологический контракт связан с убеждениями индивидуума касательно обещаний, его и других; эти обещания были даны, их приняли и на их выполнение рассчитывают. Поскольку психологический контракт представляет собой то, как люди истолковывают обещания и обязательства, то две стороны одних и тех же трудовых отношений (работник и работодатель) могут придерживаться различных взглядов по поводу конкретных условий.

Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу обоснованно ожидать от организации», «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.

Аспекты трудовых отношений, подразумеваемые психологическим контрактом, включают, с точки зрения работника, следующее:

  • уверенность в том, что руководство организации сдержит свои обещания, т.е. «выполнит сделку»; отношение к работникам с позиций справедливости, равенства и стабильности;
  • гарантия занятости;
  • возможность проявить компетентность;
  • ожидание карьерного роста и условия для развития умений и навыков;
  • вовлеченность в трудовой процесс и возможность влияния.

С точки зрения работодателя, психологический контракт включает следующие аспекты трудовых отношений:

  • приверженность;
  • компетентность; усилия; подчинение; верность.

Как отмечали Гест и соавторы (Guest et al, 1996):

«В то время как ожидания работников остаются прежними — безопасность, карьера, справедливое вознаграждение, интересная работа и т.д., работодатели больше не считают возможным или обязательным предоставлять все эти блага. Напротив, они требуют от своих работников большего вклада и толерантного отношения к неопределенности и изменениям, предоставляя меньше взамен, в особенности меньше гарантий и более ограниченные перспективы развития карьеры».

Ожидания работодателя и работника принимают форму неоговоренных предположений. Таким образом, разочарование со стороны как руководства, так и работников может оказаться неизбежным. Предотвратить разочарование можно, если руководство признает, что одной из ключевых задач является управление ожиданиями, которое означает разъяснение работнику, что работодатель ожидает от него в плане результатов, умений, навыков и ценностей. По сути, это не только вопрос проговаривания и формализации ожиданий, но и обсуждения и согласования их с индивидуальными работниками и группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество: сб. Вып. 2. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. С. 247.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.

3. Бякова Н. В. Производственная практика как средство становления регуляторного опыта будущего специалиста // Психология в вузе. 2009. № 1. С. 23–29.

4. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось, 1999.

5. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986.

6. Грановская Р. М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007.

7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.

8. Дружилов С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006.

10. Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск, 1983.

11. Кашапов А. С. Сравнительные характеристики социально-психологической адаптации и конфликто устойчивости студентов-первокурсников // Социальный мир человека. Вып. 2: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25– 26 июня 2008 г.; под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2008. С. 89–91.

12. Кашапов М. М. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: методические указания. Ярославль, 2001.

13. Кашапов М. М. Имитационные активные методы обучения: методические указания. Ярославль, 2001. 100

14. Кашапов М. М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальный психолог. 2003. Выпуск № 1 (5). С. 39–44.

15. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала: монография. М.: ПЕРСЭ, 2006.

16. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. C. 387.

17. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.

18. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970.

19. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

20. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005.

21. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989.

22. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.

23. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.

24. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М.: Академия, 2005.

25. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

26. Рогов Е. И. Выбор профессии: становление профессионала. М.: Владос-Пресс, 2003.

27. Сластенин В. А. и др. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.

28. Фонарёв А. Р. Психология становления личности профессионала: учеб. пособие для вузов. М.: МПСИ, 2005.

29. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

30. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago: Association Press, 1980. P. 25–28.


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения РФ

Министерство просвещения РФ

Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности

Внешние факторы и формы детерминации профессионализации личности

Введение Посредством профессионализации личности человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится…

Введение Посредством профессионализации личности человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится…

человеческой активности охватывает значительную часть онтогенеза человека и неразрывно связан с социализацией индивида, его самореализацией и самоактуализацией.

человеческой активности охватывает значительную часть онтогенеза человека и неразрывно связан с социализацией индивида, его самореализацией и самоактуализацией.

Глава 1. Понятие профессии, специальности, трудового поста, рабочего места

Глава 1. Понятие профессии, специальности, трудового поста, рабочего места

Профессиональные организации и корпоративные ценности, 2

Профессиональные организации и корпоративные ценности, 2

Рабочее место — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или…

Рабочее место — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или…

Человек – знаковая система (3)

Человек – знаковая система (3)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии

Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими"

Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать "методологическими"

Модульный подход" в профессиографировании (по

Модульный подход" в профессиографировании (по

При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи

При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи

Различают следующие виды психограмм (В

Различают следующие виды психограмм (В

Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии

Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии

На первом уровне личность раскрывается как индивидуальность, как человек, обладающий разумом, речью, характером, разнообразными способностями, физическими и духовными качествами (мировоззрением, интересами, ценностными ориентациями, нравственными и…

На первом уровне личность раскрывается как индивидуальность, как человек, обладающий разумом, речью, характером, разнообразными способностями, физическими и духовными качествами (мировоззрением, интересами, ценностными ориентациями, нравственными и…

При описании модели готового специалиста выделяются модель деятельности специалиста, а также модель личности специалиста

При описании модели готового специалиста выделяются модель деятельности специалиста, а также модель личности специалиста

Должностная инструкция, понятие и структура

Должностная инструкция, понятие и структура

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот

Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций

Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций

ТК Российской Федерации). Сторонами трудового договора являются работник и работодатель, причём обе стороны свободны и равноправны в выборе другой стороны трудового договор

ТК Российской Федерации). Сторонами трудового договора являются работник и работодатель, причём обе стороны свободны и равноправны в выборе другой стороны трудового договор

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: 1) место работы (т

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: 1) место работы (т

ТК РФ); 9) условие об обязательном социальном страховании работника (абз

ТК РФ); 9) условие об обязательном социальном страховании работника (абз

С учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения срочный трудовой договор заключается (статья 59

С учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения срочный трудовой договор заключается (статья 59

Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера; - с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах

Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера; - с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах

Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами

Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами

Д. Руссо и К. Уейд-Бензони (1994) расширили это определение:

Д. Руссо и К. Уейд-Бензони (1994) расширили это определение:

Как отмечали Гест и соавторы (Guest et al, 1996): «В то время как ожидания работников остаются прежними — безопасность, карьера, справедливое вознаграждение, интересная работа и…

Как отмечали Гест и соавторы (Guest et al, 1996): «В то время как ожидания работников остаются прежними — безопасность, карьера, справедливое вознаграждение, интересная работа и…

Заключение

Заключение

Библиографический список 1. Ананьев

Библиографический список 1. Ананьев

Кашапов А. С. Сравнительные характеристики социально-психологической адаптации и конфликто устойчивости студентов-первокурсников //

Кашапов А. С. Сравнительные характеристики социально-психологической адаптации и конфликто устойчивости студентов-первокурсников //

Пряжников Н. С., Пряжникова Е

Пряжников Н. С., Пряжникова Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.