ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Эрудит.Русский язык с увлечением» составлена на основе авторской программы В.Н.Воротниковой, Н.С.Касель, И.В.Шалагиной. Эрудит. Русский язык с увлечением. Наблюдаю, рассуждаю, сочиняю…1 класс. Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие. – М:Планета,2017. – (Учение с увлечением)
Курс «Эрудит. Русский язык с увлечением» является продолжением и дополнением дисциплин гуманитарно – экологической направленности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Основной целью данного курса является комплексное развитие речи первоклассников, формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной речи. Развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей.
Главной задачей курса является обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся. Данный курс направлен на формирование ведущих компетенций ичности учащихся начальных классов:
-коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
-информационная – умение работать со всеми видами информации;
-автономизационная – умение саморазвития;
-социальная – умение жить и работать с другими людьми.
Программа предусматривает соблюдение одновременности работы над всеми компонентами языковой системы. Работа по развитию речи является системной, охватывает все её стороны и решает ряд специфических задач:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
-развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца;
-работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
-формирование и развитие фонематических процессов;
-уточнение и расширение лексического запаса;
-формирование и развитие грамматического строя речи;
-формирование полноценной связной устной и письменной речи.
Программа включает три направления работы::
Развитие фонетико – фонематической стороны речи.
Развитие лексико – грамматической стороны речи.
Развитие связной речи.
место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение курса «Эрудит. Русский язык с увлечением» в 1 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с календарно-учебным графиком 2019 – 2020 учебного года рабочая программа составлена на 35часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Учащийся должен знать:
-строение артикуляционного аппарата;
-акустико-артикуляционные различия и сходство звуков;
-о значении правильного дыхания;
-основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
Учащиеся должны уметь:
-называть отличия гласных и согласных звуков;
-правильно обозначать звуки буквами;
-производить звуко – слоговой анализ и синтез слова;
-определять место ударения в слове;
-отличать на слух выразительную речь от невыразительной;
-уметь пользоваться дыханием и голосом в процессе речи;
-вычленять в тексте опорные слова.
Учащиеся научатся:
-работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;
-отгадывать загадки;
-разгадывать ребусы;
-составлять предложения и рассказы на заданную тему;
-составлять рассказ с опорой на план;
-работать с фразеологизмами;
-разгадывать кроссворды;
Учащиеся получат возможность научиться:
-сочинять чистоговорки;
-сочинять небольшие стихотворения;
-составлять тематические словарики;
-работать с фразеологическими оборотами;
-работать с пословицами и поговорками.
Формирование универсальных учебных действий
В области познавательных учебных действий учащиеся научатся:
-искать и выделять необходимую информацию;
-анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях.
В области личностных учебных действий учащиеся научатся:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-поиск необходимой информации для выполнения заданий повышенной сложности с использованием справочной литературы.
В области контроля и самоконтроля учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что можно по – разному отвечать на вопрос;
-обращаться к тексту для подтверждения своего ответа.
В области коммуникативных учебных действий учащиеся научатся:
А)в рамках коммуникации как сотрудничества:
-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-выполнять работу по цепочке;
Б)в рамках коммуникации как взаимодействия:
-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Звуки. Обозначение звука буквой. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова. Слог. Ударение.
Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Речь.Техника речи. Слова – названия предметов. Слова-названия признаков. Слова – названия действий. Предложение. Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Общее понятие о тексте. Тема текста. Опорные слова. Заглавие текста. Деление текста на предложения. Составление полных, кратких ответов на вопросы. Пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п |
Тема |
Кол- во часов |
|
1. |
Здравствуй, давай знакомиться! |
1 |
|
2 |
Звуки речи и буквы. |
1 |
|
3. |
Звуки речи: гласные и согласные. |
1 |
|
4. |
Алфавит |
1 |
|
5. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
1 |
|
6. |
Звонкие и глухие согласные звуки. |
1 |
|
7. |
Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных. |
1 |
|
8. |
Деление слов на слоги. |
1 |
|
9. |
Деление слов на слоги. Ударение. |
1 |
|
10. |
Перенос слов. |
1 |
|
11. |
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
1 |
|
12. |
Слово и его значение. |
2 |
|
13. |
Слова – названия предметов. |
1 |
|
14. |
Слова – названия признаков предметов. |
1 |
|
15. |
Слова – названия действий предметов. |
1 |
|
16. |
Предложение. |
1 |
|
17. |
Предложение. |
1 |
|
18. |
Антонимы. |
1 |
|
19. |
Синонимы. |
1 |
|
20. |
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
1 |
|
21. |
Текст. |
4 |
|
22. |
Ответы на вопросы. |
1 |
|
23. |
Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
1 |
|
24. |
Орфограммы. Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|
25. |
Орфограммы. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
2 |
|
26. |
Орфограммы. Правописание безударной гласной в корне слова. |
2 |
|
27. |
Орфограммы. Ь-показатель мягкости согласных. Ь – разделительный. |
1 |
|
28. |
Фразеологизмы. |
1 |
|
29. |
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
1 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п |
Дата |
Тема |
Коррекция |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
01.09. |
|
Здравствуй, давай знакомиться! |
|
2 |
08.09. |
|
Звуки речи и буквы. |
|
3. |
15.09. |
|
Звуки речи: гласные и согласные. |
|
4. |
22.09. |
|
Алфавит |
|
5. |
29.09. |
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
|
6. |
06.10. |
|
Звонкие и глухие согласные звуки. |
|
7. |
13.10. |
|
Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных. |
|
8. |
20.10. |
|
Деление слов на слоги. |
|
9. |
27.10. |
|
Деление слов на слоги. Ударение. |
|
10. |
10.11. |
|
Перенос слов. |
|
11. |
17.11. |
|
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
|
12- 13 |
24.11. 01.12. |
|
Слово и его значение. |
|
14. |
08.12. |
|
Слова – названия предметов. |
|
15. |
15.12. |
|
Слова – названия признаков предметов. |
|
16. |
22.12. |
|
Слова – названия действий предметов. |
|
17. |
29.12. |
|
Предложение. |
|
18. |
12.01. |
|
Предложение. |
|
19. |
19.01. |
|
Антонимы. |
|
20. |
23.01. |
|
Синонимы. |
|
21. |
02.02. |
|
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
|
22- 25. |
09.02. 16.02. 02.03. 09.03. |
|
Текст. |
|
26. |
16.03. |
|
Ответы на вопросы. |
|
27. |
23.03. |
|
Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
|
28. |
06.04. |
|
Орфограммы. Заглавная буква в именах собственных. |
|
29 – 30. |
13.04. 20.04. |
|
Орфограммы. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
31- 32.. |
27.04. 04.05. |
|
Орфограммы. Правописание безударной гласной в корне слова. |
|
33. |
11.05. |
|
Орфограммы. Ь-показатель мягкости согласных. Ь – разделительный. |
|
34. |
18.05. |
|
Фразеологизмы. |
|
35. |
25.05. |
|
Открытия эрудитов. Олимпиада. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.