Внеурочная деятельность
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность

Оценка 4.9
docx
12.12.2021
Внеурочная деятельность
Мукосольки
Мукосольки (Колядина)..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»

 

 

 

Рассмотрено на

методическом совете

Протокол от 30.08.2019 г.1

 ________________

(Гаврилова В.В.)

 

Согласовано»

заместитель  директора по УВР

___________

(Едакова Л.С.)

Дата: 30.08.2020 г.

«Утверждена»

приказом директора

МКОУ СОШ с. Мельница

от 30.08.2019 г.    № 154

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рабочая программа 

 

«Мукосольки»

внеурочная деятельность

 

социальное

направление

 

1-4 класс

класс

 

начального общего образования

уровень

 

Срок реализации: 4 года

 

 

 

Составитель программы

Степанова К.В.

                                                                                                                                                                                                   ФИО учителя     

                                                                                                                 учитель начальных классов                                                                                                          

                                                                                                                                                                                          должность

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мельница

2020 год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов  составлена  на основе  примерной  авторской программы В.Д. Симоненко «Технология. Трудовое обучение», Вентана-Граф, 2008 г.

Актуальность программы

Дети  очень  любят  лепить.  Лепка  является  одним  из  самых осязаемых  видов  художественного  творчества,  в  котором  из  пластичных  материалов  создаются  объѐмные  (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия  дают  уникальную  возможность  моделировать  мир  и  своѐ  представление  о  нѐм  в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Направленность программы

«Мукосольки» является программой социальной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Цели: создание условий для развития творческих способностей детей, формирование духовной культуры и  представлений о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде.

Задачи:

1)  образовательные:

Ø  расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству;

Ø  освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

2) развивающие:

Ø  развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой;

Ø  раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания;

Ø  волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

Ø  раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии.

3) воспитательные:

Ø  воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество;

Ø  воспитывать  интерес  к  изучению  и   познанию декоративно-прикладного искусства,  к малым скульптурным жанрам;

Ø  воспитывать  культуру  поведения   в  обществе  с  детьми  и взрослыми;

Ø  приобщить   к  уважению  выполненных   работ   детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7– 11 лет. Также данная программа может быть реализована для обучающихся с ОВЗ.

Объём программы: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мукосольки»  рассчитана на 135 часов  в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет.

 

Планируемые результаты изучения  курса «Мукосольки»

Личностные результаты

- осознание созидательного и нравственного значения тру­да в жизни человека и общества;

- положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;

- представления о мире профессий и важности правильно­го выбора профессии, о материальной культуре как про­дукте предметно-преобразующей деятельности челове­ка, о роли ручного труда в жизни человека;

- уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

-умение формулировать точку зрения;

-умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения;

-умение определить общую цель и пути еѐ достижения.

Познавательные:

-умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;

-умение осуществлять логическое действие «синтез»;

-умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным самостоятельно выбранным критериям;

-умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям;

-умение осуществлять логическое действие «обобщение»;

-умение устанавливать аналогии;

-умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные:

-умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

- овладение приѐмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приѐмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

В результате освоения программы «Мукосольки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

- определять последовательность действий при выполнении работы с тестом;

- лепить конусообразные формы;

- лепить используя «защип» и «оттягивание»;

- изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;

- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности

Данной программой  предусмотрено  четыре  основных  вида  занятий:  лепка, художественная  роспись,  декорирование  изделий  из  соленого  теста,  беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте вокруг нас.

1.    Лепка.

Лепка основных элементов, отработка приемов, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия.                                                                          

2.    Художественная роспись готовых изделий.      

  Обработка изделий в домашних условиях; способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка; эффекты подрумянивания, цветовые эффекты. Использование природных материалов в украшении поделок из теста; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.            

3.    Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте вокруг нас.

4.    Творческие отчеты, выставки.  

             Дети хотят праздника каждый день – творчество может и должно стать для них источником радости, а уже потом знаний и умений. Выполнение совместных проектов сплачивает детей. Ребенок, попадая в атмосферу творческого коллектива, расширяет мировоззрение. Мир перестает быть ограниченным рамками семьи, школы, двора.                                       

            Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.) Практическая работа является основной формой проведения занятия.  Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является  занятие «творческая мастерская». В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

 

Тематическое планирование курса «Мукосольки»

1класс

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Рабочее место.  Знакомство с историей соленого теста. Знакомство с основными приемами лепки

1

1

 

Раздел 2

Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста

1

1

 

Раздел 3

Изготовление, роспись, оформление поделок из соленого теста

30

 

30

Раздел 4

Итоговое занятие

1

 

1

Итого

33

2

31

 

2 класс

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Вводное занятие.

1

1

 

Раздел 2

Мелкие сувениры.

6

1

5

Раздел 3

Знакомство с животными и растительным миром.

6

1

5

Раздел 4

История русских праздников.

6

1

5

Раздел 5

Человек – дитя природы.

7

1

6

Раздел 6

Сказки мира.

7

1

6

Раздел 7

Итоговое занятие

1

 

1

Итого

34

6

27

 

3 класс

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Вводное занятие.

1

1

 

Раздел 2

Знакомство с портретом.

6

1

5

Раздел 3

Знакомство со скульптурой.

7

1

6

Раздел 4

Знакомство с современным интерьером дома.

6

1

5

Раздел 5

История русских праздников.

6

1

5

Раздел 6

Игротека.

7

1

6

Раздел 7

Итоговое занятие

1

 

1

Итого

34

6

28

 

4  класс

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1

Вводное занятие.

1

1

 

Раздел 2

Композиция. Сюжетная многофигурная композиция.

4

1

3

Раздел 3

Коллаж. Виды, варианты изготовления.

4

1

3

Раздел 4

Декоративные решётки.

3

 

3

Раздел 5

Копилки.

3

 

3

Раздел 6

 

 

 

Стилизация животных.

9

1

8

Раздел 7

Изготовление декоративных подвесок для оформления интерьера.

2

 

2

Раздел 8

 

 

 

Органайзер.

2

 

2

Раздел 9

 

 

 

Картины из соленого теста

5

1

4

Раздел 10

 

 

 

Итоговое занятие.

1

 

1

Итого

34

5

29

 

Формы подведения итогов реализации программы

 - конкурсы поделок  школьного уровня;

- выставки творческих работ, ярмарки-распродажи изделий учащихся.

Контрольно-оценочный материал

- алгоритмизация действий учащихся (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задания по определённому алгоритму);

- защита проектов.

Материально-техническое оснащение

1.        Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  оборудования, литературы.

2.        Инструменты и приспособления:  ножницы, кисти, стеки, баночки под воду, линейка, спички, свеча, скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки,  перчатки резиновые, губка.

3.        Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, тесьма, зубочистки,  фольга.

Используемая литература

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Гомозова Ю. Б.  “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль 1998

3. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

4. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.

7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

8. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.

9. Симоненко В. Д. «Технология. Трудовое обучение», Вентана-Граф, 2008 г.

 

Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема

Дата

Корректировка даты

1

Знакомство с историей соленого теста. Знакомство с основными приемами лепки

 

 

2

Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста

 

 

3-4

Изготовление косы с цветами (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

5-6

Венок с фруктами цитрусовыми (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

7-8

Венок с розами (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

9-10

Рамки с божьей коровкой (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

11-12

Рамка с бабочкой (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

13-14

Решетка с подсолнухами (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

15-16

Решетка с птичкой (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

17-18

Подсвечник с овощами (лепка, раскрашивание, оформление.

 

 

19-20

Подсвечник с бобовыми (лепка, раскрашивание, оформление)

 

 

21-22

Изготовление медальончика с колокольчиком.

 

 

23-24

Изготовление календаря с фруктами.

 

 

25-26

Изготовление сердечка с цветами.

 

 

27-28

Изготовление декоративных часов.

 

 

29-30

Подкова с цветами

 

 

31-32

Подкова с конем.

 

 

33

Заключительный урок

 

 

 

2 класс

п/п

Тема

Дата

Корректировка даты

1

Вводное занятие. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство со свойствами материалов (гипс, глина, тесто). Знакомство с инструментами и техникой безопасности.

 

 

2

Мелкие сувениры. Виды сувенирной продукции. Простейшие сувенирные медали.

 

 

3-7

Изготовление мелких сувениров: кулон «сердечко», украшение для стола «роза», подкова с розами, кулон «Смешинка», кулон «ромашка», медаль «Золотая рыбка», кулон «Царевна-лебедь».

 

 

8

Знакомство с животным и растительным миром. Среда обитания диких и домашних животных. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений. Гербарий. Трава, деревья, цветы. Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов.

 

 

9-13

Изготовление панно: «Корзина с фруктами», «Корзина с цветами», «Яблонька», «Аквариум», «Овечки на лужке».

 

 

14

История русских праздников и их особенности. Святки, Рождество, Новый год. Праздничные сувениры. Использование различных способов лепки: барельеф, горельеф, скульптура. Русский народный костюм. Знакомство с флористикой.

 

 

15-19

Изготовление поделок: «Дед Мороз», «Снегурочка»,  «Ангелочек», талисман года, рождественский венок.

 

 

20

Человек – дитя природы. Особенности строения тела, головы. Пропорции лица, формы глаз, бровей, щек, рта, носа, подбородка, ушей, шеи, плеч. Знакомство с художниками, скульпторами России.

 

 

21-26

Изготовление поделок: «Клоун», «Девочка с корзинкой», «Пастушок».

 

 

27

Сказки мира. Просмотр иллюстраций, чтение художественных книг, знакомство с художниками-мультипликаторами. Особенности  характера и фигуры героев.

 

 

28-33

Выполнение эскиза на бумаге карандашом, акварелью. Подготовка фона акварелью, смешивание красок на палитре. Лепка героев сказок с использованием природного материала, обыгрывание сюжетов. Панно: «Карнавальные маски», «Буратино и Мальвина», «Кот в сапогах», «Красная шапочка».

 

 

34

Итоговое занятие.

 

 

 

 

3 класс

п/п

Тема

Дата

Корректировка даты

1

Вводное занятие. Знакомство с новыми формами декоративно-прикладного искусства России: Гжель, Жостово, Дымка, украинская малевка, и стран ближнего зарубежья. Свойства материалов (камень, глина, дерево, тесто). Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

 

 

2

Знакомство с портретом. Русские художники-портретисты. Барельеф. Пропорции тела человека.

 

 

3-7

Изготовление поделок: «Кукла», «Мальчик», «Девочка».

 

 

8

Знакомство со скульптурной лепкой. Лучшие скульпторы и их творения. Характерные особенности фигуры человека, животных, пропорции тела. Тело в покое, в движении. Лепка волос человека и шерсти животного с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур.

 

 

9-14

Изготовление поделок: знаки Зодиака (овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы), панно «Деревня и крестьянский двор».

 

 

15

Знакомство с современным интерьером дома. Использование флористики для декорирования интерьера. Особенности построения букета. Настенное панно, декоративные решетки, настольные композиции, настенные украшения.

 

 

16-20

Изготовление поделок: рамка для фотографий, дерево в цветочном горшке, «Петух и курочка», «Лесная картинка», «Корзинка с фруктами».

 

 

21

История русских праздников:  Пасха.  Праздничные сувениры.

 

 

 

22-26

Изготовление поделок: пасхальные украшения.

 

 

27

Игротека. Возможности соленого теста для изготовления настольных игр: домино, коломино, головоломка.

 

 

28-33

Изготовление поделок: домино, коломино, головоломка.

 

 

34

Итоговое занятие.

 

 

 

4 класс

п/п

Тема

Дата

Корректировка даты

1

Вводное занятие.

 

 

2

Композиция. Сюжетная многофигурная композиция.  Основы составления многофигурных композиций.

 

 

3-5

Изготовление 2-3-х фигурной композиции.

 

 

6

Техника «коллаж», материалы и  инструменты, используемыми при работе в данной  технике.

 

 

7-9

Изготовление поделки в технике коллаж, используя природные материалы.

 

 

10-12

Изготовление декоративных решеток с использованием природных материалов.

 

 

13-15

Копилка.  Разработка эскиза  изготавливаемой копилки. Изготовление копилки.

 

 

16

Техника изготовления объёмных, стилизованных, полых фигур   животных.

 

 

17-24

Разработка эскиза изготавливаемых поделок. Изготовление объёмных, стилизованных, полых фигур животных.

 

 

25-26

Варианты изготовления  декоративных  подвесок. Разработка эскиза декоративных подвесок. Изготовление изделия.

 

 

27-28

Варианты технологии изготовления органайзера. Разработка эскиза, выбор техники изготовления  органайзера. Изготовления изделия.

 

 

29

Виды картин из  соленого теста.

 

 

30-33

Разработка эскиза картины из соленого теста. Изготовление изделия.

 

 

34

Итоговое занятие.

 

 

 


 

 



 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов составлена на основе примерной авторской программы

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов составлена на основе примерной авторской программы

Метапредметные результаты Коммуникативные: -умение формулировать точку зрения; -умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения; -умение определить общую цель и пути еѐ…

Метапредметные результаты Коммуникативные: -умение формулировать точку зрения; -умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения; -умение определить общую цель и пути еѐ…

Практическая работа является основной формой проведения занятия

Практическая работа является основной формой проведения занятия

Знакомство с портретом. 6 1 5

Знакомство с портретом. 6 1 5

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы

Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы

Изготовление календаря с фруктами

Изготовление календаря с фруктами

Человек – дитя природы. Особенности строения тела, головы

Человек – дитя природы. Особенности строения тела, головы

Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур

Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур

Изготовление декоративных решеток с использованием природных материалов

Изготовление декоративных решеток с использованием природных материалов

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021