Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рассмотрено на методическом совете Протокол от 30.08.2019 г. № 1 ________________ (Гаврилова В.В.)
|
Согласовано» заместитель директора по УВР ___________ (Едакова Л.С.) Дата: 30.08.2020 г. |
«Утверждена» приказом директора МКОУ СОШ с. Мельница от 30.08.2019 г. № 154
|
Рабочая программа
«Мукосольки»
внеурочная деятельность
социальное
направление
1-4 класс
класс
начального общего образования
уровень
Срок реализации: 4 года
Составитель программы
Степанова К.В.
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
с. Мельница
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов составлена на основе примерной авторской программы В.Д. Симоненко «Технология. Трудовое обучение», Вентана-Граф, 2008 г.
Актуальность программы
Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия дают уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Направленность программы
«Мукосольки» является программой социальной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Цели: создание условий для развития творческих способностей детей, формирование духовной культуры и представлений о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде.
Задачи:
1) образовательные:
Ø расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству;
Ø освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
Ø развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой;
Ø раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания;
Ø волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
Ø раскрытие личности ребенка в творческом его развитии.
3) воспитательные:
Ø воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество;
Ø воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства, к малым скульптурным жанрам;
Ø воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;
Ø приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7– 11 лет. Также данная программа может быть реализована для обучающихся с ОВЗ.
Объём программы: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мукосольки» рассчитана на 135 часов в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет.
Планируемые результаты изучения курса «Мукосольки»
Личностные результаты
- осознание созидательного и нравственного значения труда в жизни человека и общества;
- положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
- представления о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
- уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
-умение формулировать точку зрения;
-умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения;
-умение определить общую цель и пути еѐ достижения.
Познавательные:
-умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;
-умение осуществлять логическое действие «синтез»;
-умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным самостоятельно выбранным критериям;
-умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям;
-умение осуществлять логическое действие «обобщение»;
-умение устанавливать аналогии;
-умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
-умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- овладение приѐмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приѐмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
В результате освоения программы «Мукосольки» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- определять последовательность действий при выполнении работы с тестом;
- лепить конусообразные формы;
- лепить используя «защип» и «оттягивание»;
- изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
- объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
Данной программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
1. Лепка.
Лепка основных элементов, отработка приемов, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия.
2. Художественная роспись готовых изделий.
Обработка изделий в домашних условиях; способы сушки: воздушная, сушка в духовом шкафу, комбинированная сушка; эффекты подрумянивания, цветовые эффекты. Использование природных материалов в украшении поделок из теста; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями.
3. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
4. Творческие отчеты, выставки.
Дети хотят праздника каждый день – творчество может и должно стать для них источником радости, а уже потом знаний и умений. Выполнение совместных проектов сплачивает детей. Ребенок, попадая в атмосферу творческого коллектива, расширяет мировоззрение. Мир перестает быть ограниченным рамками семьи, школы, двора.
Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.) Практическая работа является основной формой проведения занятия. Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская». В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Тематическое планирование курса «Мукосольки»
1класс
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Рабочее место. Знакомство с историей соленого теста. Знакомство с основными приемами лепки |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
|||
Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста |
1 |
1 |
|
Раздел 3 |
|||
Изготовление, роспись, оформление поделок из соленого теста |
30 |
|
30 |
Раздел 4 |
|||
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итого |
33 |
2 |
31 |
2 класс
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
|||
Мелкие сувениры. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 3 |
|||
Знакомство с животными и растительным миром. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 4 |
|||
История русских праздников. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 5 |
|||
Человек – дитя природы. |
7 |
1 |
6 |
Раздел 6 |
|||
Сказки мира. |
7 |
1 |
6 |
Раздел 7 |
|||
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итого |
34 |
6 |
27 |
3 класс
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
|||
Знакомство с портретом. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 3 |
|||
Знакомство со скульптурой. |
7 |
1 |
6 |
Раздел 4 |
|||
Знакомство с современным интерьером дома. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 5 |
|||
История русских праздников. |
6 |
1 |
5 |
Раздел 6 |
|||
Игротека. |
7 |
1 |
6 |
Раздел 7 |
|||
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итого |
34 |
6 |
28 |
4 класс
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
|||
Композиция. Сюжетная многофигурная композиция. |
4 |
1 |
3 |
Раздел 3 |
|||
Коллаж. Виды, варианты изготовления. |
4 |
1 |
3 |
Раздел 4 |
|||
Декоративные решётки. |
3 |
|
3 |
Раздел 5 |
|||
Копилки. |
3 |
|
3 |
Раздел 6 |
|
|
|
Стилизация животных. |
9 |
1 |
8 |
Раздел 7 |
|||
Изготовление декоративных подвесок для оформления интерьера. |
2 |
|
2 |
Раздел 8 |
|
|
|
Органайзер. |
2 |
|
2 |
Раздел 9 |
|
|
|
Картины из соленого теста |
5 |
1 |
4 |
Раздел 10 |
|
|
|
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Итого |
34 |
5 |
29 |
Формы подведения итогов реализации программы
- конкурсы поделок школьного уровня;
- выставки творческих работ, ярмарки-распродажи изделий учащихся.
Контрольно-оценочный материал
- алгоритмизация действий учащихся (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задания по определённому алгоритму);
- защита проектов.
Материально-техническое оснащение
1. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы.
2. Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, баночки под воду, линейка, спички, свеча, скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка.
3. Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, тесьма, зубочистки, фольга.
Используемая литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Гомозова Ю. Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль 1998
3. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
4. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
8. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
9. Симоненко В. Д. «Технология. Трудовое обучение», Вентана-Граф, 2008 г.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Знакомство с историей соленого теста. Знакомство с основными приемами лепки |
|
|
2 |
Материалы и инструменты для изготовления изделий из соленого теста. Способы приготовления и хранения теста |
|
|
3-4 |
Изготовление косы с цветами (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
5-6 |
Венок с фруктами цитрусовыми (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
7-8 |
Венок с розами (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
9-10 |
Рамки с божьей коровкой (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
11-12 |
Рамка с бабочкой (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
13-14 |
Решетка с подсолнухами (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
15-16 |
Решетка с птичкой (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
17-18 |
Подсвечник с овощами (лепка, раскрашивание, оформление. |
|
|
19-20 |
Подсвечник с бобовыми (лепка, раскрашивание, оформление) |
|
|
21-22 |
Изготовление медальончика с колокольчиком. |
|
|
23-24 |
Изготовление календаря с фруктами. |
|
|
25-26 |
Изготовление сердечка с цветами. |
|
|
27-28 |
Изготовление декоративных часов. |
|
|
29-30 |
Подкова с цветами |
|
|
31-32 |
Подкова с конем. |
|
|
33 |
Заключительный урок |
|
|
2 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство со свойствами материалов (гипс, глина, тесто). Знакомство с инструментами и техникой безопасности. |
|
|
2 |
Мелкие сувениры. Виды сувенирной продукции. Простейшие сувенирные медали. |
|
|
3-7 |
Изготовление мелких сувениров: кулон «сердечко», украшение для стола «роза», подкова с розами, кулон «Смешинка», кулон «ромашка», медаль «Золотая рыбка», кулон «Царевна-лебедь». |
|
|
8 |
Знакомство с животным и растительным миром. Среда обитания диких и домашних животных. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений. Гербарий. Трава, деревья, цветы. Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов. |
|
|
9-13 |
Изготовление панно: «Корзина с фруктами», «Корзина с цветами», «Яблонька», «Аквариум», «Овечки на лужке». |
|
|
14 |
История русских праздников и их особенности. Святки, Рождество, Новый год. Праздничные сувениры. Использование различных способов лепки: барельеф, горельеф, скульптура. Русский народный костюм. Знакомство с флористикой. |
|
|
15-19 |
Изготовление поделок: «Дед Мороз», «Снегурочка», «Ангелочек», талисман года, рождественский венок. |
|
|
20 |
Человек – дитя природы. Особенности строения тела, головы. Пропорции лица, формы глаз, бровей, щек, рта, носа, подбородка, ушей, шеи, плеч. Знакомство с художниками, скульпторами России. |
|
|
21-26 |
Изготовление поделок: «Клоун», «Девочка с корзинкой», «Пастушок». |
|
|
27 |
Сказки мира. Просмотр иллюстраций, чтение художественных книг, знакомство с художниками-мультипликаторами. Особенности характера и фигуры героев. |
|
|
28-33 |
Выполнение эскиза на бумаге карандашом, акварелью. Подготовка фона акварелью, смешивание красок на палитре. Лепка героев сказок с использованием природного материала, обыгрывание сюжетов. Панно: «Карнавальные маски», «Буратино и Мальвина», «Кот в сапогах», «Красная шапочка». |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
|
|
3 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с новыми формами декоративно-прикладного искусства России: Гжель, Жостово, Дымка, украинская малевка, и стран ближнего зарубежья. Свойства материалов (камень, глина, дерево, тесто). Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. |
|
|
2 |
Знакомство с портретом. Русские художники-портретисты. Барельеф. Пропорции тела человека. |
|
|
3-7 |
Изготовление поделок: «Кукла», «Мальчик», «Девочка». |
|
|
8 |
Знакомство со скульптурной лепкой. Лучшие скульпторы и их творения. Характерные особенности фигуры человека, животных, пропорции тела. Тело в покое, в движении. Лепка волос человека и шерсти животного с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур. |
|
|
9-14 |
Изготовление поделок: знаки Зодиака (овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы), панно «Деревня и крестьянский двор». |
|
|
15 |
Знакомство с современным интерьером дома. Использование флористики для декорирования интерьера. Особенности построения букета. Настенное панно, декоративные решетки, настольные композиции, настенные украшения. |
|
|
16-20 |
Изготовление поделок: рамка для фотографий, дерево в цветочном горшке, «Петух и курочка», «Лесная картинка», «Корзинка с фруктами». |
|
|
21 |
История русских праздников: Пасха. Праздничные сувениры.
|
|
|
22-26 |
Изготовление поделок: пасхальные украшения. |
|
|
27 |
Игротека. Возможности соленого теста для изготовления настольных игр: домино, коломино, головоломка. |
|
|
28-33 |
Изготовление поделок: домино, коломино, головоломка. |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
|
|
4 класс
№ п/п |
Тема |
Дата |
Корректировка даты |
1 |
Вводное занятие. |
|
|
2 |
Композиция. Сюжетная многофигурная композиция. Основы составления многофигурных композиций. |
|
|
3-5 |
Изготовление 2-3-х фигурной композиции. |
|
|
6 |
Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной технике. |
|
|
7-9 |
Изготовление поделки в технике коллаж, используя природные материалы. |
|
|
10-12 |
Изготовление декоративных решеток с использованием природных материалов. |
|
|
13-15 |
Копилка. Разработка эскиза изготавливаемой копилки. Изготовление копилки. |
|
|
16 |
Техника изготовления объёмных, стилизованных, полых фигур животных. |
|
|
17-24 |
Разработка эскиза изготавливаемых поделок. Изготовление объёмных, стилизованных, полых фигур животных. |
|
|
25-26 |
Варианты изготовления декоративных подвесок. Разработка эскиза декоративных подвесок. Изготовление изделия. |
|
|
27-28 |
Варианты технологии изготовления органайзера. Разработка эскиза, выбор техники изготовления органайзера. Изготовления изделия. |
|
|
29 |
Виды картин из соленого теста. |
|
|
30-33 |
Разработка эскиза картины из соленого теста. Изготовление изделия. |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.