Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), на основании примерной авторской программы В. И. Ляха Москва. «Дрофа» 2014 г.
Актуальность программы
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала. Для решения данной проблемы создана программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Спортивные игры».
Направленность программы «Спортивные игры» является программой спортивно-оздоровительной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи:
· укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
· развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
· развитие сообразительности;
· развитие коммуникативных умений;
· воспитание внимания, культуры поведения;
· обучить умению работать индивидуально и в группе,
· развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
· развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7– 11 лет. Также данная программа может быть реализована для обучающихся с ОВЗ.
Объём программы: Рабочая программа «Спортивные игры» рассчитана на 68 часов в 1-4 классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В первый год обучения занятия проводятся в 1-2 классах по 40 минут (34 часа). Во второй год обучения занятия проводятся в 3-4 классах по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий – спортивный зал.
Планируемые результаты изучения курса «Спортивные игры»
Личностные результаты
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
В результате освоения программы «Спортивные игры» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
1 год обучения
В содержание программы на первом году обучения выделяются следующие разделы:
1.Общие подвижные символические игры: «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Без соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки: «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками: «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом: «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
5. Игры с прыжками: «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием: «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры: «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами: «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками: «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры: «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении: «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
14. Игры в фанты: «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
15. Игры- шутки: «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
16. Сюжетные игры: «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры: «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир русских народных игр». Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», « Гусиное перо», «Подвижки льда».
2 год обучения
В содержание программы на втором году обучения выделяются следующие разделы:
1. Теория: инструктаж по технике безопасности о поведении на улице, на стадионе, при занятиях с мячами, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину
2. Догонялки: перемена мест, передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место», «Лягушка», « Лиса в норку», «Гуси-лебеди», салки с домом, «Два Мороза», «Колдуны».
3. Поисковые игры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу.
4. Спортивные игры: упрощённый футбол, пионербол, баскетбол.
5. Игры с мячом, эстафеты: «Не упусти мяч», «Мяч капитану», ведение мяча, «Передал –садись», точный удар, упражнения с малым мячом, мяч над головой, «Земля – вода – небо», «Мяч сквозь обруч»
6. Спортивные эстафеты.
7. Упражнения с мячом.
8. Спортивные соревнования, игры на точность метания: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», набрасывание колец на кеглю, метание дисков.
9. Комбинированные эстафеты.
10.Игры с бегом. Эстафеты с набивными мячами: «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
11. Итоговое занятие. Спортивные почемучки, загадки, шарады, каламбуры. «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов» Игры, эстафеты с участием родителей
В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, пальчиковые игротренинги, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Программой предусматривается знакомство с историей появления, развития, игр различных национальностей и славянских народов. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх.
Тематическое планирование
1 год обучения
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Общие подвижные символические игры. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2 |
|||
Игры для формирования правильной осанки. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 3 |
|||
Игры со скакалками |
2 |
|
2 |
Раздел 4 |
|||
Игры с бегом |
3 |
1 |
2 |
Раздел 5 |
|||
Игры с прыжками |
2 |
|
2 |
Раздел 6 |
|||
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча |
2 |
|
2 |
Раздел7 |
|||
Игры лазанием и перелезанием |
2 |
|
2 |
Раздел 8 |
|||
Игры для развития внимания |
2 |
|
2 |
Раздел 9 |
|||
Общеразвивающие игры |
3 |
|
3 |
Раздел 10 |
|||
Игры с разными предметами |
2 |
|
2 |
Раздел 11 |
|||
Игры с камешками, шариками и палками |
1 |
|
1 |
Раздел 12 |
|||
Хороводные игры |
1 |
|
1 |
Раздел 13 |
|||
Игры в помещении |
2 |
|
2 |
Раздел 14 |
|||
Игры в фанты |
1 |
|
1 |
Раздел 15 |
|||
Игры- шутки |
1 |
|
1 |
Раздел 16 |
|||
Сюжетные игры |
2 |
|
2 |
Раздел 17 |
|||
Загадки, шарады, каламбуры |
1 |
|
1 |
Раздел 18 |
|||
Праздник «Мир русских народных игр» |
3 |
1 |
2 |
Всего часов |
34 |
4 |
30 |
2 год обучения
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Раздел 1 |
|||
Теория. |
2 |
2 |
|
Раздел 2 |
|||
Догонялки |
5 |
|
5 |
Раздел 3 |
|||
Поисковые игры |
3 |
|
3 |
Раздел 4 |
|||
Спортивные игры |
4 |
|
4 |
Раздел 5 |
|||
Игры с мячом. Эстафеты |
7 |
|
7 |
Раздел 6 |
|||
Спортивные эстафеты |
2 |
|
2 |
Раздел7 |
|||
Упражнения с мячом |
5 |
|
5 |
Раздел 8 |
|||
Спортивные соревнования. Игры на точность метания |
2 |
|
2 |
Раздел 9 |
|||
Комбинированные эстафеты |
2 |
|
2 |
Раздел 10 |
|||
Игры с бегом. Эстафеты с набивными мячами |
1 |
|
1 |
Раздел 11 |
|||
Итоговый занятие |
1 |
|
1 |
Всего часов |
34 |
2 |
32 |
Формы подведения итогов реализации программы
- соревнования школьного уровня;
- конкурсы.
Контрольно-оценочный материал
- алгоритмизация действий учащихся (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задания).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Теннисные мячи.
2. Гимнастические обручи.
3. Резиновые мячи.
4. Мячи – прыгунки.
5. Скакалки.
6. Флажки.
Используемая литература
1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2011.
2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 2014.
3. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 2012.
4. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 2011.
5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни,2012
6. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе», Творческий центр, 2013
7. Лях В.И. Примерной авторская программа. Москва. «Дрофа» 2014 г.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Корректировка даты |
1-2 |
Общие подвижные символические игры. |
|
|
3-4 |
Игры для формирования правильной осанки. |
|
|
5-6 |
Игры со скакалками |
|
|
7-9 |
Игры с бегом |
|
|
10-11 |
Игры с прыжками |
|
|
12-13 |
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча |
|
|
14-15 |
Игры лазанием и перелезанием |
|
|
16-17 |
Игры для развития внимания |
|
|
18-20 |
Общеразвивающие игры |
|
|
21-22 |
Игры с разными предметами |
|
|
23 |
Игры с камешками, шариками и палками |
|
|
24 |
Хороводные игры |
|
|
25-26 |
Игры в помещении |
|
|
27 |
Игры в фанты |
|
|
28 |
Игры- шутки |
|
|
29-30 |
Сюжетные игры |
|
|
31 |
Загадки, шарады, каламбуры |
|
|
32 |
Праздник «Мир народных игр» |
|
|
33 |
Спортивные викторины |
|
|
34 |
Комбинированные эстафеты |
|
|
2 год обучения
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Корректировка даты |
1. |
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях |
|
|
2 |
Правила игры. Обязательны ли они для всех? |
|
|
3-4 |
Бег. Пробегание отрезков 10 м, 30 м, 60 м. Стартовые ускорения. . П.И: “День и ночь”, “Салки без мяча”. |
|
|
5 |
Бег. Пробегание отрезков 30 м, 60 м. П.И “Волк во рву”, “Тритий - лишний”, “Удочка”, . Комбинированные эстафеты |
|
|
6 |
Бег приставным шагами (правым и левым боком, спиной вперед). П.И: “День и ночь”, Комбинированные эстафеты. |
|
|
7 |
Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему необходимо осалить убегающих игроков и игры эстафеты |
|
|
8-10 |
Прыжки вперед и назад “лягушкой” Поисковые игры. |
|
|
11 |
Спортивные игры Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях Челночный бег Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направления |
|
|
18 |
Челночный бег Основная стойка баскетболиста. Бег с изменением направленияИгры с мячом. |
|
|
19 |
Прыжки через препятствия Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, Передача мяча двумя руками от груди Игры с мячом |
|
|
20 |
Тройной прыжок с места Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Игры с мячом |
|
|
21 |
Прыжки, упражнения со скакалкой Игры с мячом |
|
|
22-23 |
Спортивные эстафеты |
|
|
24-25 |
Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча. |
|
|
26-27 |
Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. |
|
|
28 |
Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине. |
|
|
29 |
Спортивные соревнования на точность метания |
|
|
30 |
Спортивные соревнования с передачей мяча |
|
|
31-32 |
Комбинированные эстафеты |
|
|
33 |
Игры с бегом |
|
|
34 |
Итоговое занятие. Игры, эстафеты с участием родителей |
|
|
Тема: Бег. Пробегание отрезков 30 м, 60 м. П.И “Волк во рву”, “Третий - лишний”, “Удочка”. Комбинированные эстафеты
Правила игры «Третий — лишний»
Вначале выбирают водящего («догонялу»), который будет догонять, и игрока, который будет убегать («третий лишний»). Все играющие разбиваются по двое и становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Таким образом получается как бы двойной круг игроков. (В другом варианте игры пары берутся за руки и начинают медленно ходить по кругу). Перед началом игры Догоняла становится в центр круга, третий-лишний — за кругом. По сигналу водящий начинает погоню. Убегающий должен бегать только за кругом, нельзя пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него. Оба бегущих игрока не должны дотрагиваться до стоящих пар.
В любой момент убегающий игрок может пристроится к любой паре спереди. Об этом он может предупредить криком «беги!» или «лишний!». Есть вариант игры, когда кричат целую фразу: «Много троих, хватит двоих!». В этом случае третий-лишний игрок сзади продолжает убегать вместо него. Таким образом, все игроки должны быть в готовности убегать, потому что ситуация на игровой площадке может поменяться в любой момент. Одновременно могут бежать только два игрока (водящий и убегающий). Когда все участники достаточно натренируются, смена убегающего игрока происходит очень быстро и игра приобретает настоящее напряжение и интерес. Если третий-лишний забегает в круг, то он обязан быстро пристроиться к какой-нибудь паре. А догоняла не может даже забегать между парами. Зато он может салить нового третьего лишнего даже если тот ещё не сдвинулся с места, как только старый убегающий пристроился к паре и крикнул «беги!»
Подвижная игра «Волк во рву»
Ход игры. Посередине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой – это ров. С двух краев площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.
Все «козы», располагаются в одном из домов. «Волк», становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву!», «козы» бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а «волк» в это время старается поймать (коснуться). Пойманных, он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «волк во рву!», козы перебегают на другую сторону, переплывая через ров.
После установленного числа перебежек (3-4), все пойманные «козы» вращаются в свой дом, и выбирается другой «волк» (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
Подвижная игра «Удочка»
Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель де лает паузу, во время которой подсчитывается количество за девших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.