Внеурочная деятельность 8 класс. "Юный исследователь"

  • docx
  • 26.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 класс. юный исследователь.Рабочая программа.docx

 

 

 

 

Рабочая программа

 

                               по курсу «Юный исследователь» 8 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Актуальность  разработки и создания программы  обоснована ее  ориентированностью на  углубленное изучение методов и приемов проведения исследования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 23 часов теории и 11 часов практики.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

-работа с различными источниками  информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основные задачи курса:

1.  Применение полученных знаний в практической подготовке;

2.Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (чек-лист, интеллект-карта).

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Личностными результатами выпускников основной школы являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Содержание курса:

Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:

Введение (2 часа):

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования.

Раздел 1. «Информационные ресурсы» (6 часов):

Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет. Экспериментальные исследования.

Раздел 2. «Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» (5 часов):

Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Раздел 3. «Организация исследовательской деятельности» (6 часов).

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования.

Раздел 4. «Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования» (4 часа).

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

Раздел 5. «Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» (5 часов)

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

Практическая работа: составление аннотации к книге. Написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

Раздел 6.  Разработка проектов (6 часов)

Разработка индивидуальных тем. Использование изученного материала для проекта. Корректирование ошибок в проекте. Разработка презентации к защите проекта. Подготовка текста для защиты проекта. Защита проекта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Основные вопросы

Дата

Количество часов

Теория

Практика

Введение – 2 часа

1

Сущность исследовательской деятельности

Роль научной деятельности в современном обществе.

Осуществление методов научного исследования в современной науке.

3.09

1

2

Методы научного исследования

10.09

1

Раздел 1. . «Информационные ресурсы» – 6 часов

1

Виды информационных ресурсов

Роль информационных ресурсов: книги, литература, интернет. Приемы и методы изучения.

Требования к исследованиям.

Правила.

Научное познание.

17.09

1

2

Методы изучения теоретических источников

24.09

1

3

Характеристика и требования к научному наблюдению

1.10

1

4

Правила ведения беседы, интервью.

8.10

1

5

Правила составления анкет

15.10

1

6

Экспериментальные

исследования

Роль эксперимента. Его важность и отличие в науке.

22.10

1

Раздел 2. «Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» – 5 часов

1

Рациональная организация учебного труда

Учебный труд.

Библиотека.

Правила и требования к работе с литературой в библиотеке.

29.10

1

2

Работа с каталогами в библиотеке

12.11

1

3

Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок

19.11

1

4

Правила составления библиографии

.

26.11

1

5

Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

Работа в библиотеке. Биография.

3.12

1

Раздел 3. Организация исследовательской деятельности» – 6 часов

1

Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.

Этапы и их ценность.

10.12

1

2

Проблема как «знание о незнании»

17.12

1

3

Выявление и формулировка проблемы

24.12

1

4

Тема и ее актуальность

Педагогическое исследование, его сущность

14.01

1

5

Практическая и научная работа

20.01

1

6

Цель, задачи, логика педагогического исследования

27.01

1

Раздел 4. «Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования» – 4 часа

1

Введение: правила написания.

Как цель оказывает влияние на результат

03.02

1

2

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования

11.02

1

3

Постановка целей и задач исследования

19.02

1

4

Описание методов исследования

26.02

1

Раздел 5. «Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» – 5 часов

1

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов

 

03.03

1

  2

Умение делать выписки

10.03

1

3

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования

1

4

Практическая работа: составление аннотации к книге.

1

5

Практическая работа: написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

1

Раздел 6.Разработка проектов – 6 часов

1

Разработка индивидуальных тем

1

2

Использование изученного материала для проекта.

2

3

Корректирование ошибок в проекте.

1

4

Разработка презентации к защите проекта. Подготовка текста для защиты проекта. Защита проекта.

2

Итого:

23

11

Библиографический список:

                                        Школьные  учебные пособия:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Черникин, П.А. Наука в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.

Психолого-педагогическая литература:

1.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.     Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.     Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.     Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.     Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)


 

Скачано с www.znanio.ru