Рабочая программа
по курсу «Юный исследователь» 8 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Актуальность разработки и создания программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение методов и приемов проведения исследования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 23 часов теории и 11 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-работа с различными источниками информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основные задачи курса:
1. Применение полученных знаний в практической подготовке;
2.Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (чек-лист, интеллект-карта).
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Личностными результатами выпускников основной школы являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Содержание курса:
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:
Введение (2 часа):
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования.
Раздел 1. «Информационные ресурсы» (6 часов):
Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет. Экспериментальные исследования.
Раздел 2. «Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» (5 часов):
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
Раздел 3. «Организация исследовательской деятельности» (6 часов).
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы.
Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования.
Раздел 4. «Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования» (4 часа).
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Раздел 5. «Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» (5 часов)
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
Практическая работа: составление аннотации к книге. Написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
Раздел 6. Разработка проектов (6 часов)
Разработка индивидуальных тем. Использование изученного материала для проекта. Корректирование ошибок в проекте. Разработка презентации к защите проекта. Подготовка текста для защиты проекта. Защита проекта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Основные вопросы |
Дата |
Количество часов |
|||||
Теория |
Практика |
||||||||
Введение – 2 часа |
|||||||||
1 |
Сущность исследовательской деятельности |
Роль научной деятельности в современном обществе. Осуществление методов научного исследования в современной науке. |
3.09 |
1 |
|||||
2 |
Методы научного исследования |
10.09 |
1 |
||||||
Раздел 1. . «Информационные ресурсы» – 6 часов |
|||||||||
1 |
Виды информационных ресурсов |
Роль информационных ресурсов: книги, литература, интернет. Приемы и методы изучения. Требования к исследованиям. Правила. Научное познание. |
17.09 |
1 |
|||||
2 |
Методы изучения теоретических источников |
24.09 |
1 |
||||||
3 |
Характеристика и требования к научному наблюдению |
1.10 |
1 |
||||||
4 |
Правила ведения беседы, интервью. |
8.10 |
1 |
||||||
5 |
Правила составления анкет |
15.10 |
1 |
||||||
6 |
Экспериментальные исследования |
Роль эксперимента. Его важность и отличие в науке. |
22.10 |
1 |
|||||
Раздел 2. «Культура учебного труда. Правила работы в библиотеке» – 5 часов |
|||||||||
1 |
Рациональная организация учебного труда |
Учебный труд. Библиотека. Правила и требования к работе с литературой в библиотеке. |
29.10 |
1 |
|||||
2 |
Работа с каталогами в библиотеке |
12.11 |
1 |
||||||
3 |
Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок |
19.11 |
1 |
||||||
4 |
Правила составления библиографии . |
26.11 |
1 |
||||||
5 |
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования. |
Работа в библиотеке. Биография. |
3.12 |
1 |
|||||
Раздел 3. Организация исследовательской деятельности» – 6 часов |
|||||||||
1 |
Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. |
Этапы и их ценность. |
10.12 |
1 |
|||||
2 |
Проблема как «знание о незнании» |
17.12 |
1 |
||||||
3 |
Выявление и формулировка проблемы |
24.12 |
1 |
||||||
4 |
Тема и ее актуальность |
Педагогическое исследование, его сущность |
14.01 |
1 |
|||||
5 |
Практическая и научная работа |
20.01 |
1 |
||||||
6 |
Цель, задачи, логика педагогического исследования |
27.01 |
1 |
||||||
Раздел 4. «Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования» – 4 часа |
|||||||||
1 |
Введение: правила написания. |
Как цель оказывает влияние на результат |
03.02 |
1 |
|||||
2 |
Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования |
11.02 |
1 |
||||||
3 |
Постановка целей и задач исследования |
19.02 |
1 |
||||||
4 |
Описание методов исследования |
26.02 |
1 |
||||||
Раздел 5. «Заключение. Формулировка выводов исследования. Постановка новых задач» – 5 часов |
|||||||||
1 |
Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов
|
03.03 |
1 |
||||||
2 |
Умение делать выписки |
10.03 |
1 |
||||||
3 |
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования |
1 |
|||||||
4 |
Практическая работа: составление аннотации к книге. |
1 |
|||||||
5 |
Практическая работа: написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей. |
1 |
|||||||
Раздел 6.Разработка проектов – 6 часов |
|||||||||
1 |
Разработка индивидуальных тем |
1 |
|||||||
2 |
Использование изученного материала для проекта. |
2 |
|||||||
3 |
Корректирование ошибок в проекте. |
1 |
|||||||
4 |
Разработка презентации к защите проекта. Подготовка текста для защиты проекта. Защита проекта. |
2 |
|||||||
Итого: |
23 |
11 |
|||||||
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Черникин, П.А. Наука в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Психолого-педагогическая литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3. Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4. Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.