Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"
внеурочка 5 кл.docx

 

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО воспитателей и классных руководителей (Протокол № 2 от____сентября 2019г.)

 

      СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

_________ Ф.Б. Насырова

«___»____________2019г.

       УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ Салаватская КШ

__________Т.П.Турбина

(Пр. №__от

«__» сентября 2019г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ДЕКОРАТИВНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО»

для 5  класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Суркина Е.С.,

                                                                                                                                                               учитель высшей категории

 

Сентябрь, 2019

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика курса «Декоративное цветоводство»

3

3.

Место внеурочной деятельности в учебном плане

4

4.

Планируемые результаты

4

5.

Показатели эффективности внеурочной работы

6

6.

Содержание изучаемого курса

6

7.

Методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности

8

8.

Приложение 1 (календарно – тематическое планирование)

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:

1.    Учебный план ГБОУ Салаватской коррекционной школы на 2019 – 2020 учебный год.

2.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства

Задачи:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное

 

2.Общая характеристика предмета

Актуальность курса:

Создание курса «Декоративное цветоводство» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.

Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Курс программы «Декоративное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.

Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).

Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.

Условия проведения занятия:

1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.

2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;

-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;

-ставка на самостоятельность детей,

-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

 

3. Место предмета в учебном плане

 

На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

 

4. Личностные, предметные, базовые результаты освоения

 

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Личностные результаты обучения:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание не­об­хо­ди­мо­с­ти ее охраны;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;

- знание основных норм поведения;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;

- основы социально ценных личностных и нравственных качеств;

- возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся могут узнать:

- основные факторы среды обитания растений;

- виды комнатных растений;

- приемы размножения и выращивания комнатных растений;

- вредителей комнатных растений.

Учащиеся могут научиться:

- провести посадку растения;

- пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.

- ухаживать за комнатными растениями

- проводить паспортизацию растений.

Базовые:

           - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

           - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

           - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

          - участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Формы подведение итогов:

– организация выставки растений.

- групповые занятия, практическое выполнение работ.

 

5. Показатели эффективности внеурочной деятельности

Подведение итогов.

Выставка работ.

Защита проектов.

В ходе прохождения курса возможна:

1) подготовка фотовыставки «В мире растений»;

2) проектно - исследовательская деятельность.

 

6. Содержание программы

 

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Вводное занятие

История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие цветоводства в России.

Тема 2. Декоративные  растения, их значение в жизни человека

Ознакомление с  растениями, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.

Тема 3. Биологические особенности декоративных растений

Группировка растений; разнообразие растений (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по цветоводству. Знакомство с определителем растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины растений; проведение викторины по распознаванию растений.

Тема 4. Уход за комнатными и декоративными растениями

Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за декоративными растениями, выращиванию растений на разных почвах.

Тема 5 . Насекомые-вредители декоративных растений и борьба с ними

Вредители декоративных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими декоративные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием декоративных  растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 6. Размножение комнатных растений

Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)

Практическая работа: составление таблиц.

Тема 7. Семена декоративных  растений и подготовка их к посеву

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами декоративных  растений по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Тема 10. Вегетативное размножение декоративных растений размножение черенками

Биологические обоснование размножения растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного размножения растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 8. Питание декоративных растений из почвы и их подкормка

Питание декоративных  растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития декоративных  растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки декоративных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Работа со справочной литературой по подкормке декоративных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию декоративных  растений на питательных растворах.

Тема 11. Проведение Праздника цветов

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной

деятельности

Материалы:

1. Земля (почва)

2. Комнатные растения

Инструменты:

1. Лопаточка

2. Грабли

3. Лейка

Оборудование:

1. Стенд для выставки

2. Компьютер

3. Проектор

 

Литература:

 

1.    1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

2.    Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

3.    Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.

4.    Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

5.    Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

6.    Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

7.    Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

8.    Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

9.    М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.

10.              Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

11.              Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.

12.              Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

13.              Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.

 

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Содержание материала

Кол-во

часов

Дата проведения

1-я четверть

1.т

Вводное занятие (1 ч).

1.

История декоративного цветоводства.

Цветоводство в древнем мире. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.

1

3.09.19

2.т

Декоративные  растения, их значение в жизни человека (2 ч)

1.

Значение растений в жизни человека.

Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.

1

10.09.19

2.

Декоративные  растения, используемые для озеленения.

Ознакомление с декоративными растениями, используемыми для озеленения. Экскурсия в цветочный магазин.

1

17.09.19

3.т

Биологические особенности комнатных растений (7 ч)

1.

Разнообразие декоративных растений.

Группировка растений; (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые).

1

24.09.19

2.

Декоративно-лиственные растения.

Декоративно-лиственные растения, их биологические особенности.

1

1.10.19

3.

Красивоцветущие декоративные растения.

Красивоцветущие декоративные  растения, их биологические особенности.

1

15.10.19

4.

Вьющиеся и ампельные растения.

Вьющиеся и ампельные растения,  их биологические особенности.

1

22.10.19

5.

Луковичные и клубневые растения.

Луковичные и клубневые растения, их биологические особенности.

1

29.10.19

6.

Практическая работа.

Проведение паспортизации растений в школе. Работа, со справочной литературой по цветоводству. Знакомство с определителем растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины растений; проведение викторины по распознаванию растений.

4

5.11.19

12.11.19

26.11.19

3.12.19

4.т

Уход за комнатными растениями (5ч)

1.

Условия для комнатного растения.

 

Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.

1

10.12.19

2.

Практическая работа.

Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре.

1

17.12.19

3.

Практическая работа.

Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев.

1

24.12.19

4.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

1

31.12.19

5.

Практическая работа.

Приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений.

1

14.01.20

5.т.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч)

1.

Вредители декоративных растений

Вред, причиняемый вредителями – насекомыми. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими декоративные растения.

1

21.01.20

2.

Практическая работа.

Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей.

1

28.01.20

3.

Профилактика и меры борьбы с вредителями.

Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

1

4.02.20

4.

Практическая работа

Правило использования препаратов для борьбы с вредителями. Знакомство с устройством опрыскивателя.

1

11.02.20

6.т.

Размножения декоративных растений (2 ч)

1

Виды размножения декоративных растений

Размножение декоративных расте­ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.).

1

25.02.20

2.

Практическая работа

Составление таблиц.

1

3.03.20

7.т

Семена декоративных растений и подготовка их к посеву (2 ч)

1

Виды семян.

Знакомство с семенами декоративных  растений по внешнему виду. Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

1

10.03.20

2

Практические работы.

Очистка семян; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

1

17.03.20

8.т

Вегетативное размножение декоративных, растений размножение черенками (6 ч)

1

Вегетативное размножение декоративных растений.

Биологические обоснование размножения декоративных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Правила срезки черенков.

2

24.03.20

31.03.20

2

Практические работы.

Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование декоративных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

2

14.04.20

21.04.20

4

Практические работы.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков декоративных  растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

1

28.04.20

9.т

Питание декоративных растений из почвы и их подкормка (4 ч)

1

Питание декоративных растений.

Питательные вещества необходимые для правильного развития декоративных  растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

1

5.05.20

2

Практические работы.

Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки декоративных  растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

1

12.05.20

3

Практические работы.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию декоративных  растений на питательных растворах.

1

19.05.20

10.

Проведение Праздника цветов

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

1

26.05.20

 

 

 

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"

Внеурочная деятельность для 5 класса "Цветоводство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020