государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО воспитателей и классных руководителей (Протокол № 2 от____сентября 2019г.)
|
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по ВР _________ Ф.Б. Насырова «___»____________2019г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Салаватская КШ __________Т.П.Турбина (Пр. №__от «__» сентября 2019г.) |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ДЕКОРАТИВНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО»
для 5 класса
на 2019-2020 учебный год
Автор-составитель: Суркина Е.С.,
учитель высшей категории
Сентябрь, 2019
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Общая характеристика курса «Декоративное цветоводство» |
3 |
3. |
Место внеурочной деятельности в учебном плане |
4 |
4. |
Планируемые результаты |
4 |
5. |
Показатели эффективности внеурочной работы |
6 |
6. |
Содержание изучаемого курса |
6 |
7. |
Методическое и материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности |
8 |
8. |
Приложение 1 (календарно – тематическое планирование) |
9 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:
1. Учебный план ГБОУ Салаватской коррекционной школы на 2019 – 2020 учебный год.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства
Задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
2.Общая характеристика предмета
Актуальность курса:
Создание курса «Декоративное цветоводство» в школе преследует учебно-воспитательные и развивающие цели. Опыт работы многих кружков юных цветоводов показал, что правильно поставленная работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений.
Возможность выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на уроках биологии делают цветочно-декоративные растения объектом учебной, внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Курс программы «Декоративное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.
Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.
Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.
Условия проведения занятия:
1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.
2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;
-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;
-ставка на самостоятельность детей,
-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
3. Место предмета в учебном плане
На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
4. Личностные, предметные, базовые результаты освоения
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Личностные результаты обучения:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
- интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;
- знание основных норм поведения;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств;
- возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся могут узнать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- вредителей комнатных растений.
Учащиеся могут научиться:
- провести посадку растения;
- пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.
- ухаживать за комнатными растениями
- проводить паспортизацию растений.
Базовые:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.
Формы подведение итогов:
– организация выставки растений.
- групповые занятия, практическое выполнение работ.
5. Показатели эффективности внеурочной деятельности
Подведение итогов.
Выставка работ.
Защита проектов.
В ходе прохождения курса возможна:
1) подготовка фотовыставки «В мире растений»;
2) проектно - исследовательская деятельность.
6. Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Вводное занятие
История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие цветоводства в России.
Тема 2. Декоративные растения, их значение в жизни человека
Ознакомление с растениями, используемыми для озеленения; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.
Тема 3. Биологические особенности декоративных растений
Группировка растений; разнообразие растений (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по цветоводству. Знакомство с определителем растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины растений; проведение викторины по распознаванию растений.
Тема 4. Уход за комнатными и декоративными растениями
Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за декоративными растениями, выращиванию растений на разных почвах.
Тема 5 . Насекомые-вредители декоративных растений и борьба с ними
Вредители декоративных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.
Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими декоративные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием декоративных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 6. Размножение комнатных растений
Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)
Практическая работа: составление таблиц.
Тема 7. Семена декоративных растений и подготовка их к посеву
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.
Практические работы: Знакомство с семенами декоративных растений по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Тема 10. Вегетативное размножение декоративных растений размножение черенками
Биологические обоснование размножения растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного размножения растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.
Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.
Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.
Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.
Тема 8. Питание декоративных растений из почвы и их подкормка
Питание декоративных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития декоративных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки декоративных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Работа со справочной литературой по подкормке декоративных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию декоративных растений на питательных растворах.
Тема 11. Проведение Праздника цветов
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной
деятельности
Материалы:
1. Земля (почва)
2. Комнатные растения
Инструменты:
1. Лопаточка
2. Грабли
3. Лейка
Оборудование:
1. Стенд для выставки
2. Компьютер
3. Проектор
Литература:
1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
2. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
3. Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.
5. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
6. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
7. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
8. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
9. М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.
10. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
11. Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.
12. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.
13. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Содержание материала |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1-я четверть |
||||
1.т |
Вводное занятие (1 ч). |
|||
1. |
История декоративного цветоводства. |
Цветоводство в древнем мире. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России. |
1 |
3.09.19 |
2.т |
Декоративные растения, их значение в жизни человека (2 ч) |
|||
1. |
Значение растений в жизни человека. |
Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека. |
1 |
10.09.19 |
2. |
Декоративные растения, используемые для озеленения. |
Ознакомление с декоративными растениями, используемыми для озеленения. Экскурсия в цветочный магазин. |
1 |
17.09.19 |
3.т |
Биологические особенности комнатных растений (7 ч) |
|||
1. |
Разнообразие декоративных растений. |
Группировка растений; (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые). |
1 |
24.09.19 |
2. |
Декоративно-лиственные растения. |
Декоративно-лиственные растения, их биологические особенности. |
1 |
1.10.19 |
3. |
Красивоцветущие декоративные растения. |
Красивоцветущие декоративные растения, их биологические особенности. |
1 |
15.10.19 |
4. |
Вьющиеся и ампельные растения. |
Вьющиеся и ампельные растения, их биологические особенности. |
1 |
22.10.19 |
5. |
Луковичные и клубневые растения. |
Луковичные и клубневые растения, их биологические особенности. |
1 |
29.10.19 |
6. |
Практическая работа. |
Проведение паспортизации растений в школе. Работа, со справочной литературой по цветоводству. Знакомство с определителем растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины растений; проведение викторины по распознаванию растений. |
4 |
5.11.19 12.11.19 26.11.19 3.12.19 |
4.т |
Уход за комнатными растениями (5ч) |
|||
1. |
Условия для комнатного растения.
|
Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года. |
1 |
10.12.19 |
2. |
Практическая работа. |
Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. |
1 |
17.12.19 |
3. |
Практическая работа. |
Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. |
1 |
24.12.19 |
4. |
Перевалка и пересадка комнатных растений. |
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы. |
1 |
31.12.19 |
5. |
Практическая работа. |
Приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. |
1 |
14.01.20 |
5.т. |
Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч) |
|||
1. |
Вредители декоративных растений |
Вред, причиняемый вредителями – насекомыми. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими декоративные растения. |
1 |
21.01.20 |
2. |
Практическая работа. |
Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей. |
1 |
28.01.20 |
3. |
Профилактика и меры борьбы с вредителями. |
Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. |
1 |
4.02.20 |
4. |
Практическая работа |
Правило использования препаратов для борьбы с вредителями. Знакомство с устройством опрыскивателя. |
1 |
11.02.20 |
6.т. |
Размножения декоративных растений (2 ч) |
|||
1 |
Виды размножения декоративных растений |
Размножение декоративных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.). |
1 |
25.02.20 |
2. |
Практическая работа |
Составление таблиц. |
1 |
3.03.20 |
7.т |
Семена декоративных растений и подготовка их к посеву (2 ч) |
|||
1 |
Виды семян. |
Знакомство с семенами декоративных растений по внешнему виду. Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву. |
1 |
10.03.20 |
2 |
Практические работы. |
Очистка семян; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. |
1 |
17.03.20 |
8.т |
Вегетативное размножение декоративных, растений размножение черенками (6 ч) |
|||
1 |
Вегетативное размножение декоративных растений. |
Биологические обоснование размножения декоративных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Правила срезки черенков. |
2 |
24.03.20 31.03.20 |
2 |
Практические работы. |
Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование декоративных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения. |
2 |
14.04.20 21.04.20 |
4 |
Практические работы. |
Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков декоративных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков. |
1 |
28.04.20 |
9.т |
Питание декоративных растений из почвы и их подкормка (4 ч) |
|||
1 |
Питание декоративных растений. |
Питательные вещества необходимые для правильного развития декоративных растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. |
1 |
5.05.20 |
2 |
Практические работы. |
Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки декоративных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. |
1 |
12.05.20 |
3 |
Практические работы. |
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию декоративных растений на питательных растворах. |
1 |
19.05.20 |
10. |
Проведение Праздника цветов |
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов. |
1 |
26.05.20 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.