Пояснительная записка
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
2. развивать коммуникативные способности школьников;
3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
· Театрализация «Театр вежливых ребят»;
· Устный журнал «О невежах и вежливости»;
· Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
· Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Ожидаемые результаты:
· обогащение личного опыта общения детей;
· ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
· овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
· овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Чистый ручеек нашей речи(6 часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.
Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
Азбука вежливости (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.
Этикетные выражения при знакомстве (3часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».
Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.
Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
2 класс
(32 часа)
№ урока |
Тема занятий |
Количество часов |
|
теоретических |
практических |
||
1, 2. |
Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика |
2 |
|
3. |
Волшебница речь |
1 |
|
4. |
Язык мой - друг мой |
||
5. |
Учимся строить предложения |
1 |
|
6. |
Час – общения. «В гостях у дедушки Этикета» |
1 |
|
7. |
Чудесные превращения слов |
1 |
|
8. |
Слова приветствия |
1 |
|
9. |
Слова прощания |
1 |
|
10. |
Слова выражения просьбы, благодарности |
1 |
|
11. |
«Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть» |
1 |
|
12. |
Красота внешняя и внутренняя |
1 |
|
13. |
Улыбнись улыбкою своею. Занятие практикум «Скажи улыбкой» |
1 |
|
14. |
Как учиться вежеству? |
1 |
|
15. |
Слово-это тоже поступок |
1 |
|
16. |
Слова извинения. Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова» |
1 |
|
17. |
Правила хорошего тона, дурной тон |
1 |
|
18. |
Помощники устного слова |
1 |
|
19. |
Знакомство через посредника и без посредника |
1 |
|
20, 21. |
Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка) |
2 |
|
22. |
Уметь слушать собеседника |
1 |
|
23. |
Слушали, услышали, прослушали |
1 |
|
24. |
Как вести себя в гостях |
1 |
|
25. |
Правила гостеприимства |
1 |
|
26. |
У тебя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» |
1 |
|
27. |
Понятия «адресат-адресант» |
1 |
|
28. |
Напиши мне письмо |
1 |
|
29. |
То же слово, да не так бы молвить |
1 |
|
30 |
Настроение, чувства, тон говорящего |
1 |
|
31. |
Говорящий взгляд |
1 |
|
32. |
Общение с младшими |
1 |
|
33. |
Общение с одноклассниками и ровесниками |
1 |
|
34. |
Итоговое занятие. Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях» |
1 |
|
Всего |
27 |
5 |
Заключение
Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.
Литература
1. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
2. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
3. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
4. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
5. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
6. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры.
7. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения.
8. Стихи для детей с картинками о правилах этикета.
\
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.