Внеурочная деятельность. Этикет и культура общения.1 класс
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность. Этикет и культура общения.1 класс

Оценка 4.9
docx
18.08.2020
Внеурочная деятельность. Этикет и культура общения.1 класс
Этикет и культура общения. 2 класс..docx

Пояснительная записка

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

1.          познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

2.          развивать коммуникативные способности школьников;

3.          содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

4.          формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

·         Театрализация  «Театр вежливых ребят»;

·         Устный журнал «О невежах и вежливости»;

·         Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

·         Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Ожидаемые результаты:

·                    обогащение личного опыта общения детей;

·         ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

·         овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

·         овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

2 класс

34 часа (1 час в неделю)

Чистый ручеек нашей речи(6 часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

Азбука вежливости (3часа) Как учиться  вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Этикетные выражения при знакомстве (3часа).        Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях.  Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

 Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».  

2 класс

(32 часа)

урока

Тема занятий

Количество часов

теоретических

практических

1, 2.

Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика

2

3.

Волшебница речь

1

4.

Язык мой - друг мой

5.

Учимся строить предложения

1

6.

Час – общения.

«В гостях у дедушки Этикета»

1

7.

Чудесные превращения слов

1

8.

Слова приветствия

1

9.

Слова прощания

1

10.

Слова выражения просьбы, благодарности

1

11.

«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть»

1

12.

Красота внешняя и внутренняя

1

13.

Улыбнись улыбкою своею.  Занятие практикум «Скажи улыбкой»

1

14.

Как учиться вежеству?

1

15.

Слово-это тоже поступок

1

16.

Слова извинения.  Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова»

1

17.

Правила хорошего тона, дурной тон

1

18.

Помощники устного слова

1

19.

Знакомство через посредника и без посредника

1

20, 21.

Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка)

2

22.

Уметь слушать собеседника

1

23.

Слушали, услышали, прослушали

1

24.

Как вести себя в гостях

1

25.

Правила гостеприимства

1

26.

У тебя в гостях.

Игровая программа  «Быть хорошим хозяином совсем не просто»

1

27.

Понятия «адресат-адресант»

1

28.

Напиши мне письмо

1

29.

То же слово, да не так бы молвить        

1

30

Настроение, чувства, тон говорящего

1

31.

Говорящий взгляд

1

32.

Общение с младшими

1

33.

Общение с одноклассниками и ровесниками

1

34.

 Итоговое занятие. Творческое занятие    «Я в различных жизненных ролях»  

1

Всего

27

5

 

 

Заключение

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

Литература

1.   Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  

     Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

2.   Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  

3.   Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.

4.   Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  

5.   Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11

6.   Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры.

7.   Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения.

8.   Стихи  для детей с картинками о правилах этикета.

\


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя…

Пояснительная записка Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя…

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на…

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на…

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа)

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа)

Язык мой - друг мой 5

Язык мой - друг мой 5

Уметь слушать собеседника 1 23

Уметь слушать собеседника 1 23

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020