1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от
31.12.2015 №1577);
• Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»)
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5 класс
Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват.
орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – 40с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды денег.
• Семейный бюджет.
• Риски потери денег и имущества • Страхование. Виды страхования.
• Социальные пособия. Пенсия. Налог
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
• умение грамотно распоряжаться деньгами.
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность». 4 часа
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Раздел 2. Доходы и расходы семьи. 15 часов
Деньги: что это такое
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 16 часов
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Как определить надежность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Обобщение результатов изучения модуля 2
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься»
Презентация портфолио «Финансовая грамотность»
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»
Раздел 4. Что такое финансовая грамотность
Конференция по курсу «Финансовая грамотность»
Обобщение по темам курса
Тестирование
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч) |
|
1 |
Почему важно развивать свою финансовую грамотность |
1 |
2 |
От чего зависит благосостояние семьи |
1 |
3 |
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
1 |
4 |
Учимся оценивать финансовое поведение людей |
1 |
|
Раздел 2. Доходы и расходы семьи. 15 часов |
|
5 |
Деньги: что это такое |
1 |
6 |
Учебные мини-проекты «Деньги» |
1 |
7 |
Из чего складываются доходы семьи |
1 |
8 |
Учимся считать семейные доходы |
1 |
9 |
Исследуем доходы семьи |
1 |
10 |
Учебные мини-проекты «Доходы семьи» |
1 |
11 |
Как появляются расходы семьи |
1 |
12 |
Учимся считать семейные расходы |
1 |
13 |
Исследуем расходы семьи |
1 |
14 |
Учебные мини-проекты «Расходы семьи» |
1 |
15 |
Как сформировать семейный бюджет |
1 |
16 |
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» |
1 |
17 |
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» |
1 |
18 |
Обобщение результатов изучения раздела 2 |
1 |
19 |
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» |
1 |
|
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 16 часов |
|
20 |
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься |
1 |
21 |
Что такое страхование и для чего оно необходимо |
1 |
22 |
Что и как можно страховать |
1 |
23 |
Ролевая игра «Страхование» |
1 |
24 |
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит |
1 |
25 |
Как определить надежность страховых компаний |
1 |
26 |
Как работает страховая компания |
1 |
27 |
Учебные мини-проекты «Страхование» |
1 |
28 |
Обобщение результатов изучения модуля 2 |
1 |
29 |
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» |
1 |
30 |
Презентация портфолио «Финансовая грамотность» |
1 |
31 |
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» |
1 |
|
Раздел 4. Что такое финансовая грамотность |
|
32 |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность» |
1 |
33 |
Обобщение по темам курса |
1 |
34 |
Тестирование |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.