Внеурочная деятельность "Истоки"
Оценка 4.8

Внеурочная деятельность "Истоки"

Оценка 4.8
docx
14.09.2024
Внеурочная деятельность "Истоки"
1.Истоки.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И.Орлова»

 

 

         «Рассмотрено»

 на заседании ШМО  учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «30» августа 2024 г.

Руководитель ШМО_________

( Н.Н. Гаврилова)

                          

 

 

      «Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_________(А.Ю. Седова)

«30»   августа 2024 г.

    «Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Средняя школа № 83

 имени генерала В.И. Орлова»

_______ А.Н.Тарасов

Приказ № 290-о

от «30 »августа 2024 г.

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Истоки»

для обучающихся 2 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       г. Ульяновск     2024 г.

 

 

 

Пояснительная записка.

 

                  Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»                          (с изменениями и дополнениями), с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286, на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страныВ соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

·         освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

·         оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

·         личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

·         развитие мотивации к саморазвитию.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

·         Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

·         Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

·         Управленческий – развитие управленческих способностей;

·         Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

·         Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

                          Описание места в учебном плане.

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» 2 класс рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятие в неделю.                                                            

Срок реализации     2023-2024 учебный год.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 8-9 лет.

 

Содержание программы внеурочной деятельности

«Истоки»

 

Главные цели курса во 2-м классе являются:

-Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.

-Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.

-Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.

1. Родной очаг (9ч)

Имя

Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

Семья

Мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

Род

Люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

Дом

Территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.

Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

Деревня

Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

Город

В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

2. Родные просторы (9ч)

Нива и поле

Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

Лес

Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

Река

О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

Море-океан

Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

Путь-дорога

Путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

3. Труд земной (8ч)

Сев и жатва

Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

Братья меньшие

Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и их дети? Какие праздники связаны с животными?

Ткачихи-рукодельницы

Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение

воспитывают?

Мастера-умельцы

Что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

Ярмарка

Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

4. Труд души (8ч)

Слово

Слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

Сказка

Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

Песня

Песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

Праздник

Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

Книга

Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

Икона

Образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

Храм

Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

– Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой

деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

– Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.

– Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и

прочувствованию материала.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

– Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении

тренингов.

– Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с

результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

– Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД:

– Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях,

справочниках, в том числе на электронных носителях.

– Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде

упорядоченной структуры.

– Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации

работы на занятии.

– Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные

выводы

– Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД:

– Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

– Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой

деятельности при выполнении тренингов.

– Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером

(соседом по парте).

 

Формы внеурочной деятельности

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 


Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата

ЭОР

Раздел 1. Родной очаг

9

 

 

1.

Введение в предмет. Имя. Традиции имя наречения.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-istoki-2-klass-vvedenie-v-predmet-imya-5271090.html

2

Семья. Семейные традиции.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-klassnogo-chasa-semeynie-tradicii-3301904.html

3

Семья. Почитание родителей.

1

 

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia

_k_uroku_pochitai_roditieliei_po_priedmietu_osnovy_dukhovno_nravs

4

Род. Родина. Родня. Родовое древо.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschiy-mir-klass-rodoslovnaya-1890733.html

5

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istokov-na-temu-dom-2-klass-4411420.html

6

Праздники дома. Любимый праздник.

1

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/03/vneurochnaya-deyatelnostistoki-semeynye-prazdniki

7

Деревня-кормилица.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-istokam-na-temu-derevnya-563302.html

8

Город – труженик.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-klassnogo-chasa-na-temu-ulyanovsk-gorod-trudovoj-doblesti-2-klass-4451106.html

9

Обобщающий урок по разделу «Родной очаг».

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-ronoy-ochag-klass-istoki-2404046.html

Раздел 2.  Родные просторы

9

 

 

10

Родные просторы.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rodnie-prostori-3703949.html

11

Труд земной и труд души на ниве.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-kursu-istoki-trud-dushi-1812082.html

12

Лес. Зеленый друг. Царство природы.

1

 

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-po-kursu-istoki-po-teme-les-1375164.html

13

Река. Название реки. Ручей-река-море-океан.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-istoki-na-temu-reka-2-klass-4315734.html

14

Река. Красота и польза.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-istoki-na-temu-reka-2-klass-4315734.html

15

Море-океан.

1

 

https://infourok.ru/konspekt_i_prezentaciya_k_zanyatiyu_istoki_2_po_teme_more-okean-323689.htm

16

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение.

1

 

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-2-klass-istoki-tema-puti-dorogi-5016819.html

17

Дорога жизни. Разлуки и встречи.

1

 

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-2-klass-istoki-tema-puti-dorogi-5016819.html

18

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rodnie-prostori-3703949.html

Раздел 3. Труд земной

8

 

 

19

Сев и жатва.

1

 

https://infourok.ru/istoki-trud-zemnoy-sev-i-zhatva-282576.html

20

Домашние животные.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-programme-istoki-po-teme-bratya-menshie-1540982.html

21

Ткачихи. Женский труд

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-tkachihi-rukodelnici-746248.html

22

Мастера-плотники.

1

 

https://infourok.ru/zanyatie-po-kursu-istoki-na-temu-masteraplotniki-3987460.html

23

Мастер-кузнец.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-po-kursu-istoki-kuzneci-umelci-klass-2855745.html

24

Ярмарка. Праздник. Честная торговля.

1

 

https://infourok.ru/urok-po-kursu-sociokulturnye-istoki-yarmarka-razdel-trud-zemnoj-2-klass-5230577.html

25

Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

 

https://infourok.ru/urok-po-kursu-sociokulturnye-istoki-yarmarka-razdel-trud-zemnoj-2-klass-5230577.html

26

Обобщающий урок «Труд земной».

1

 

http://www.myshared.ru/slide/933244/

Раздел 4. Труд души

8

 

 

27

Слово.

1

 

https://infourok.ru/urok-po-istokam-na-temu-slovo-2443852.html

28

Сказка.

1

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/12/04/prezentatsiya-zanyatiya-kursa-vneurochnoy

29

Песня.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istoki-na-temu-pesnya-5021725.html

30

Праздник.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istoki-prazdnik-5021729.html

31

Книга. Книга книг ‒ Библия.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya_dlya_nachalnoy_shkoly_na_temu_bibliya_-_kniga__knig-462024.htm

32

Икона. Красный угол.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-istokam-na-temu-pravoslavnaya-ikona-klass-995821.html

33

Храм – дом Божий.

1

 

https://infourok.ru/prezentaciya_po_predmetu_istoki_tema_hram_2_klass-478103.htm

34

Обобщающий урок. «Труд души».

1

 

https://uchitelya.com/orkse/178896-prezentaciya-chto-takoe-trud-dushi.html

 

 

34

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к…

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к…

Родные просторы (9ч) Нива и поле

Родные просторы (9ч) Нива и поле

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Родные просторы. 1https://infourok

Родные просторы. 1https://infourok

Ярмарка. Праздник. Честная торговля

Ярмарка. Праздник. Честная торговля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2024