Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И.Орлова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Руководитель ШМО_________ ( Н.Н. Гаврилова)
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _________(А.Ю. Седова) «30» августа 2024 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова» _______ А.Н.Тарасов Приказ № 290-о от «30 »августа 2024 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Истоки»
для обучающихся 2 класса
г. Ульяновск 2024 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286, на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
· освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
· оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
· личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
· развитие мотивации к саморазвитию.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
· Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
· Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
· Управленческий – развитие управленческих способностей;
· Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
· Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Описание места в учебном плане.
Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» 2 класс рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятие в неделю.
Срок реализации 2023-2024 учебный год.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8-9 лет.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Истоки»
Главные цели курса во 2-м классе являются:
-Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.
-Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.
-Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
1. Родной очаг (9ч)
Имя
Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
Семья
Мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Род
Люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
Дом
Территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни.
Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
Деревня
Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
Город
В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
2. Родные просторы (9ч)
Нива и поле
Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
Лес
Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
Река
О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
Море-океан
Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
Путь-дорога
Путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
3. Труд земной (8ч)
Сев и жатва
Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Братья меньшие
Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и их дети? Какие праздники связаны с животными?
Ткачихи-рукодельницы
Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение
воспитывают?
Мастера-умельцы
Что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
Ярмарка
Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
4. Труд души (8ч)
Слово
Слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.
Сказка
Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
Песня
Песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
Праздник
Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
Книга
Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
Икона
Образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
Храм
Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса, обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
– Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой
деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
– Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
– Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и
прочувствованию материала.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
– Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении
тренингов.
– Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с
результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
– Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД:
– Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях,
справочниках, в том числе на электронных носителях.
– Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде
упорядоченной структуры.
– Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации
работы на занятии.
– Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы
– Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД:
– Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
– Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой
деятельности при выполнении тренингов.
– Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером
(соседом по парте).
Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
ЭОР |
Раздел 1. Родной очаг |
9 |
|
|
|
1. |
Введение в предмет. Имя. Традиции имя наречения. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-istoki-2-klass-vvedenie-v-predmet-imya-5271090.html |
2 |
Семья. Семейные традиции. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-klassnogo-chasa-semeynie-tradicii-3301904.html |
3 |
Семья. Почитание родителей. |
1 |
|
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia _k_uroku_pochitai_roditieliei_po_priedmietu_osnovy_dukhovno_nravs |
4 |
Род. Родина. Родня. Родовое древо. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschiy-mir-klass-rodoslovnaya-1890733.html |
5 |
Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istokov-na-temu-dom-2-klass-4411420.html |
6 |
Праздники дома. Любимый праздник. |
1 |
|
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/01/03/vneurochnaya-deyatelnostistoki-semeynye-prazdniki |
7 |
Деревня-кормилица. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-istokam-na-temu-derevnya-563302.html |
8 |
Город – труженик. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-klassnogo-chasa-na-temu-ulyanovsk-gorod-trudovoj-doblesti-2-klass-4451106.html |
9 |
Обобщающий урок по разделу «Родной очаг». |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-ronoy-ochag-klass-istoki-2404046.html |
Раздел 2. Родные просторы |
9 |
|
|
|
10 |
Родные просторы. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rodnie-prostori-3703949.html |
11 |
Труд земной и труд души на ниве. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-kursu-istoki-trud-dushi-1812082.html |
12 |
Лес. Зеленый друг. Царство природы. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-po-kursu-istoki-po-teme-les-1375164.html |
13 |
Река. Название реки. Ручей-река-море-океан. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-istoki-na-temu-reka-2-klass-4315734.html |
14 |
Река. Красота и польза. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-istoki-na-temu-reka-2-klass-4315734.html |
15 |
Море-океан. |
1 |
|
https://infourok.ru/konspekt_i_prezentaciya_k_zanyatiyu_istoki_2_po_teme_more-okean-323689.htm |
16 |
Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-2-klass-istoki-tema-puti-dorogi-5016819.html |
17 |
Дорога жизни. Разлуки и встречи. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-prezentaciya-2-klass-istoki-tema-puti-dorogi-5016819.html |
18 |
Обобщающий урок «Родные просторы» |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rodnie-prostori-3703949.html |
Раздел 3. Труд земной |
8 |
|
|
|
19 |
Сев и жатва. |
1 |
|
https://infourok.ru/istoki-trud-zemnoy-sev-i-zhatva-282576.html |
20 |
Домашние животные. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-programme-istoki-po-teme-bratya-menshie-1540982.html |
21 |
Ткачихи. Женский труд |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-tkachihi-rukodelnici-746248.html |
22 |
Мастера-плотники. |
1 |
|
https://infourok.ru/zanyatie-po-kursu-istoki-na-temu-masteraplotniki-3987460.html |
23 |
Мастер-кузнец. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-po-kursu-istoki-kuzneci-umelci-klass-2855745.html |
24 |
Ярмарка. Праздник. Честная торговля. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-po-kursu-sociokulturnye-istoki-yarmarka-razdel-trud-zemnoj-2-klass-5230577.html |
25 |
Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-po-kursu-sociokulturnye-istoki-yarmarka-razdel-trud-zemnoj-2-klass-5230577.html |
26 |
Обобщающий урок «Труд земной». |
1 |
|
http://www.myshared.ru/slide/933244/ |
Раздел 4. Труд души |
8 |
|
|
|
27 |
Слово. |
1 |
|
https://infourok.ru/urok-po-istokam-na-temu-slovo-2443852.html |
28 |
Сказка. |
1 |
|
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/12/04/prezentatsiya-zanyatiya-kursa-vneurochnoy |
29 |
Песня. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istoki-na-temu-pesnya-5021725.html |
30 |
Праздник. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-istoki-prazdnik-5021729.html |
31 |
Книга. Книга книг ‒ Библия. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya_dlya_nachalnoy_shkoly_na_temu_bibliya_-_kniga__knig-462024.htm |
32 |
Икона. Красный угол. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-istokam-na-temu-pravoslavnaya-ikona-klass-995821.html |
33 |
Храм – дом Божий. |
1 |
|
https://infourok.ru/prezentaciya_po_predmetu_istoki_tema_hram_2_klass-478103.htm |
34 |
Обобщающий урок. «Труд души». |
1 |
|
https://uchitelya.com/orkse/178896-prezentaciya-chto-takoe-trud-dushi.html |
|
|
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.