ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД (НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ)

  • docx
  • 13.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ЛИЧНОСТНЫХ УУД (НА ПРИМЕРЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ)

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов__Аксанова О. В._______

МОБУ «СОШ №72 с углубленным изучением математики»

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 201___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие понятия УУД и их виды………………………………..5

1.1 Личностные УУД………………………………………………….7

1.2 Познавательные УУД……………………………………………..9

1.3 Регулятивные УУД……………………………………………….11

1.4 Коммуникативные УУД………………………………………….12

Глава 2 Формирование личностных УУД у младших школьников с

помощью этических чувств……………………………………………….13

2.1 Этика и нравственность, как наука……………………………....15

2.2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания

младших школьников во внеурочной деятельности……………….21

2.3Работа с родителями по вопросам воспитания этической

культуры у младших школьников…………………………………...25

Заключение………………………………………………………………….28

Список используемой литературы…………………………………...….29

Приложение 1 ……………………………………………………………....30

Приложение 2 ………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная образовательная программа включает в себя понятие УУД – Универсальные учебные действия – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Существует 4 вида УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и регулятивные. Большую роль играет формирование всех видов УУД у младшего школьника.

 В данной работе мы будем рассматривать формирование личностных УУД на примере этики. Это важный элемент формирования ребенка как личности в начальной школе.

Уже с первого дня знакомства учителя с классом, появляются свои нормы поведения в школе (поднять руку, если хочешь сто-то спросить или сказать; вставать при входе учителя, директора в класс для приветствия; не бегать по школе; не кричать и т. д.). Для того чтобы ребенок уже на начальных этапах понимал насколько важно правильное поведение необходимо помочь понять, что значит хорошо, а что значит плохо. Почему есть правила приличие, этикета, для чего они нужны? Все это должен объяснять учитель.

Постепенно от простых правил поведения в школе учитель перео поведения в обществе, дома, общественных местах.

Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. Опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

По-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представлении многих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубость нередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, что отдельные учащиеся откровенно относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях морали порождает у школьников неправильные моральные установки и создает основу для нарушения норм и правил поведения, в этом смысле требование о необходимости предохранения детского сердца от пороков и ума от заблуждений имеет большое педагогическое значение. Вот почему нужно вооружать учащихся научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у них правильных нравственных установок в поведении.

Педагогическая этика имеет богатые, но к сожалению ещё малоизученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики. Современный учитель не должен ограничивать воспитание учащихся  только нравственным просвещением, а целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Общие понятия УУД и их виды

 

Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.

УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.

Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

·        личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

·        познавательные – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

·        коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;

·        регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность

способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к

самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого

процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Условия, обеспечивающие развитие УУД:

 

·        Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

 

·        Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

 

·        Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

 

УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1           Личностные УУД

 

При формировании личностных УУД у выпускника будут сформированы:

 

- внутренняя позиция, положительное отношение к учению;

 

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

 

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

 

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

 

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из ее народов с определенной культурой;

 

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении, в творческом, созидательном процессе;

 

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

 

- установка на здоровый образ жизни.

 

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.       

       Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Познавательные УУД

 

При формировании познавательных УУД у выпускника будут сформированы:

 

- анализировать свое знание и незнание по изучаемому вопросу и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

 

- осознавать учебно-познавательную задачу, читая учебный текст, слушая учителя или одноклассников, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

 

– различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

 

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

 

– дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

 

– анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

 

– сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы;

 

– владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

 

– проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

 

– осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

 

– под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

 

– строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

 

– использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

 

– преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные признаки объекта;

 

– кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

 

– декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3           Регулятивные УУД

 

При формировании регулятивных УУД выпускник научится:

 

– принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательногоеѐ решения;

– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и вовнутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

 

– действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой;

 

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

 

– контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

 

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

 

Основная функция регулятивных учебных действий заключается в обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельностьучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства испособы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    4.Коммуникативные УУД

При формировании коммуникативных УУД выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнѐрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учѐтом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализацию данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах  и на этапе анализа и решения УЗ.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Глава 2 Формирование личностных УУД у младших школьников с   помощью этических чувств

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) Смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

 

Самоопределение

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём  развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

 

   При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

   Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о  семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.

   В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья.    Изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я. Акима «Мой брат Миша», Э. Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и сестрах..

 

   Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

 

 

Смыслообразование

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Например, работая над стихотворением А. Барто «Я выросла», активно формируется школьная мотивация; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют этому.

 

Нравственно-этическое образование

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

   Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

 В данной работе рассматривается формирование личностных УУД во внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Этика и нравственность, как наука

 

Нравственное развитие человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и этические представления, элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа проводится систематически и целенаправленно в течение всех лет под руководством педагогов.

 

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, как говорят, в безусловность и необходимость этических норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

 

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

1. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. То есть задача организации нравственных отношений детей должна стоять перед учителем независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и ее текущих конкретных задач.

 

2. Нетрудно заметить, что упомянутые этические понятия являются парными, дополняющими друг друга. Так, доброжелательность к одному человеку будет обесценена, если она несправедливо обернется недоброжелательностью к другим людям. Точно так же дружба двух или нескольких ребят не должна идти в ущерб их дружелюбному, товарищескому отношению ко всем членам классного коллектива. Чтобы формировать нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

 

3. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Когда ученик действует только по указанию взрослых и под их наблюдением, он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребенок получает возможность сделать самостоятельный нравственный выбор поступка. Такие условия постоянно сами возникают в повседневной жизни, но их можно создавать и специально.

 

Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

 

Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения социальных правил и норм, опыта других людей.

 

4. Условие нравственного воспитания: воспитательный процесс должен быть устроен так, чтобы обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми мотивов своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

 

Особенное значение в этом контексте имеют общение и совместная деятельность в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать спонтанно. Такие микроколлективы бывают временными или постоянными, например малая группа для выполнения учебного задания, пара дежурных, группа детей для выполнения какого-либо дела или объединенных для игры. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, в ней он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать совместную деятельность, в ней ему легче осмыслить и оценить поведение и личностные качества товарищей и собственные.

 

5. Процесс воспитания в школе, охватывающий всех детей, в то же время должен обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуальность в воспитании предполагает, чтобы поддерживались и развивались лучшие черты и качества каждого ребенка.

 

6. Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является нравственный климат в классе и школе, стиль общения учителя с детьми, детских взаимоотношений. Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

 

Целенаправленность процессу нравственного воспитания придает программа этического воспитания, разрабатываемая каждым педагогом. Формируя такую программу, следует иметь в виду следующее. Во-первых, все вопросы, которые касаются формирования моральных качеств, учитель решает комплексно – и в учении, и в труде, и в творческих занятиях. Во-вторых, система нравственного просвещения в начальной школе строится концентрически, т.е. в каждом следующем классе дети более углубленно знакомятся с основными нравственными понятиями: добрый – злой, честный – лживый, трудолюбивый – ленивый, смелый – трусливый, бессовестный; стыдно; а также доброжелательность, справедливость, дружба, товарищество, ответственность и др.

 

Так, в 1-м классе учитель постепенно вводит эти понятия, обращая внимание детей на проявление этих качеств литературными героями, персонажами, имеющими яркие проявления; при этом стараясь, чтобы дети проявляли положительную эмоциональную реакцию на положительные качества.

 

Во 2–3-м классах начинается работа по сравнению, оценке этих качеств у других людей, одноклассников.

 

В 3–4-м классах обращается внимание школьников на развитие этих качеств у себя. Такое распределение даст возможность получить в конечном итоге наиболее полное представление об этих основных нравственных понятиях. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет обучения.

 

Очевидно, что всякая деятельность школьников в той мере, в какой она связана с интересами других людей, с жизнью общества, оказывает влияние на его нравственность. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Те или иные нравственные отношения и качества, положительные или отрицательные, проявляются в любой сфере деятельности детей: на уроках, в играх на школьном участке, при посещении музея, на воспитательных занятиях, классных часах. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать и как особое направление воспитания, и как сторону любого другого направления. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их нравственное развитие, придать ему социально-ценную направленность.

Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе.

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.  Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.

Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.

Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их»  [Лихачева И.А. 1999.- с.121]. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Так, ученик знает, что хорошо учиться – долг школьника, что без этого нельзя стать хорошим и полезным работником, но на деле же он учится плохо, не готовит уроки и т.д. Воспитание подрастающего поколения в соответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека к обществу, к труду, к себе – процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания. Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Моральные знания приобретаются учащимися в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования культуры поведения. Задача учителя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственных понятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер, часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этической культуры. По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровне житейского,если же не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книги, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение школьников определяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания не гарантируют нравственного поведения детей. «Задача школы заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни» [Лихачева И.А. 1999.- с.128 ]. Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека, и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира»… [Смирнов С.А.. –, 1999-128 с.]. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитывая добрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности [Макаренко 1959 .-185с.].

Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины, осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать как руководствоваться в своих поступках». [Лихачева И.А., 1999.-. 128]. Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.

Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков». [Аксенова В.И. 1995.-63с.]

В книге Писаренко В.И. «Педагогическая этика» раскрываются вопросы регулирования основ взаимоотношений учащихся, поступков и в целом поведения.

Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. "Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков.

 

 

 

2.2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания

младших школьников во внеурочной деятельности

 

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, как в урочной, так и внеурочной, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

Нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению этических представлений. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. Опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.

Для формирования этического чувства у школьника младшего школьного возраста можно организовать кружок, направленный на развитие морально-этического воспитания. Такой кружок проводится во внеурочное время или в ГПД (группа продленного дня). Внеурочные занятия должны быть построены так, чтобы ребенок хотел посещать их. Для этого можно использовать игровую форму занятий, экскурсии, просмотр поучительных мультфильмов и фильмов, чтение художественной литературы.

Замечательные произведения для младших школьников есть у Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, А. Потаповой и др. Их можно использовать для формирования у ребенка представления о том «Что такое хорошо, что такое плохо».                                  

В этом случае, проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохо поступил. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время дает возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках». [Писаренко В.И 1994.-28с.]

Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну: «Вижу, что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности. Социодрама - это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. "Совершающееся действие" (драма) разворачивается, так или иначе, в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

 

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3           Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников.

 

В педагогике подчеркивается особая роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать, украсть». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной деятельности, вне уроков учитель учит детей быть добрыми, делиться с товарищами, выручать их при трудностях. Что же делать? Как поступить ребенку? Поступить так, как сказала мама, или так как учит учитель в школе? Такого рода противоречия вызывает раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождает хитрость, приспособленность. В результате у ребенка не может спокойно сложиться четкость представлений, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае. Родители должны обращать внимание на то, насколько искренни поступки детей. Например, мальчик просит прощения за совершенный поступок. Просьба его может быть искренней: мальчик осознал свои действия и ему стыдно. Но он может просить прощение и по другой причине – чтобы быстрее избавиться от наказания, но как только его простят он совершает тот же поступок. «К сожалению родители иногда в силу непонимания мотивов поведения детей, способствуют зарождению в нем озлобленности, которая влияет и на его сверстников, как правило» [Капров И.А 1987.-24 с.].

Грубые методы воздействия, нетактичность по отношению к  дисциплине в коллективе, ни желанием перевоспитывать ребенка. Так, в школе проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал. И только один Алеша выделялся среди них своим неряшливым видом: гольфы спустились, грязное, белая рубашка и брюки были помяты и запачканы (1-й класс). После утренника учительница сказала ребятам, что все хорошо пели, танцевали: «А вот Алеша нас подвел, пришел на праздник не аккуратный и грязный». Как будто ничего особенного, просто замечание. Учитель не выяснила, почему таким пришел на утренник Алеша. А ведь его маму увезли в больницу. А брат не смог подготовить Алешу к празднику. В учительской газете, 1999 г. в статье «Само собой не приходит» - рассказывается о переживаниях матери, сын которой вырос эгоистом, не уважает старших, не считается с ними, не помогает им. «Рос как в сказке, ничего не заставляли делать, ни к чему не принуждали, покупали много игрушек. А он вон каким вырос себялюбивым» удивляется мать. Надо показать родителям, что только систематические упражнения в труде приучающие детей делать добрые дела для других, воспитывают любовь к родителям, к людям. На консультациях для родителей,  на родительских собраниях, в беседах с родителями ставятся вопросы нравственного воспитания детей, формирования основ этической культуры. Велика роль в работе с семьей консультации для родителей, где решаются вопросы воспитания этической культуры у младших школьников. Тематикой родительских собраний могут быть: «Уроки хорошего тона», «Папа, мама, я – читающая семья», «Культура поведения младших школьников», «Как помочь ребенку хорошо учиться», «Забота о наших меньших», «Отношения с окружающими» и др. Родителям необходимо разъяснить, что внимание, сочувствие тесно связано с воспитанием у учащихся доброты, заботы о тех, кто нуждается в помощи, защите.

 «Современные родители образованные, начитанные, интересующие проблемами воспитания, способны участвовать в деловом решении сложных педагогических вопросов» [Зазюн И.А. 1998.-18 с.]. Надо учителям видеть в ребенке равных в себе союзников. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном отношении стали бы естественными, ограниченными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений [Капров И.А. 1987.-128 с.]. Учителю, способному внушить родителям, что он не посторонний человек для их ребенка, легче раскрыть отцу и матери опасности слепой любви к сыну или дочери, легче убедить родителей в том, как правильно готовить учащихся к жизни, к серьезной трудовой и общественной жизни.

Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам. В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.

Очень трудно учителю сформировать уважительное отношение ребенка к родителям, которые ведут паразитический, мещанский образ жизни, да ещё некоторые и нетрезвый образ жизни. Здесь необходимо вмешательство актива школы, продумать различные формы работы с этими семьями: привлекать их к участию в мероприятиях, запланированных в школе, давать поручения школы, класса, проводить беседы и консультации. Дети через полученную в школе систему этических знаний строго и бескомпромиссно оценивают поведение своих родителей. Работа с семьей, где царит мещанство, нетрезвый образ жизни, чрезвычайно сложно и требует своевременного вмешательство в личную жизнь ребенка. Но эта работа под силу  только учителю, обладающему духовностью и нравственной культурой.

 Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения.

Формы работы образовательного учреждения с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотек, привлечение родителей к активному участию в жизни класса и др. Вести работу в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.[ Харламов И.Ф. 1989.-56с.]

Таким образом, педагогическая неподготовленность родителей – опаснейшее препятствие в нравственном воспитании детей. Отсюда вытекает одна из важнейших задач нравственной деятельности учителя; пропаганда среди родителей форм и методов нравственного воспитания учащихся в семье, чем выше её уровень, тем больше возможностей повысить нравственно-этическую культуру родителей. Нравственная деятельность учителя представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение нравственно-этической культуры родителей и учащихся.

В.А. Сухомлинский писал: «Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладевает юными сердцами, когда утверждается в них исключительная чувствительность к злу»; «Утверждение в юных сердцах положительных взглядов невозможно без горячей беспощадной нетерпимости к злу, неправде, унижению человеческого достоинства» [Сухомлинский В.А. 1975.-86с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе проводиться должна систематически и целенаправленно в течение 10-11 лет под руководством учителя. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств. Теоретическая часть курсовой работы является продолжением практической самостоятельной работы с учащимся первого класса по воспитанию этической культуры. Проведены три эксперимента, где раскрыта последовательность улучшения, результатов по воспитанию этической культуры у учащихся.

По содержанию данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

1. Работа по воспитанию этической культуры у младших школьников должна проводиться последовательно, систематически и продумано.

2. Воспитание этической культуры является основой нравственного воспитания учащихся.

3. Работа во воспитанию этической культуры младших школьников должна носить творческий характер.

4. Работа по воспитанию этической культуры младших школьников должна проводиться с привлечением родителей учащихся.

Работу по воспитанию этической культуры младших школьников мы будем продолжать использовать в работе учителей-новаторов, дальнейшее изучение материала методического по теме курсовой, вдумчиво, творчески подходить к каждому заинтересованному материалу; изучать педагогическую этику и внедрять в свою практическую работу.

Содержание данной работы может быть использовано учителями начальных классов, воспитателями детских садов, особенно в старших группах, в подготовке детей к школе.

Отсюда следует, что цель достигнута, задачи взятые решены, гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аксенова В.И. Живая этика. – М.; Ставрополь, 1995.-63с.

2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.-58с.

3. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М., 1997.-102с.

4. Ж.Ж. Руссо. История педагогики.-153с

5. Зазюн И.А. Основы педагогического мастерства. – М., 1998.-18 с.

6. Капров И.А. Азбука нравственного воспитания. – М., 1987.-128 с.

7. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. – М., 1999.-213.

8. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1999.-332с.

9. Лихачева И.А. Уроки этики. – М.; Ставрополь, 1999.-128с.

10. Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. – М., 1999.-121с.

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Изб.пед соч.: в 7 т. – М., 1959 - Т.4.-87с.

12. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М., 1991.-56с.

13. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений. – М., 1999.-149с.

14. Огородникова И.Т. Педагогика школы. – М., 1987.-24с.

15. Почему у Ильина читают все? / Под ред. В.В.Ивахнина. – М., 1990.-6 с.

16. Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Л., 1994.-28с.

17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1994.-36с

18. Смирнов С.А. Педагогика. – М., 1999 -128с.

19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1975.-86с

20. Траймак Д.И. Как сделать внеклассную работу интересной– М,1999.-5с

21. Ушинский К.Д. История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. – М., 1981.-98

22. Харламов И.Ф. Этические беседы с учащимися. – М., 1989.-56с.

23. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. –   М., 1989.-231с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Беседы с родителями о нравственном воспитании первоклассников

 

Тема: Семейное духовно-нравственное воспитание

 

Цели:

1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

 2. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Ход беседы:

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, - оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей: нравственной - состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного - является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком  и традиционной культурой.

О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил НИИ семьи и воспитания несколько лет назад. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей.

80,2% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;

55,4% опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей;

53% - недостаточное знание членами семьи друг друга;

53,3% - отсутствие возможности контролировать поведение детей;

45,7 % - отсутствие взаимопонимания с детьми.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье. Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».

Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

 Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

 2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),

 3. отношения: сердечные чувствования и настроения,

4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

5. распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребёнок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовёт и раскрывается":

- природа во всей её красоте, величии и таинственной целесообразности,

 - истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

 - неподдельное сочувствие всему страдающему,

 - действенная любовь к ближним,

 - блаженная сила совестного акта,

 - мужество национального героя,

 - творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,

 – непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает".

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идёт не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

 1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;

2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Притча «Проросшее семечко»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

- Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

- Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю?- спросил старец.

- Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод,- ответили ученики.

- Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы  их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Примерные темы для внеурочной деятельности «Этика вокруг нас»

 

№ п/п

Тема

1

Введение. Этика – наука о морали

2

Кто создал правила человеческого поведения?

3

Что такое хорошо и что такое плохо?

4

Зачем быть вежливым?

5

Неразлучные друзья – взрослые и дети

6

Дружба – это…

7

Как выбирать друзей?

8

Отзывчивость и доброта

9

Спешите делать добро

10

Как мы выглядим

11

О лени и лентяях

12

Кто такие эгоисты?

13

Правда и ложь – какие они?

14

Что такое характер?

15

Что значит быть счастливым?

16

Достоинства и недостатки

17

Маленький, да удаленький

18

Человек в природе и его здоровье

19

Дом, в котором ты живѐшь

20

Прогулки в лес

21

У природы нет плохой погоды

 

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах, 6–7 лет, 1 класс).

Развиваются обобщѐнные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость,себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

Учащихся просят привести примеры доброго дела, свидетелями которого они были; зла, причинѐнного тебе другими; справедливого поступка знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

 

Обработка результатов

 

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

1 балл – если у ребѐнка сформировано неправильное представление о данном нравственном поня-

тии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чѐткое и пол-

ное;

3 балла – если сформировано полное и чѐткое представление.

 

Методика «Закончи историю»

 

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?»

Обработка результатов – по вышеуказанной шкале.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.

 

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) (по Р. Р. Калининой)

 

Ребѐнку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

 

Обработка результатов

 

0 баллов – ребѐнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребѐнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребѐнок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребѐнок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребѐнка)

 

Ребѐнку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребѐнок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те качества,которые в них нравятся и не нравятся, и привести по три примера поступков, демонстрирующих этикачества. Исследование проводится индивидуально. Ребѐнокдолжен дать моральную оценку по ступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяетсяоценке адекватности эмоциональных реакций ребѐнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный оступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный поступок.

 

Обработка результатов

 

0 баллов – ребѐнок не имеет чѐтких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребѐнок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещѐ недостаточно устойчивое.

3 балла – ребѐнок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

 

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам)

 

Ребѐнку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повѐл себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Тыэто видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорилисьсорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

 

Обработка результатов – по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н. Е. Богуславской)

 

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, но скучным занятием, я

обычно…

4. Когда в моѐм присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, я…

 

Обработка результатов – по вышеуказанной шкале.

Данные методики помогут ребятам познакомиться с понятием этики, понять, почему она так важна. У них появится интерес и стремление к нормам поведения, этике и нравственности. Такие методики могут быть использованы учителями в любом классе начальной школы. Так же можно использовать  всевозможные дополнительные материалы: книги, мультфильмы, фильмы. Вот список некоторых произведений:

 

Книги для чтения

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Барто А. Л. Стихи

Братья Гримм. Сказки

Волков А. М. Волшебник Изумрудного города

Добронравов Н. Если отец герой!

Дудин М. Берегите землю

Гайдар А. П. Повести и рассказы

Драгунский В. Ю. Рассказы

Зощенко М. М. Самое главное, Бабушкин подарок

Катаев В. П. Сын полка

Крылов И. А. Басни

Маршак С. Я. Стихи

Маяковский В. В. Что такое хорошо и что такое плохо?

Милн А. А. Винни-Пух и все-все-все

Михалков С. В. Стихи

Мошковская Э. Э. Стихи

Носов Н. Н. Рассказы

Одоевский В. Ф. Мороз Иванович

Осеева В. А. Стихи

Пантелеев Л. Честное слово, Трус

Перро Ш. Золушка

Пляцковский М. С. Мама

Пришвин М. М. Ребята и утята

Пушкин А. С. Сказки

Родари Дж. Чиполлино

Родари Дж. Чем пахнут ремѐсла?

Симонов К. М. Родина

Толстой Л. Н. Рассказы

Чуковский К. И. Сказки

Яковлев Ю. Мама

 

Мультфильмы

Кот Леопольд и мыши, День рождения кота Леопольда

Волшебник Изумрудного города

Бременские музыканты

День рождения ослика Иа

Гуси-лебеди

Лиса и журавль

Теремок

Волк и семеро козлят

Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка

По щучьему веленью

Конѐк-Горбунок

Кот, петух и лиса

Морозко

Двенадцать месяцев

Витя Малеев в школе и дома

Антошка

Малыш и Карлсон

Крокодил Гена и Чебурашка

Дудочка и кувшинчик

Цветик-семицветик