Государственное учреждение образования
«Средняя школа №4 г. Несвижа»
Внеурочная деятельность по физике и ее особенности
Подготовила: Тишевич К.А.
учитель физики и информатики
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей. Внеурочная деятельность учитывая возрастные особенности учащихся, направлена на формировании универсальных учебных действий в основной школе и развитие их интеллектуальных и творческих способностей.
Основные цели внеурочной деятельности по физике:
–формирование интересов и развитие способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
–подготовка к пониманию смысла физических явлений и взаимосвязи между ними;
–формирование представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности школьников разобраться в многообразии природных явлений;
–знакомство учащихся с методами познания и исследования явлений природы;
–приобретение учащимися первичных знаний о световых, звуковых, тепловых и электрических явлениях;
–формирование умений наблюдать и описывать природные явления и выполнять опыты, практические работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
–формирование общенаучных понятий, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умение преобразовывать информацию и представлять в различных видах;
–понимание отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности:
•духовно-нравственное,
•физкультурно-спортивное и оздоровительное,
•социальное,
•общеинтеллектуальное, ·общекультурное.
Внеурочная деятельность организуется в следующих формах:
•кружки,
•художественные студии,
•спортивные клубы и секции,
•юношеские организации,
•краеведческая работа,
•научно- практические конференции,
•школьные научные общества,
•олимпиады,
•поисковые и научные исследования,
•общественно-полезные практики,
•военно- патриотические объединения и т. д.
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта. из разных классов одной возрастной категории.
В программе по внеурочной деятельности предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они учатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Ведущими методами обучения являются:
•объяснительно-иллюстративный,
•частично- поисковый,
•исследовательский.
Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации внеурочной деятельности индивидуальные и групповые:
•беседа,
•объяснение,
•простейшие демонстрационные эксперименты и опыты,
•экскурсии,
•самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Все виды внеурочной работы должны быть хорошо организованными и согласованными. Это возможно при использовании передового опыта учителей, результатов научных исследований ученых-методистов.
Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеурочной работы − физические кружки.
Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.
Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеурочной работе являются вечера физики. Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и активизирует деятельность учеников.
Вечера физики разделяются на тематические и занимательные.
Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например,
"Механика в космосе", "Сверхпроводимость в технике", "Проблемы электроники" и т.п.
Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще организуются для учеников 7-8 классов.
Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:
1. Вступление и открытие вечера.
2. Выбор жюри.
3. Интересное сообщение.
4. Занимательные опыты.
5. Викторина.
6. Подведение итогов и награждения победителей.
Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.
В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.
Во время вечера ученики слушают доклады, наблюдают опыты, принимают участие в их обсуждении. Жюри регистрирует правильные ответы и определяет победителей, награждение которых проводится в конце вечера.
Вечера занимательной физики могут проводиться также в форме КВН.
Часть учеников и кружковцев вовлекается в подготовительную и агитационную работу. Они изготавливают интересные объявления, выпускают физическую газету, организуют выставку физических приборов.
Тематические вечера имеют более простую структуру, но должны обязательно содержать элемент соревнования. С этой целью часто организуют тематические вечера занимательной физики. Школьные средства пропаганды физики имеют несколько видов:
Выпуск физической газеты посвящается определенному событию: годовщине выдающегося ученого, открытию, вечеру физики, началу изучения новой темы. Их оформление и подбор материалов осуществляют ученики под руководством учителя. Газета должна содержать интересный материал и быть хорошо иллюстрированной.
Физический бюллетень выпускается чаще, чем газета. Он дополняет ее, поскольку содержит оперативный материал об интересных событиях в физике на данное время. Поэтому он имеет меньший объем и более слабый изобразительный ряд.
Физические викторины могут быть как элементом вечера физики, так и самостоятельным элементом активизации учеников вне урока. Ее содержание составляют интересные вопросы или короткие задачи из всего курса физики или отдельных разделов. Если викторина проводится самостоятельно, то все ее вопросы предлагаются ученикам в виде большого плаката. Рядом с ним вывешивается шкатулка, в которую ученики опускают письменные ответы. За ответами определяются победители, которые определенным образом отмечаются.
Если же викторина является составной частью вечера, то и вопрос, и ответы на них подается в устной форме. Поздравление победителей осуществляется в рамках вечера.
В процессе внеурочной деятельности по физике решаются следующие основные дидактические задачи:
-вырабатывается интерес к изучению естественнонаучных дисциплин;
-углубляются и расширяются физические знания, умения и навыки учащихся;
-развивается логическое мышление;
-выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.