Внеурочная деятельность школьников 5-8 классов по музыке. Оркестр из природного и бросового материала
Оценка 4.7

Внеурочная деятельность школьников 5-8 классов по музыке. Оркестр из природного и бросового материала

Оценка 4.7
docx
14.10.2023
Внеурочная деятельность школьников 5-8 классов по музыке. Оркестр из природного и бросового материала
Внеурочная деятельность школьников 5- 8 классов Оркестр из бросового и природного материала.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Рабочая программа по внеурочной деятельности

                                «Оркестр из бросовых и природных материалов»

                                                  На 2023-2024 учебной год

                                                                                                 

 

 

                                                                                   Учитель: Леконцева Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Красноярск-2023

                                                 Пояснительная записка.

Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» вводит ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей школьного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.

Занятия по предмету «Оркестр из бросовых и природных материалов» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.

1. Общая характеристика, место в учебном плане.

Шумовой оркестр – наиболее доступный и любимый вид музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной и средней школе. Основная направленность этого занятия выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, к стихам и народным песням. Приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения. Шумовые и ударные инструменты являются первостепенным средством, c помощью которого дети могут начать музицировать, ощутить себя в роли музыканта оркестра.  Оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству и является органичным дополнением предмета «Музыка», включенного в обязательную часть учебного плана ООО (5-8 кл).

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Оркестр из бросовых и природных материалов» для детей 5 класса составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

2. примерной программой курса «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. – изд. – М.: Просвещение, 2013г.;

В основе программы характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020г.). Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся общего образования (5 кл). Оркестровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год. Основное содержание занятий — самостоятельное музицирование, игра в ансамбле, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность, создание музыкальных инструментов своими руками из бросового и природного материала.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель и задачи программы «Оркестр из бросовых и природных материалов» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС ООО, Примерной программы по музыке ООО, являются их логическим продолжением.

Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность – игра в шумовом оркестре.

Научить обучающихся игре на шумовых инструментах, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

 выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;

 дать основы музыкальной грамоты;

 воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;

 развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;

 дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;

 познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;

 получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района.

Содержание внеурочного курса «Оркестр из бросовых и природных материалов»

Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Оркестр из бросовых и природных материалов» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения инструментальных произведений. (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству. Содержание внеурочных занятий по «Оркестру из бросовых и природных материалов» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», дополняет и расширяет музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки.

Занятия «Оркестр из бросовых и природных материалов» делятся на 2 вида, теоретические и практические занятия.

Учебно-тематическое планирование 5 класс (68 часов)

№ п/п

                Тема

       Теория

     Практика

  1

Введение. Правила поведения, техника безопасности.

1

 

  2

Знакомство с историей появления деревянных музыкальных инструментов

1

 

  3

Подбор материала для создания деревянных музыкальных инструментов (кухонный оркестр)

1

1

  4

Создание деревянных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

  5

Создание деревянных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

  6

Музыкальная азбука. Длительности.

1

 

  7

Музыкально-дидактические игры

 

1

  8

Музыкальная азбука. Паузы.

1

 

  9

Музыкально-дидактические игры

 

1

 10

Средства музыкальной выразительности. Ритм – основа музыки в жизни

1

 

 11

Ансамбль

 

1

 12

Ансамбль

 

1

 13

Ансамбль

 

1

 14

Ансамбль

 

1

 15

Концертное выступление

 

1

 16

Знакомство с историей появления шумовых музыкальных инструментов

1

 

 17

Подбор материала для создания шумовых музыкальных инструментов

1

 

 18

Создание шумовых музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 19

Создание шумовых музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 20

Музыкально-дидактические игры

 

1

 21

Средства музыкальной выразительности. Тембр, темп.

1

 

 22

Музыкальная азбука. Размеры 2/4, 3/4.

1

 

 23

Озвучивание музыкальных сказок

 

1

 24

Озвучивание музыкальных сказок

 

1

 25

Ансамбль

 

1

 26

Ансамбль

 

1

 27

Ансамбль

 

1

 28

Ансамбль

 

1

 29

Ансамбль

 

1

 30

Концертное выступление

 

 

 31

Знакомство с историей появления ударных музыкальных инструментов

1

 

 32

Подбор материала для создания ударных музыкальных инструментов

1

 

 33

Создание ударных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 34

Создание ударных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 35

Средства музыкальной выразительности. Динамика, лад

1

 

 36

Музыкально-дидактические игры

 

1

 37

Средства музыкальной выразительности. Мелодия и интонация

1

 

 38

Музыкально-дидактические игры

 

1

 39

Музыкальная азбука. Акценты.

1

 

 40

Ансамбль

 

1

 41

Ансамбль

 

1

 42

Ансамбль

 

1

 43

Ансамбль

 

1

 44

Ансамбль

 

1

 45

Концертное выступление

 

1

 46

Знакомство с историей появления звуковысотных музыкальных инструментов

1

 

 47

Подбор материала для создания звуковысотных музыкальных инструментов

1

 

 48

Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 49

Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала

 

1

 50

Средства музыкальной выразительности. Регистр

1

 

 51

Музыкально-дидактические игры

 

1

 52

Музыкально-дидактические игры

 

1

 53

Озвучивание музыкальных сказок

 

1

 54

Озвучивание музыкальных сказок

 

1

 55

Музыкальная азбука. Размер 4/4.

1

 

 56

Музыкально-дидактические игры

 

1

 57

Музыкально-дидактические игры

 

1

 58

Ансамбль

 

1

 59

Ансамбль

 

1

 60

Ансамбль

 

1

 61

Ансамбль

 

1

 62

Ансамбль

 

1

 63

Ансамбль

 

1

 64

Ансамбль

 

1

 65

Ансамбль

 

1

 66

Ансамбль

 

1

 67

Ансамбль

 

1

 68

Концерт

 

1

 

Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной исполнительской работы по партиям и совместной исполнительской деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:

1. Получение специальных музыкальных знаний, виды музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения;

2. Упражнения для развития ритмического слуха.

3. Информирование обучающихся о стилях, жанрах, биографии композиторов.

4. Разучивание новых произведений. Приведённый перечень фамилий композиторов является ориентировочным. Педагог может корректировать и дополнять его с учётом текущих задач развития конкретного инструментального коллектива

5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.

6. Подготовка концертной программы для выступлений коллектива.

Планируемые результаты изучения программы

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий:

 формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов различных направлений музыкального искусства России;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов;

 развитие умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности;

 формирование уважительного отношения к культуре других народов, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие ориентации в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

 формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

 овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально творческой деятельности;

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

 формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

 формирование общего представления о музыкальной картине мира;

 знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

 формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

 развитие умения воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Программа включает следующие разделы:

1. Обучение игре на инструментах

2. Ансамбль (игра по группам)

3. История музыкальной культуры

4. Музыкально-дидактические игры

5. Озвучивание музыкальных сказок

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах, посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце учебного года). При подборе репертуара оркестра педагог должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений. В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению. Кроме созданных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, проигрыватель, магнитофон, нотная и методическая литература, фонотека, аудиокассеты.

По окончанию обучения учащиеся должны:

 иметь представление о деревянных, шумовых, ударных, звуковысотных музыкальных инструментах и игре оркестра;

 применять практические навыки игры на деревянных, шумовых, ударных, звуковысотных   инструментах;

 слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;

 исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;

 бережно относиться к музыкальным инструментам;

 знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах.

Учебно-методическое обеспечение

 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного) общего образования / М-во образования и науки рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)

 Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение. 2013. – 64 с.

 Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева. С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: учитель. 2013. – 199 с.

 Музыка 5-8 класс. Хрестоматия музыкального материала

 Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5-8 класс (МРЗ)

 Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: очерки. Кн. 1 / сост. И науч. Ред. Л. В. Горюнова. – М., 1991.

 А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М: Новая школа, 1994, - 72 с.

 Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет / Л. В. Виноградов. – М., 2008.

 Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский – М., 1976

 Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3 класс). Издательство «Лицей», 1998, - 100с.

 Хачатурян Л. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка) / Д. К. Хачатурян. – М., 1999

 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / авт.-сост. А.С.Клёнов; под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 470 с.


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Оркестр из бросовых и природных материалов»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Оркестр из бросовых и природных материалов»

Пояснительная записка. Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» вводит ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной форме

Пояснительная записка. Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» вводит ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной форме

Научить обучающихся игре на шумовых инструментах, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности

Научить обучающихся игре на шумовых инструментах, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности

Средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности

Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала 1 50

Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала 1 50

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:  овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной…

Программа включает следующие разделы: 1

Программа включает следующие разделы: 1

Музыка. Рабочие программы. Предметная линия

Музыка. Рабочие программы. Предметная линия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2023