Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Оркестр из бросовых и природных материалов»
На 2023-2024 учебной год
Учитель: Леконцева Л.И.
Красноярск-2023
Пояснительная записка.
Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» вводит ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей школьного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
Занятия по предмету «Оркестр из бросовых и природных материалов» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.
1. Общая характеристика, место в учебном плане.
Шумовой оркестр – наиболее доступный и любимый вид музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной и средней школе. Основная направленность этого занятия выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, к стихам и народным песням. Приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения. Шумовые и ударные инструменты являются первостепенным средством, c помощью которого дети могут начать музицировать, ощутить себя в роли музыканта оркестра. Оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству и является органичным дополнением предмета «Музыка», включенного в обязательную часть учебного плана ООО (5-8 кл).
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению «Оркестр из бросовых и природных материалов» для детей 5 класса составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
2. примерной программой курса «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. – изд. – М.: Просвещение, 2013г.;
В основе программы характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020г.). Программа «Оркестр из бросовых и природных материалов» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся общего образования (5 кл). Оркестровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год. Основное содержание занятий — самостоятельное музицирование, игра в ансамбле, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность, создание музыкальных инструментов своими руками из бросового и природного материала.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель и задачи программы «Оркестр из бросовых и природных материалов» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС ООО, Примерной программы по музыке ООО, являются их логическим продолжением.
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность – игра в шумовом оркестре.
Научить обучающихся игре на шумовых инструментах, воспитать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, развить творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;
дать основы музыкальной грамоты;
воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;
развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;
познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;
получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района.
Содержание внеурочного курса «Оркестр из бросовых и природных материалов»
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Оркестр из бросовых и природных материалов» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения инструментальных произведений. (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Оркестр – это игровая среда, где есть место воображению, фантазии и безграничному творчеству. Содержание внеурочных занятий по «Оркестру из бросовых и природных материалов» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», дополняет и расширяет музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки.
Занятия «Оркестр из бросовых и природных материалов» делятся на 2 вида, теоретические и практические занятия.
Учебно-тематическое планирование 5 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Правила поведения, техника безопасности. |
1 |
|
2 |
Знакомство с историей появления деревянных музыкальных инструментов |
1 |
|
3 |
Подбор материала для создания деревянных музыкальных инструментов (кухонный оркестр) |
1 |
1 |
4 |
Создание деревянных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
5 |
Создание деревянных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
6 |
Музыкальная азбука. Длительности. |
1 |
|
7 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
8 |
Музыкальная азбука. Паузы. |
1 |
|
9 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
10 |
Средства музыкальной выразительности. Ритм – основа музыки в жизни |
1 |
|
11 |
Ансамбль |
|
1 |
12 |
Ансамбль |
|
1 |
13 |
Ансамбль |
|
1 |
14 |
Ансамбль |
|
1 |
15 |
Концертное выступление |
|
1 |
16 |
Знакомство с историей появления шумовых музыкальных инструментов |
1 |
|
17 |
Подбор материала для создания шумовых музыкальных инструментов |
1 |
|
18 |
Создание шумовых музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
19 |
Создание шумовых музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
20 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
21 |
Средства музыкальной выразительности. Тембр, темп. |
1 |
|
22 |
Музыкальная азбука. Размеры 2/4, 3/4. |
1 |
|
23 |
Озвучивание музыкальных сказок |
|
1 |
24 |
Озвучивание музыкальных сказок |
|
1 |
25 |
Ансамбль |
|
1 |
26 |
Ансамбль |
|
1 |
27 |
Ансамбль |
|
1 |
28 |
Ансамбль |
|
1 |
29 |
Ансамбль |
|
1 |
30 |
Концертное выступление |
|
|
31 |
Знакомство с историей появления ударных музыкальных инструментов |
1 |
|
32 |
Подбор материала для создания ударных музыкальных инструментов |
1 |
|
33 |
Создание ударных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
34 |
Создание ударных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
35 |
Средства музыкальной выразительности. Динамика, лад |
1 |
|
36 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
37 |
Средства музыкальной выразительности. Мелодия и интонация |
1 |
|
38 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
39 |
Музыкальная азбука. Акценты. |
1 |
|
40 |
Ансамбль |
|
1 |
41 |
Ансамбль |
|
1 |
42 |
Ансамбль |
|
1 |
43 |
Ансамбль |
|
1 |
44 |
Ансамбль |
|
1 |
45 |
Концертное выступление |
|
1 |
46 |
Знакомство с историей появления звуковысотных музыкальных инструментов |
1 |
|
47 |
Подбор материала для создания звуковысотных музыкальных инструментов |
1 |
|
48 |
Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
49 |
Создание звуковысотных музыкальных инструментов из бросового и природного материала |
|
1 |
50 |
Средства музыкальной выразительности. Регистр |
1 |
|
51 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
52 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
53 |
Озвучивание музыкальных сказок |
|
1 |
54 |
Озвучивание музыкальных сказок |
|
1 |
55 |
Музыкальная азбука. Размер 4/4. |
1 |
|
56 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
57 |
Музыкально-дидактические игры |
|
1 |
58 |
Ансамбль |
|
1 |
59 |
Ансамбль |
|
1 |
60 |
Ансамбль |
|
1 |
61 |
Ансамбль |
|
1 |
62 |
Ансамбль |
|
1 |
63 |
Ансамбль |
|
1 |
64 |
Ансамбль |
|
1 |
65 |
Ансамбль |
|
1 |
66 |
Ансамбль |
|
1 |
67 |
Ансамбль |
|
1 |
68 |
Концерт |
|
1 |
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной исполнительской работы по партиям и совместной исполнительской деятельности всего коллектива. Каждое занятие включает в себя:
1. Получение специальных музыкальных знаний, виды музыкальных инструментов, способы звукоизвлечения;
2. Упражнения для развития ритмического слуха.
3. Информирование обучающихся о стилях, жанрах, биографии композиторов.
4. Разучивание новых произведений. Приведённый перечень фамилий композиторов является ориентировочным. Педагог может корректировать и дополнять его с учётом текущих задач развития конкретного инструментального коллектива
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений коллектива.
Планируемые результаты изучения программы
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов различных направлений музыкального искусства России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов;
развитие умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие ориентации в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально творческой деятельности;
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
развитие умения воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Программа включает следующие разделы:
1. Обучение игре на инструментах
2. Ансамбль (игра по группам)
3. История музыкальной культуры
4. Музыкально-дидактические игры
5. Озвучивание музыкальных сказок
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в школьных концертах, посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце учебного года). При подборе репертуара оркестра педагог должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений. В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению. Кроме созданных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, проигрыватель, магнитофон, нотная и методическая литература, фонотека, аудиокассеты.
По окончанию обучения учащиеся должны:
иметь представление о деревянных, шумовых, ударных, звуковысотных музыкальных инструментах и игре оркестра;
применять практические навыки игры на деревянных, шумовых, ударных, звуковысотных инструментах;
слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
бережно относиться к музыкальным инструментам;
знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах.
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного) общего образования / М-во образования и науки рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)
Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение. 2013. – 64 с.
Музыка. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева. С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: учитель. 2013. – 199 с.
Музыка 5-8 класс. Хрестоматия музыкального материала
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала 5-8 класс (МРЗ)
Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: очерки. Кн. 1 / сост. И науч. Ред. Л. В. Горюнова. – М., 1991.
А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М: Новая школа, 1994, - 72 с.
Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет / Л. В. Виноградов. – М., 2008.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский – М., 1976
Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3 класс). Издательство «Лицей», 1998, - 100с.
Хачатурян Л. К. Словарь по искусству (архитектура, живопись, музыка) / Д. К. Хачатурян. – М., 1999
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка / авт.-сост. А.С.Клёнов; под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М., 1998. – 470 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.