Внеурочная деятельность "Становлюсь грамотным читателем"

  • docx
  • 15.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Становлюсь грам чит.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Департамент образования мэрии г. Новосибирска

МБОУ Гимназия №4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заседании кафедры                 заведующий кафедрой

Педагогический совет

Директор МБОУ "Гимназия№4"

 

______________Зонова И.П.

______________

______________Маргун В.И.

 

Протокол №6

Приказ №170

Протокол №6

от "20" апреля  2022 г.

от "25" июня2022 г.

от "6" июня2022 г.

                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

                   Курса внеурочной деятельности

                          «Становлюсь грамотным читателем»

               для 1 класса начального общего образования

на 2022-2023  учебный год

Составитель: Цыбульская Светлана Викторовна

учитель начальных классов ВКК

 

Новосибирск 2022

 

Пояснительная записка

            Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

            Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

            Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

            Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

            Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

   Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

          СП 2.4.3648-20;

            СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы утвержденной приказом от ________ .

            Программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.),

Общая характеристика курса

Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

 

Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем»это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

 

Новизна программы.

Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

 

Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».

Задачи:

Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

 

Место учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33 часа в год

 

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Программа  ориентирована на овладение учащимися  технологией продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.

 

Этапы продуктивного чтения:

подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия,

фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное

чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов и др.);

работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.

Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)

Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение.

Практическая работа с текстами.

Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)

Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

 

Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности  на уровне начального общего образования

 

 

Личностные результаты:

·          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·          умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·          чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·          любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

·          понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

·         ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

·         этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

·         Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

·          извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

·         (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·          пользоваться словарями, справочниками;

·          осуществлять анализ и синтез;

·          устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

·         адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·          задавать вопросы.

 

Предметные результаты:

 

·         воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

·         осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

·         самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

·         самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

·         делить текст на части, составлять простой план;

·         самостоятельно формулировать главную мысль текста;

·         находить в тексте материал для  характеристики героя;

·         подробно и выборочно пересказывать текст;

·         составлять рассказ-характеристику героя;

·         составлять устные и письменные описания;

·         по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

·         высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

·         относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

·         различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

·          видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

·          соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

 

Наименование разделов и  тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Дата изучения

Электронные (цифровые ) образовательные

теория

практика

 

 

1

Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.)

Введение. Кого можно считать настоящим читателем?

1

0

Беседа-дискуссия

02.09.22-09.09.22

 

 

http://school-collection.edu.ru

 

 

 

 

2

Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга.

0,5

0,5

Занятие-диспут

 

 

http://school-collection.edu.ru

 

3

Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч)

Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод».

0

1

Работа с книжным текстом

16.09.22-14.10.22

 

http://school-collection.edu.ru

 

4

Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся».

0

1

Работа с книжным текстом

 

http://school-collection.edu.ru

 

5

Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы»

0

1

Работа с книжным текстом

 

 http://viki.rdf.ru/

 

6

Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?»

0

1

Работа с книжным текстом

http://school-collection.edu.ru

 

7

 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер  «Чья корзинка тяжелей?»

0,5

0,5

Чтение по ролям

21.10.22

http://school-collection.edu.ru

 

8

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание).

0

1

Литературная игра

 

28.10.22

http://school-collection.edu.ru

 

9

Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень».

0

1

Путешествие по страницам книг

11.11.22

http://school-collection.edu.ru

 

10

Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный»

0

1

Путешествие по страницам книг

18.11.22

http://school-collection.edu.ru

 

11

Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка»

0

1

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки

 

25.11.22

http://school-collection.edu.ru

 

12

Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

0

1

Беседа-дискуссия

 

02.12.22

http://school-collection.edu.ru

 

13

Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения.  Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

0

1

Занятие-интервью

 

09.12.22

http://school-collection.edu.ru

 

14

Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник».

0

1

Инсценирование

 

16.12.22

 

http://school-collection.edu.ru

 

15

Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

0

1

Инсценирование

 

23.12.22

http://school-collection.edu.ru

 

16

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?»

0

1

Игра-драматизация

 

13.01.23

http://school-collection.edu.ru

 

17

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй »

0

1

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки

 

20.01.23

http://school-collection.edu.ru

 

18

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй»

0

1

Чтение по ролям

27.01.23

 

http://school-collection.edu.ru

 

19

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно».

0

1

Чтение по ролям

03.02.23

http://school-collection.edu.ru

 

20

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре»

0

1

Литературная гостиная: конкурс стихов

10.02.23

http://school-collection.edu.ru

 

21

Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз».

0

1

Беседа-дискуссия

 

17.02.23

http://school-collection.edu.ru

 

22

Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…»

0

1

Игра-драматизация

 

03.03.23

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

 

23

Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Л. Толстой.

0

1

Виртуальная экскурсия

10.03.23

https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM

 

24

Составление кроссворда к прочитанной книге.

0

1

Литературная игра

 

17.03.23

 

http://school-collection.edu.ru

 

25

Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда».

0

1

Игра-драматизация

 

24.03.23

http://school-collection.edu.ru

 

26

Практическая работа с текстом «Замечательные дома».

0

1

Литературная игра

 

07.04.23

 

http://school-collection.edu.ru

 

27

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

0

1

Путешествие по страницам книг

14.04.23

 www.slovari.ru,www.gramota.ru,

 www.academic.ru 

28

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

0

1

Путешествие по страницам книг

21.04.23

 www.slovari.ru,www.gramota.ru, 

www.academic.ru 

29

Работа с информациией.

0

1

Библиотечный урок

 

28.04.23

www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru 

30

Особенности чтения текстов математических задач.

0

1

Интегрированное занятие

 

05.05.23

http://school-collection.edu.ru

 

31

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

0

1

Интегрированное занятие

 

12.05.23

http://school-collection.edu.ru

 

32

Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?»

0

1

Викторина

 

19.05.23

http://school-collection.edu.ru

 

33

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

0

1

Занятие-диспут

 

25.05.23

http://school-collection.edu.ru

 

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

РЭШ https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

проектор;

компьютер;

классная магнитная доска;

компьютер с выходом в Интернет;

ксерокс, принтер, сканер.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Документ камера

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема

Количество

часов

1

Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.)

Введение. Кого можно считать настоящим читателем?

1

 

2

Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга.

1

 

3

Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч)

Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод».

1

 

4

Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся».

1

 

5

Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы»

1

 

6

Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?»

1

 

7

 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч)

Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер  «Чья корзинка тяжелей?»

1

 

8

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание).

1

 

9

Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень».

1

 

10

Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный»

1

 

11

Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

 

12

Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

1

 

13

Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения.  Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует».

1

 

14

Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник».

1

 

15

Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

1

 

16

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?»

1

 

17

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй »

1

 

18

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй»

1

 

19

Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно».

1

 

20

Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре»

1

 

21

Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз».

1

 

22

Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…»

1

 

23

Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Л. Толстой.

1

 

24

Составление кроссворда к прочитанной книге.

1

 

25

Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда».

1

 

26

Практическая работа с текстом «Замечательные дома».

1

 

27

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

1

 

28

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

1

 

29

Работа с информациией.

1

 

30

Особенности чтения текстов математических задач.

1

 

31

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

1

 

32

Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?»

1

 

33

Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе»

1

 

 

Итого

33

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru