МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Департамент образования мэрии г. Новосибирска
МБОУ Гимназия №4
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
|
заседании кафедры заведующий кафедрой |
Педагогический совет |
Директор МБОУ "Гимназия№4" |
|
______________Зонова И.П. |
______________ |
______________Маргун В.И. |
|
|
|||
Протокол №6 |
Приказ №170 |
||
Протокол №6 |
от "20" апреля 2022 г. |
от "25" июня2022 г. |
|
от "6" июня2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Цыбульская Светлана Викторовна
учитель начальных классов ВКК
Новосибирск 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы утвержденной приказом от ________ .
Программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.),
Общая характеристика курса
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
Новизна программы.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Задачи:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33 часа в год
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия,
фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное
чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,
выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
Личностные результаты:
· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
· умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
· понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
· наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
· этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
· Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
· Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
· извлекать информацию, представленную в разных формах
· (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями, справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы.
Предметные результаты:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
· самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
· делить текст на части, составлять простой план;
· самостоятельно формулировать главную мысль текста;
· находить в тексте материал для характеристики героя;
· подробно и выборочно пересказывать текст;
· составлять рассказ-характеристику героя;
· составлять устные и письменные описания;
· по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
· высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
· относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
· различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
· видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Виды деятельности |
Дата изучения |
Электронные (цифровые ) образовательные |
||
теория |
практика |
|
|
||||
1 |
Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.) Введение. Кого можно считать настоящим читателем? |
1 |
0 |
Беседа-дискуссия |
02.09.22-09.09.22
|
http://school-collection.edu.ru
|
|
2 |
Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга. |
0,5 |
0,5 |
Занятие-диспут
|
http://school-collection.edu.ru
|
||
3 |
Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч) Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод». |
0 |
1 |
Работа с книжным текстом |
16.09.22-14.10.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
4 |
Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся». |
0 |
1 |
Работа с книжным текстом |
http://school-collection.edu.ru
|
||
5 |
Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы» |
0 |
1 |
Работа с книжным текстом |
|
||
6 |
Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?» |
0 |
1 |
Работа с книжным текстом |
http://school-collection.edu.ru
|
||
7 |
Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч) Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?» |
0,5 |
0,5 |
Чтение по ролям |
21.10.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
8 |
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). |
0 |
1 |
Литературная игра
|
28.10.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
9 |
Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень». |
0 |
1 |
Путешествие по страницам книг |
11.11.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
10 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный» |
0 |
1 |
Путешествие по страницам книг |
18.11.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
11 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка» |
0 |
1 |
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
|
25.11.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
12 |
Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». |
0 |
1 |
Беседа-дискуссия
|
02.12.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
13 |
Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». |
0 |
1 |
Занятие-интервью
|
09.12.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
14 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник». |
0 |
1 |
Инсценирование
|
16.12.22 |
|
|
15 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился» |
0 |
1 |
Инсценирование
|
23.12.22 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
16 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» |
0 |
1 |
Игра-драматизация
|
13.01.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
17 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй » |
0 |
1 |
Беседа-дискуссия с элементами инсценировки
|
20.01.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
18 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй» |
0 |
1 |
Чтение по ролям |
27.01.23 |
|
|
19 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно». |
0 |
1 |
Чтение по ролям |
03.02.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
20 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре» |
0 |
1 |
Литературная гостиная: конкурс стихов |
10.02.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
21 |
Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз». |
0 |
1 |
Беседа-дискуссия
|
17.02.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
22 |
Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…» |
0 |
1 |
Игра-драматизация
|
03.03.23 |
https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM
|
|
23 |
Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. Л. Толстой. |
0 |
1 |
Виртуальная экскурсия |
10.03.23 |
https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM
|
|
24 |
Составление кроссворда к прочитанной книге. |
0 |
1 |
Литературная игра
|
17.03.23 |
|
|
25 |
Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда». |
0 |
1 |
Игра-драматизация
|
24.03.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
26 |
Практическая работа с текстом «Замечательные дома». |
0 |
1 |
Литературная игра
|
07.04.23 |
|
|
27 |
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. |
0 |
1 |
Путешествие по страницам книг |
14.04.23 |
www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.academic.ru |
|
28 |
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. |
0 |
1 |
Путешествие по страницам книг |
21.04.23 |
www.slovari.ru,www.gramota.ru, www.academic.ru |
|
29 |
Работа с информациией. |
0 |
1 |
Библиотечный урок
|
28.04.23 |
www.ya-uznayu.ru,www.poznaiko.ru, www.potomy.ru |
|
30 |
Особенности чтения текстов математических задач. |
0 |
1 |
Интегрированное занятие
|
05.05.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
31 |
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. |
0 |
1 |
Интегрированное занятие
|
12.05.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
32 |
Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?» |
0 |
1 |
Викторина
|
19.05.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
|
33 |
Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» |
0 |
1 |
Занятие-диспут
|
25.05.23 |
http://school-collection.edu.ru
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
РЭШ https://resh.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
проектор;
компьютер;
классная магнитная доска;
компьютер с выходом в Интернет;
ксерокс, принтер, сканер.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Документ камера
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
1 |
Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.) Введение. Кого можно считать настоящим читателем? |
1 |
|
2 |
Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга. |
1 |
|
3 |
Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч) Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод». |
1 |
|
4 |
Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся». |
1 |
|
5 |
Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы» |
1 |
|
6 |
Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?» |
1 |
|
7 |
Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч) Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?» |
1 |
|
8 |
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). |
1 |
|
9 |
Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень». |
1 |
|
10 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный» |
1 |
|
11 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка» |
1 |
|
12 |
Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». |
1 |
|
13 |
Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». |
1 |
|
14 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник». |
1 |
|
15 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился» |
1 |
|
16 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» |
1 |
|
17 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй » |
1 |
|
18 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй» |
1 |
|
19 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно». |
1 |
|
20 |
Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре» |
1 |
|
21 |
Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз». |
1 |
|
22 |
Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…» |
1 |
|
23 |
Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. Л. Толстой. |
1 |
|
24 |
Составление кроссворда к прочитанной книге. |
1 |
|
25 |
Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда». |
1 |
|
26 |
Практическая работа с текстом «Замечательные дома». |
1 |
|
27 |
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. |
1 |
|
28 |
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. |
1 |
|
29 |
Работа с информациией. |
1 |
|
30 |
Особенности чтения текстов математических задач. |
1 |
|
31 |
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. |
1 |
|
32 |
Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?» |
1 |
|
33 |
Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» |
1 |
|
|
Итого |
33 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.