Внеурочная работа как элемент системы профессиональной ориентации обучающихся

  • Лекции
  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Готовность к профессиональному выбору предполагает наличие у подростка обоснованной аргументации в пользу варианта, который он счел оптимальным. А помочь найти этот вариант, помочь знанию своих интересов и склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, личностный свойств и качеств, может помочь учитель.
Иконка файла материала Внеурочная работа как элемент системы профессиональной ориентации обучающихся.docx

Внеурочная работа как элемент системы профессиональной ориентации обучающихся

Лукьянчикова Светлана Николаевна

МБОУ "Шумаковская средняя общеобразовательная школа"

 

Выбор профессии – одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам. Это решение по своему значению в выборе жизненного пути, по влиянию на судьбу человека нельзя сравнить ни с какими другими.

Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, старшеклассник внутренне тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел старшеклассник, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

От правильности профессионального выбора, зависит не только личное благополучие, но и эффективность трудового и нравственного потенциала страны. Мотивы, которыми руководствуется подросток при выборе профессии, могут быть различными: у одних - это поиск своего признания; другие выбирают ту профессию, в которой могут принести людям больше всего пользы; третьи выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены.

Готовность к профессиональному выбору предполагает наличие у подростка обоснованной аргументации в пользу варианта, который он счел оптимальным. А помочь найти этот вариант, помочь знанию своих интересов и склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, личностный свойств и качеств, может помочь учитель.

К основным задачам профориентационной работы по ФГОС относят:

1.     Обеспечение обучающихся знаниями о различных видах профессиональной деятельности, состояниями регионального рынка труда.

2.     Оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, в том числе лицам с ограниченными возможностями развития.

3.     Развитие профессиональных интересов и способностей молодых людей в соответствии со структурой потребностей экономики региона.

4.     Развитие мотивации к совершенствованию профессионального мастерства.

5.     Удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах.

ФГОС выделяет несколько форм профориентационой работы в школе.

Таблица 1

Формы профориентционной работы в школе

В учебной деятельности

Во внеурочной деятельности

1.       Включение вопросов профориентации в содержание общеобразовательных предметов.

2.       Реализация предпрофильного и профильного обучения, индивидуальных и групповых образовательных траекторий.

3.       Организация диагностики профессиональных наклонностей учащихся и проведение консультаций по вопросам профориентации для учащихся и родителей.

1.     Проведение с обучающимися классных часов, бесед-лекториев, экскурсий, конкурсов.

2.     Межведомственное взаимодействие в рамках организации летней трудовой занятости.

3.     Взаимодействие с учреждениями профессионального образования: участие учащихся в ярмарках учебных мест, реализация элективных курсов.

 

ФГОС рассматривает организацию профориентационной работы на различных уровнях обучения. Одним из новшеств стандарта второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане образовательных учреждений. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Соответственно с этим поменялся и базисный учебный план, в который помимо инвариантной и вариативной части включается раздел «Внеурочная деятельность».

Сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.

В начале учебного года учащиеся получают задание рассказать о профессии своих ближайших родственников. Этот проект носит название «Калейдоскоп профессий». Таким образом, учитывается влияние одного из факторов - социальное окружение личности. Проблема состоит в том, что раньше дети учились, прежде всего, у своих предшественников, «…прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения…». В наше время взрослые учатся у своих детей. Новые технологии позволяют молодёжи приобретать опыт, которого не было у старшего поколения. Работая над этим проектом, учащиеся раскрывают перечисленные ниже пункты:

1.     Общие сведения о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2.     Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3.      Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.