Внеурочная работа как элемент системы профессиональной ориентации обучающихся
Лукьянчикова Светлана Николаевна
МБОУ "Шумаковская средняя общеобразовательная школа"
Выбор профессии – одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам. Это решение по своему значению в выборе жизненного пути, по влиянию на судьбу человека нельзя сравнить ни с какими другими.
Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, старшеклассник внутренне тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел старшеклассник, выбор профессии – его главная и постоянная забота.
От правильности профессионального выбора, зависит не только личное благополучие, но и эффективность трудового и нравственного потенциала страны. Мотивы, которыми руководствуется подросток при выборе профессии, могут быть различными: у одних - это поиск своего признания; другие выбирают ту профессию, в которой могут принести людям больше всего пользы; третьи выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены.
Готовность к профессиональному выбору предполагает наличие у подростка обоснованной аргументации в пользу варианта, который он счел оптимальным. А помочь найти этот вариант, помочь знанию своих интересов и склонностей, способностей, индивидуальных особенностей, личностный свойств и качеств, может помочь учитель.
К основным задачам профориентационной работы по ФГОС относят:
1. Обеспечение обучающихся знаниями о различных видах профессиональной деятельности, состояниями регионального рынка труда.
2. Оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, в том числе лицам с ограниченными возможностями развития.
3. Развитие профессиональных интересов и способностей молодых людей в соответствии со структурой потребностей экономики региона.
4. Развитие мотивации к совершенствованию профессионального мастерства.
5. Удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах.
ФГОС выделяет несколько форм профориентационой работы в школе.
Таблица 1
Формы профориентционной работы в школе
В учебной деятельности |
Во внеурочной деятельности |
1. Включение вопросов профориентации в содержание общеобразовательных предметов. 2. Реализация предпрофильного и профильного обучения, индивидуальных и групповых образовательных траекторий. 3. Организация диагностики профессиональных наклонностей учащихся и проведение консультаций по вопросам профориентации для учащихся и родителей. |
1. Проведение с обучающимися классных часов, бесед-лекториев, экскурсий, конкурсов. 2. Межведомственное взаимодействие в рамках организации летней трудовой занятости. 3. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования: участие учащихся в ярмарках учебных мест, реализация элективных курсов. |
ФГОС рассматривает организацию профориентационной работы на различных уровнях обучения. Одним из новшеств стандарта второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане образовательных учреждений. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Соответственно с этим поменялся и базисный учебный план, в который помимо инвариантной и вариативной части включается раздел «Внеурочная деятельность».
Сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Одним из таких методов является метод проектов.
В начале учебного года учащиеся получают задание рассказать о профессии своих ближайших родственников. Этот проект носит название «Калейдоскоп профессий». Таким образом, учитывается влияние одного из факторов - социальное окружение личности. Проблема состоит в том, что раньше дети учились, прежде всего, у своих предшественников, «…прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения…». В наше время взрослые учатся у своих детей. Новые технологии позволяют молодёжи приобретать опыт, которого не было у старшего поколения. Работая над этим проектом, учащиеся раскрывают перечисленные ниже пункты:
1. Общие сведения о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.