Внеурочная деятельность
Оценка 4.9

Внеурочная деятельность

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
библиотека
1 кл—4 кл
19.04.2018
Внеурочная деятельность
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса и Пояснительная записка Учебно – тематический план: Спортивно-оздоровительное направление «Здоровейка» 1 класс «По дорожкам здоровья» Программа внеурочной деятельности: Познавательно-творческая деятельность «ХОЧУ ЗНАТЬ!» Программа внеурочной деятельности: Научно-познавательная деятельность «Планета Здоровья».1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Литература. Словарь.Внеурочная деятельность
Внеурочная деят.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Старый Ачхой»        Рассмотрено:                                       Согласовано:                                                       Утверждаю:        Рук ШМС:                                           Зам директора по УВР:                                       Директор школы: Мазаева И. Э.___________                Курбанова М.С. ___________                            Дукаева К.Ю. ________ Протокол № 1  от «28» 08. 2017г. «28» 08. 2017г. «28» 08. 2017г. Программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса МБОУ «СОШ с. Старый Ачхой» Учебно – тематический план «Здоровейка» 1 класс «По дорожкам здоровья» № п/ п I Наименование раздела Введение «Вот мы и в школе» Дата Пла н Фак т Всег часо о в 8 1.1 «Здоровый образ жизни, что это?» 1.2 Личная гигиена 1.3 В гостях у Мойдодыра 1.4 Остров здоровья II Питание и здоровье 2.1 Игра «Смак» 2.2 Правильное питание – залог физического и  психологического здоровья 2.3 Вредные микробы 2.4 Что такое здоровая пища и как ее приготовить 2.5 «Чудесный сундучок» III Мое здоровье в моих руках 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 14 3.1 Труд и здоровье 3.2 Наш мозг и его волшебные действия 3.3 День здоровья «Хочу остаться здоровым» 3.4 Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. 3.5 Беседа «как сохранять и укреплять свое  здоровье» 3.6 Экскурсия «Природа – источник здоровья» 3.7 «Мое здоровье в моих руках» IV Я в школе и дома 4.1 Мой внешний вид – залог здоровья 4.2 «Доброречие» 4.3 Спектакль С. Преображнский «Капризка» 4.5 «Бесценный дар – зрение» 4.6 Гигиена правильной осанки 4.7 «Спасатели , вперед!» V Чтоб забыть про докторов 5.1 Шарль Перро «Красная шапочка» 5.2 Движение это жизнь 5.3 День здоровья «Дальше, быстрее, выше.» 5.4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности VI Я и мое ближайшее окружение 6.1 Мир моих увлечений 6.2 Вредные привычки  и их профилактика 6.3 Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С. Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбке» 6.4 В мире интересного VII Вот и стали мы на год взрослей 7.1 Я и опасность 7.2 Лесная аптека на службе человека 7.3 Игра «Не зная броду, не суйся в воду» 7.4 Чему мы научились и чего достигли Итого 2 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 2 2 2 2 68 Программа внеурочной деятельности: «ХОЧУ ЗНАТЬ!» Класс 1 – 4 Учитель: Умарова М.М. 2017-2018 учебый год 1.      Пояснительная записка         С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу знать!».      Предлагаемая   программа   является   интегративной,   объединяющей   знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных   мотивов,   обогащение   форм   взаимодействия   со   сверстниками   и взрослыми в познавательной деятельности.   Развитие   познавательных   процессов   необходимо   в   любом   возрасте,   но оптимальным   является   младший   школьный   возраст.   Возможность   ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого­либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие   ученика происходит   только   в   процессе   деятельности,   причем, чем   активнее   деятельность,   тем   быстрее   развитие.   Поэтому   обучение   должно строиться с позиций деятельностного подхода.   Цель:     создание   условий   для   расширения   творческо­интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. Задачи: ­ Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности. ­   Создавать   условия   для   индивидуального   развития   ребенка   в   избранной   сфере внеурочной деятельности. ­   Формировать   систему   знаний,   умений,   навыков   в   избранном   направлении деятельности, расширять общий кругозор. ­ Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей. ­ Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков. ­ Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества. Принципы:  ­ доступность, познавательность и наглядность ­ учёт возрастных особенностей ­ сочетание теоретических и практических форм деятельности   ­ усиление прикладной направленности обучения  ­ психологическая комфортность   Виды деятельности младшего школьника: Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и  выполнение готовых правил, составление и следование коллективно­ выработанным правилам; ролевая игра). Совместно­распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные  коммуникации, парную и групповую работу). Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование,  составление мини­проектов). Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно­полезном  труде). Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с  различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях). Программа «Хочу знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не   всегда   удаётся   рассмотреть   на   уроке,  развитию   у   детей   интереса   к   различным видам   деятельности,   желанию   активно   участвовать   в   продуктивной   деятельности, умению   самостоятельно   организовать   своё   свободное   время.   Познавательно­ творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников,   что   в   своей   совокупности   даёт   большой   воспитательный   эффект. Программа   рассчитана   на   любого   ученика,   независимо   от   его   предварительной подготовки,   уровня   интеллектуального   развития   и   способностей.   Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология»,   «Окружающий   мир»,   «Изобразительное   искусство»,   «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.  Программы   может   быть   реализована   как   в   отдельно   взятом   классе,   так   и   в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное   помещение.   учителю  –   компьютер   с проектным  оборудованием   для   показа   презентаций;   детям   –   рабочее   место   для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага,   клей,   ножницы,   альбом,   краски,   кисти,   картон,   иголки,   нитки,   ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе   материалов   детских   научно­познавательных   энциклопедий.  Материал   для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.     Для   оснащения: Объем: Программа   рассчитана   на   168  часов и   предполагает   проведение   1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 4 года (1­4 класс): 1 класс – 32 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа;  4 класс – 34 часа. Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня  младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками  образовательного процесса. 2.      Планируемые результаты               Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной  программывнеурочной «Хочу знать!» можно считать следующее: ­овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов и явлений действительности  (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; ­формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек,   природа,   мир,   знания,   труд,   культура),   ценностного   отношения   к социальной реальности в целом; ­формирования   коммуникативной,   этической,   социальной   компетентности школьников.   Основным объектом   оценки   результатов   освоения   программы служит  сформированность   у   обучающегося     коммуникативных   и   познавательных универсальных   действий,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: ­   способность   обучающегося   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую; ­умение    контролировать    и    оценивать    свои действия,   вносить   коррективы   в  их   выполнение   на   основе   оценки   и   учёта   характера   ошибок,   проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;  способность   анализа,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям; операций   сравнения, логических   ­ к   осуществлению   ­ умение   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при решении   различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий; ­  наличие   мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и духовным ценностям; ­ любознательность, активность  и заинтересованность в познании мира.   Формы диагностики учета результатов освоения программы Формой   подведения   итогов в   каждом   классе   могут   служить   выставки продуктов   детского   творчества   по   каждому   разделу.   Кроме   того,   теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в   дальнейшем   использовать   на   уроках   по   смежным   темам   в   «Технологии», «Изобразительном   искусстве»,   «Окружающем   мире»,   «Музыке»,   «Физической культуре». Методы   текущего   контроля:   наблюдение   за   работой   учеников,   устный фронтальный опрос, беседа. Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы) Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала: 1­й уровень (70­80% ) — 3 балла 2­й уровень (80­90% ) — 4 балла 3­й уровень (90­100%) — 5 баллов Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются:  развитие познавательных интересов обучающихся      создание ситуации успеха для каждого ученика  повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого  ребёнка  приобретение навыков саморефлексии Пример:  Раздел Тема Я знаю Я умею   «Школа»   Первые  рисунки   Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди  на стенах пещер.   Рисовать   восковыми мелками слона.   3.      Тематический план Курс   включает   в   себя   еженедельные   занятия,   каждое   из   которых   состоит   из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления: № п\п   Название раздела 1 класс 2 класс 3 класс   Игры и игрушки   Все для дома       Школа   Еда       Одежда   Праздник     итого итого итого 4 класс   Предприятия, сооружения, здания   Транспорт   Полезные изобретения   1 2 3 4 5 6 7 8 9 итого                                     Количество часов 12 20 32 20 14 34 13 21 34 16 9 9 34                                         Учебно­тематический план 1 класс № п\п     Тема Игры и игрушки   Где появились куклы   Русский сувенир   История глиняной игрушки   Какой музыкальный  инструмент был первым   Кто первым запустил  бумажного змея   Кто придумал мяч   Настольные игры   Подвижные игры   Настольный театр   Калейдоскоп   Что нам известно об игре в  шашки   Как появились шахматы   Все для дома   «Зажгите, пожалуйста,  свечи» (подсвечник)   Дырявое шило (про иголку)   Посередине гвоздик  (ножницы)   Зеркало или жизнь! 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12     1   2   3   4 Практические действия или трудовые операции Дата     Вырезание бумажных кукол   Изготовление тряпичных  кукол   Лепка игрушек из глины   Изготовление шумовых игрушек из  пластиковых бутылок и крупы   Изготовление бумажного змея   Игры с мячом   Изготовление настольной игры   Разучивание подвижных игр   Оригами. Игрушки   Мозаика из разной крупы   Обучение игре в шашки   Обучение игре в шахматы     Лепка из пластилина подсвечника   Вдевание нитки в иголку   Вырезание фигурок из бумаги   Изготовление зеркала для куклы 5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20       Кто изобрел расческу для  волос   Королевская шкатулка   Не лает, не кусает (замок)   Клад римских воинов  (гвозди)   Откуда пришла тарелка   Как баклуши били (ложки)   Вилы и вилка   Преграждающая вход. Дверь   От бусинки до окна (стекло)   История возникновения  мебели (кровать) Дом для одежды (шкаф)   Когда было впервые  изготовлено мыло Время не ждет! (часы)   Из чего построен дом?  Глиняный кирпич   Скатерть­самобранка   Висячие сады (комнатные  растения)   итого      (из фольги) Прическа для куклы   Рисование узора для шкатулки   Лепка из пластилина ключей   Забивание гвоздиков   Тарелка из папье­маше   Роспись ложки   Рисование столовых приборов   Дизайн двери для дворца   Бусы из бисера   Проектирование спальни   Изготовление шкафа из картона   Рисование  упаковки для мыла   Изготовление циферблата из картона  и проволоки Лепка дома из кирпичиков  (пластилин)   Вырезание узоров на бумажной  скатерти   Уход (полив, рыхление, посадка)  комнатных растений   32 № п\п     1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   Тема   Школа   Первые рисунки   Кто изобрел перо   Карандаш   История шариковой ручки Кто изобрел ноты   Кто изобрел бумагу   Когда появились первые  книги   Кто написал первую  энциклопедию Как возникли библиотеки Откуда пошли названия дней  недели   Как возникли единицы  измерения   Как люди начали добывать  полезные ископаемые У какой страны впервые  появился флаг Какие бывают ребусы   Первая марка   2 класс Практические действия или трудовые операции (примерные) Дата     Рисование восковыми мелками животных Изготовление ручки из пера   Рисование карандашами (тема любая)   Поделки из сломанных ручек   Письмо нот на нотном стане   Аппликация из бумаги (тема любая)   Изготовление книжки­малышки   Рассматривание энциклопедий   Экскурсия в библиотеку   Составление распорядка мероприятий  на неделю (или расписания уроков)   Измерение разными мерками   Рассматривание коллекций полезных ис копаемых   Рисование флага сказочной страны   Составление и разгадывание ребусов   Изготовление «собственной» марки 16   17   18   19   20     1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14     Кто изобрел кроссворд   Кто придумал первую карту Кто автор микроскопа   Скотч. Шотландская лента Настольные наборы   Еда   Хлеб из орехов   Как картофель попал в  Россию Кое­что из истории конфет   Откуда фрукты и овощи  получили свое название   Каменный мед (сахар)   Секретное мороженое   Где прячутся витамины   Секрет каши   Когда появились первые  кулинарные книги Такая разная капуста   Где появились арбузы   Из чего делают пряники   Шоколад   Такой разный чай   Разгадывание кроссвордов   «Найди клад»(по карте)   Рассматривание предметов под  микроскопом и лупой «Книжкина больница» (ремонт книг)   Лепка из глины     Поделки из скорлупы орехов   Поделки из картофеля   Плетение пояса из фантиков   Рисование овощей и фруктов   Составление сборника народных  рецепты лечения (с медом) Составление рецепта мороженного   Поделки из овощей   Аппликация с использованием крупы   Составление рецепта(тема любая)   Составление загадок о капусте   «Все об арбузе» (изготовление книжки­ малышки)   Лепка пряников из соленого теста   Рисование обертки шоколада   Заваривание чая   итого 34 Тема Одежда   Одежда наших предков   Откуда взялся фартук   Зачем нужны пуговицы   Откуда взялись шапки   Кто придумал обувь?  Секреты башмаков   История русского сарафана   Чем украшают одежду   С каких пор применяют  носовые платки   Юбки и брюки   Когда впервые стали  использовать тутового  шелкопряда Домик для пальчиков.  Варежки Что такое «мода»     № п\п     1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12         3 класс Практические действия или трудовые операции (примерные) Дата Составление кроссворда «Одежда  предков»   Рисование и вырезание фартука из  бумаги   Пришивание пуговицы   Вязание (крючком )   Рисование туфель (дизайн)   Рисование и вырезание сарафана для  куклы   Изготовление аксессуаров   Изготовление носового платка из ткани   Пошив брюк (или  юбки) для куклы   Плетение из ниток   Вязание петель на спицах   Аппликация 13     Одежда для дома   Праздник Рисование узора для пижамы (халата)       Первые украшения   Новогодние игрушки   Почему на Пасху красят  яйца   История воздушных шариков   История фейерверков   История происхождения  сувениров   Широкая масленица   Приглашаем к столу   А раньше было так…   Бал­маскарад   Рождественские частушки   Ярмарка   «Не красна изба углами»   Вкусные украшения   Мишура   Толковый словарь маркиза  Этикета Приглашение гостей   Семейные праздники 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18 Бусы из бумаги   Поделки из бумаги   Роспись яйца   Разрисовывание воздушных шариков  или на воздушных шариках   Аппликация «Салют»   Изготовление сувенира из подручных  материалов   Чаепитие с блинами   Сервировка стола   (Тема любая)   Изготовление маски   Разучивание (сочинение) и исполнение  частушек   Поделки из разных материалов   Составление рецептов пирогов   Украшения для елки из конфет и  фруктов Поделки из мишуры (фольги)   Правила этикета   Конкурсы для мам и  пап   Составление календаря семейных 19   20   21       № п\п     1   2   3   4   5   7   8   9   10   11     Вечеринка   Конкурс Золушек и Рыцарей   Мишура   итого     Тема Предприятия, сооружения, здания   Кто основал первый зоопарк   Как идет почта   Когда возникли музеи   Как появился фонтан   А зачем нам лестницы?  (метро)   Как возникла почтовая  служба?   Как возникли города   Когда люди начали строить  дома   Все на каток!   Гидроэлектростанция   праздников   Конкурсная программа   Игровые конкурсы   Поделки из мишуры (фольги)   34   4 класс Практические действия или трудовые операции (примерные)     Рисование зоопарка   Экскурсия на почту   Экскурсия в музей   Рисование фонтана   Заочная экскурсия в метрополитен   Написание письма другу   Аппликация города   Изготовление дома из картона   Изготовление ледяных игрушек (или  катание на катке) Составление кроссворда на тему  «Электричество» 12   14   15   16   16     1   2   3   4   5   6   7   8   9     1   2   3   4 Каким был первый магазин   Кто вперед? (стадион)   Цирк! Цирк! Цирк!   На подмостках театра   Чудеса света   Транспорт   Общественный транспорт   Кто придумал велосипед   Кто создал автомобиль   Кто изобрел самолет   Луноход   Лайнер. Пароход   Железнодорожный транспорт   Уборочные машины   Специальные машины.  Машина «Скорой помощи» Полезные изобретения   Флюгер   История спичек   Когда был изобретен зонтик   История происхождения    Игра в магазин   Эстафеты на стадионе (в спортзале)   Рисование афиши представления   Аппликация сцены театра   Рисование пирамиды     Макет улицы из бумаги, картона,  других материалов   Езда на велосипеде   Сборка машины из деталей  конструктора   Конструирование самолета из  деталей конструктора   Рисование лунохода   Оригами. Кораблик   Рисование поезда   Конструктор. Уборочная машина   Оказание первой помощи     Изготовление флюгера   Поделки из спичек   Рисование узора для зонтика   Составление коллекции монет денег   Как был изобретен телефон   Светофор. Дорожные знаки   Окно в подводный мир  (аквариум) Упаковочные материалы   Компьютер и Интернет     итого   Придумывание и рисование новой  модели телефона Макет светофора   Изонить «Рыбки»   Поделки из целлофана, пластика,  картона.   Работа на компьютере (тема  «Интернет») 34   5.      Список литературы   5   6   7   8   9       1.      Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.­поп. издание  для  детей  [Текст]  /О. В.  Артемова. ­  М.:  ЗАО  «РОСМЭН­ПРЕСС», 2007. 2.      История   происхождения   загадки   [Электронный   ресурс].   ­ Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/ 3.      История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].­ Режим доступа:   http   ://   planetashkol  .  ru   /   4.      История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].­ Режим доступа:  http   ://   www   .  konodyuk    .  com   /     5.      История   вещей   [Электронный   ресурс].­ Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  6.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.­ М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997. 7.      Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. ­ М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995. 8.      Чудакова,   Н.   Энциклопедия   праздников   [Текст]   /Н.   Чудакова.­   М.: Издательство АСТ­ЛТД, 1998. 9.      Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. ­ М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997. 10.   Шпагин М. Что было до …[Текст] / ­ М.: Детская литература, 1989. 11.   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6.      Словарь Дизайн ­ (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Лайнер ­ (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные   транспортные   суда   дальнего   плавания   (обычно   пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы. Кулинария   ­ (от   лат.   culīna   «кухня»)   —   область   человеческой   деятельности, связанная   с   приготовлением   пищи.   Включает   в   себя   комплекс   технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт). Микроскоп ­ (от микро... и греч. skopéo — смотрю) ­ оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом. Предприятие ­ самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и  (или) реализует продукцию либо оказывает услуги. Ребус ­ (от лат. rebus ­ при помощи вещей) ­ загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками. Скотч ­ самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях. Этикет ­ (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Флюгер   ­ (от   голл.   vleugel   ­   крыло)   ­   прибор   для   определения   направления   и скорости   ветра,   состоящий   из   металлической   пластинки   (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Старый Ачхой» Программа внеурочной деятельности: «Планета Здоровья». Класс 1 – 4 Учитель: Умарова М.М. 2017-2018 учебый год I.                  Пояснительная записка Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а  в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских  школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем  неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их  сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное  увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,  совпадающие с получением общего среднего образования.   По данным Института возрастной физиологии  РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ   РАО   позволяют   проранжировать школьные   факторы   риска по   убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:   ­ стрессовая педагогическая тактика; ­ несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; ­   несоблюдение   элементарных   физиологических   и   гигиенических   требований   к организации учебного процесса; ­ недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; ­ провалы в существующей системе физического воспитания; ­ интенсификация учебного процесса; ­   функциональная   неграмотность   педагога   в   вопросах   охраны   и   укрепления здоровья; ­ частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; ­ отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.   Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников   постоянные   стрессовые   перегрузки,   которые   приводят   к   поломке механизмов   саморегуляции   физиологических   функций   и   способствуют   развитию хронических   болезней.   В   результате   существующая   система   школьного   образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе   должны   заниматься   администраторы   и   специально   подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем   здоровья   учащихся   создается   и   решается   в   ходе   ежедневной   практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо   найти   резервы   собственной   деятельности   в   сохранении   и   укреплении здоровья учащихся.   Урок   остается   основной   организационной   формой   образовательного   процесса, которая   непосредственно     Выявление   критериев здоровьесберегающего   потенциала   школьного   урока   и   построение   урока   на здоровьесберегающей   основе   является   важнейшим   условием   преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. зависит   от   учителя. По   мнению   специалистов­медиков,   возраст   от   одного   года   до   15   лет   гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как   помочь   школьнику,   как   сделать   так,   чтобы   он   начал   жить   активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы    «Планета Здоровья».   I.                  Цель и задачи программы Цель   данного   курса: обеспечить   возможность   сохранения   здоровья   детей   в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.   Задачи:                       ­сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; ­формировать   у   детей   мотивационную   сферу   гигиенического   поведения, безопасной жизни, физического воспитания; ­обеспечить физическое и психическое саморазвитие; ­научить использовать полученные знания в повседневной жизни; ­добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения. II.Особенности программы  Данная  программа строится на принципах: ­Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. ­Доступности;   которых   определяет   содержание   курса   в   соответствии   с возрастными особенностями младших школьников. ­Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.   При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к  вредным  привычкам, на  воспитание  силы  воли,  обретение  друзей  и  организацию досуга. ­Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.   Занятия  носят  научно­образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся: ­навыки дискуссионного общения; ­опыты; ­игра. Режим проведения занятий: 1­й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц. 2­й год обучения  1 час в неделю, 4 часа в месяц. 3­й год обучения  1час в неделю, 4часа в месяц. 4­й год обучения  1час в неделю, 4 часа в месяц.     Изучение   программного   материала   начинается   с   1 класса   на   доступном младшим   школьникам   уровне,  преимущественно   в   виде   учебных   игр   и   в   процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:   ­чтение стихов, сказок, рассказов;     ­постановка драматических сценок, спектаклей; ­прослушивание песен и стихов; ­разучивание и исполнение песен; ­организация подвижных игр; ­проведение опытов; ­выполнение   физических   упражнений,   упражнений   на   релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения; Организация   учебных   занятий   предполагает,   что   любое  занятие  для   детей должно   стать   уроком   радости,   открывающим   каждому   ребёнку   его   собственную индивидуальность   и   резервные   возможности   организма,   которые   обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он   не   должен   быть   уроком   «заучивания»,   на   котором   вместо   достижения оздоровительного   эффекта   создаётся   только   дополнительная   нагрузка.   Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».   III.           Место курса в учебном плане         Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2­4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 ­ 4 классах. Программа рассчитана на детей 7­10 лет, реализуется за 4 года.    IV.            Ожидаемые результаты           В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь: ­выполнять санитарно­гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; ­осуществлять активную оздоровительную деятельность; ­формировать своё здоровье. Учащиеся должны знать: ­факторы, влияющие на здоровье человека; ­причины некоторых заболеваний; ­причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; ­виды   закаливания   (пребывание   на   свежем   воздухе,   обливание,   обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; ­о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; ­основные формы физических занятий и виды физических упражнений. V.               Тематическое планирование. Содержание программы 1 год обучения  ­  (33 часа) №     Тема занятия 1 Советы доктора Воды. Кол­во  часов   2    Дата 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22   Друзья Вода и Мыло.   Глаза – главные помощники человека. Подвижные игры   Чтобы уши слышали.   Почему болят зубы.   Чтобы зубы были здоровыми.   Как сохранить улыбку красивой.   Подвижные игры   «Рабочие инструменты» человека.   Зачем человеку кожа   Надёжная защита организма   Если кожа повреждена   Подвижные игры   Питание – необходимое условие для  жизни  человека   Здоровая пища для всей семьи   Сон – лучшее лекарство   Какое настроение?   Я пришёл из школы   Подвижные игры   Я ­ ученик   Подвижные игры                                           2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33   Вредные привычки   Игры на воздухе   Подвижные игры   Скелет – наша опора   Осанка – стройная спина   Если хочешь быть здоров   Правила безопасности на воде   Подвижные игры   Игры на свежем воздухе   Обобщение. Подвижные игры   Обобщающий урок «Доктора природы»                           2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2                       2 год обучения   ­  (34 часа)                                         №     Тема занятия Количество часов Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21                                           Причина болезни   Признаки болезни   Как здоровье?   Как организм помогает себе сам   Здоровый образ жизни   Какие врачи нас лечат   Инфекционные болезни   Прививки от болезней   Какие лекарства мы выбираем   Домашняя аптека   Отравление лекарствами   Пищевые отравления   Если солнечно и жарко   Если на улице дождь и гроза   Опасность в нашем доме   Как вести себя на улице   Вода ­ наш друг   Как уберечься от мороза   Чтобы огонь не причинил вреда   Чем опасен электрический ток   Травмы                                               1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Укусы насекомых   Что мы знаем про собак и кошек   Отравление ядовитыми веществами   Отравление угарным газом   Как помочь себе при тепловом ударе   Растяжение связок и вывих костей   Переломы   Если ты ушибся или порезался   Если в глаз, ухо, нос или горло попало  постороннее тело   Укус змеи   Расти здоровым   Воспитай себя   Я выбираю движение                             1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                           22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34                                                                                  3 год обучения   ­  (34 часа) Дата №   Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Как воспитывать уверенность и  бесстрашие.   Учимся думать.   Спеши делать добро.   Поможет ли нам обман.   «Неправда – ложь»в пословицах и  поговорках.   Надо ли прислушиваться к советам  родителей.   Почему дети и родители не всегда  понимают друг друга.   Все ли желания выполнимы.   Как воспитать в себе сдержанность.   Вредные привычки.   Как отучить себя от вредных привычек.   Я принимаю подарок.   Я дарю подарки.   Наказание.   Одежда.   Ответственное поведение.   Боль.   Сервировка стола.                                         Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Правила поведения за столом.   Ты идешь в гости.   Как вести себя в транспорте и на улице.   Как вести себя в театре , кино, школе.   Умеем ли мы вежливо обращаться.   Умеем ли мы разговаривать по телефону.   Помоги себе сам.   Умей организовать свой досуг.   Что такое дружба.   Кто может считаться настоящим другом.   Как доставить родителям радость.   Если кому­нибудь нужна твоя помощь.   Спешите делать добро.   Огонек здоровья.   Путешествие в страну здоровья.   Культура здорового образа жизни.                                   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                                 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дата                                        4 год обучения    ­  (34 часа) №   Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Что такое здоровье?   Что такое эмоции?   Чувства и поступки   Стресс   Учимся думать и действовать   Учимся находить причину и последствия событий   Умей выбирать   Принимаю решение   Я отвечаю за свои решения   Что мы знаем о курении   Зависимость   Умей сказать НЕТ   Как сказать НЕТ   Почему   вредной   привычке   ты   скажешь НЕТ?   Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения   Волевое поведение                                     Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Алкоголь   Алкоголь – ошибка   Алкоголь – сделай выбор   Наркотик   Наркотик   –   тренинг   безопасного поведения   Мальчишки и девчонки   Моя семья   Дружба   День здоровья   Умеем ли мы правильно питаться?   Я выбираю кашу   Чистота и здоровье   Откуда берутся грязнули?   Чистота и порядок   Будем делать хорошо и не будем плохо   КВН «Наше здоровье»   Я здоровье берегу – сам себе я помогу.   Будьте здоровы!                                                                    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 VII.                    Литература   1.           Аранская О.С. Игра  как средство формирования здорового образа жизни.­ 2002.­№5.­с.54. 2.           Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии ­ реальный путь первичной профилактики.­2003. 3.           Борисюк О.Л. Валеологическое образование.­2002. 4.           Валеологизация   образовательного   процесса.   Мет.пособие   /   Под   ред. Н.И.Балакиревой.­ Новокузнецк, 1999. 5.           Герасименко Н. П. Помоги сам себе.­2001. 6.           Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. Организация   и   оценка   здоровьесберегающей   деятельности   образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. ­ М.: 2004. 7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.­ М., 1997. 8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1­4 кл. М., 1997. 9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.­ СПб.,­1997., Уроки Мойдодыра.­ СПб.,­1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995. 10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998  11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.­ М., 2002.  12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.­ СПб., 1995.  13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997  14.   Макеева   А.Г.,   Лысенко   И.В.   Организация   педагогической   профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких ­ СПб., 1999. 15.  Николаева   А.П.,  Колесов  Д.В.  Уроки  профилактики   наркомании   в  школе­  М., 2003. 16.   Сизанова   А.И.   и   др.   Безопасное   и   ответственное   поведение:   Цикл   бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998. 17. Соковня­Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь­ М.,1997 18.   Татарникова   Л.Г.   ,   ЗахаревичН.Б.,   Калинина   Т.Н.   Валеология.   Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997 19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. ­ М., 1996. 20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986. 21. Энциклопедический словарь юного спор тсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018