«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»
Оценка 4.9

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

Оценка 4.9
Игры
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
23.03.2017
«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие.
доклад.docx
«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»                                                                         он в игре как бы выше                                                                         на голову самого себя. Л. С. Выготский  В игре ребенок всегда выше  своего обычного поведения;          Планируемые   результаты   освоения   обучающимися программы       Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент  их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в  свободное от обучения время.      Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать   образовательную   деятельность,   осуществляемую   в   формах, отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего образования.   внеурочной деятельности: 1. Раскрытие творческого потенциала школьников. 2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления. 3. Создавать «прекрасное» своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом.        Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее  организации. Цель внеурочных занятий: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как  ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования Задачи внеурочной деятельности: стимулировать ребенка к выбору круга  интересов, развитию личностных способностей. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.     В   современной   школе   возникает   насущная   потребность   в   расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким   активным   формам   обучения,   недостаточно   освещенным   в   методике преподавания изобразительного искусства, относятся игровые технологии. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением,   воображением,   готовом   на   диалог,   сотрудничество   и сотворчество   в   семейных,   социальных,   политических,   национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения   и   освоения   новых   технологий.   Необходимыми   становятся   такие качества  как  мобильность, умение  адаптироваться  к  новым условиям.  Эти требования   влияют   на   изменение   целей   и   содержания   образовательного процесса.  В   современной   школе   возникает   насущная   потребность   в   расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким   активным   формам   обучения,   недостаточно   освещенным   в   методике преподавания изобразительного искусства, относятся игровые технологии. Актуальность     использования   игровых   технологий   во   внеурочной деятельности   определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств   ребенка   в   учебной,   трудовой   и   творческой   деятельности.  Почему один ребёнок рассуждает и видит мир, как художник, а другой умеет считать только фантики от съеденных конфет? Наверное, всё зависит от того, как он реагирует   на   окружающий   мир.   На   занятиях   искусства   важно   развивать   у детей   такое   отношение   к   жизни   и   окружающему   миру,   которое   присуще людям искусства и лежит в основе всех видов художественного творчества. Его суть в том, что человек воспринимает мир и всё существующее в мире как живое,   самоценное;   воспринимает   неповторимый   облик   людей,   предметов, явлений.   Благодаря   такому   отношению   к   жизни   даже   самые   обычные впечатления   могут   стать   зародышем   художественных   замыслов,   которые побуждают   человека   работать   над   созданием   выразительных   образов. Предлагаемые   далее   художественные   игры   способствуют   развитию ассоциативно­образного, вариативного мышления детей, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др., способствуют созданию   выразительных   образов.   Игровые   упражнения   ориентированы   на учебно–методический   комплект   под   редакцией   Б.М.   Неменского (издательство   «Просвещение»),   но   могут   быть   использованы   творческими учителями и при работе по другим программам.  В   игре   проявляются   и   развиваются   творческие   способности, воображение,   фантазия.   Она   является   одной   из   генетических   основ художественного   творчества,   способствующая   его   формированию   и сопровождающая его. [Цит. по Кукушину В.С.  Современные педагогические технологии в начальной школе – Ростов –на­Дону, 2012. Изд­ 2е­ С. 81­82].   2 Игра — это образное, деятельное отражение жизни. Она возникла из  труда и готовит молодое поколение к труду, к активному познанию  окружающей действительности. Игра  ­  это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на  воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и  совершенствуется самоуправление поведением».  Выделяют  следующие функции игры:  развлекательную ­ развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес,  подвигнуть (вдохновить);  коммуникативную ­ усвоение норм поведения;  самореализации ­ возможность самоопределения;  терапевтическую ­ преодоление трудностей, возникающих в других видах  жизнедеятельности;  диагностическую ­ определение отклонений от норм поведения;  коррекционную ­ внесение положительных изменений в структуру  личности;  социализации ­ включение в систему общественных отношений.      Дидактическая игра содержит: цель,  средства,  процесс, результат игры,  поэтому дидактическая игра — это разновидность игры по правилам,  специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей. Проведение дидактических игр включает: 1. ознакомление учеников с содержанием игры, с дидактическим материалом; 2. участие детей в игре.  Во внеурочной деятельности мною применяются игры, которые предполагают как   индивидуальное,   так   и   коллективное   участие.   Дидактические   игры включаются в урок по степени сложности. Сначала рекомендуется проводить простые игры, знакомые детям, постепенно вводя более сложные игры. При проведении   каждой   дидактической   игры   важно   правильно   определить   ее место в структуре занятия  и установить временные рамки игры. На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр: на внимание; развивающие глазомер;   тренирующие   наблюдательность;   развивающие   творческие способности;   воздействующие   на   эмоции   и   чувства;   раскрывающие личностные возможности ребенка.   воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.       Рассмотрим   игры,   которые   переводят   ребенка   из   позиции   объекта 3 I. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы Цель:  данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить  оптимальные   решения,   развивают   восприятие,   мышление,   внимание, воображение. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя   изображенные   на   доске   геометрические   фигуры,   нарисовать предметы   (как   вариант   этого   упражнения   —   индивидуальные   задания каждому ученику).  Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».  Из готовых силуэтов составить натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Игра­головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.  Дополните изображение.  Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его.   4 Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Выполните аппликацию, состоящую из деталей одного цвета и близкой формы. Дайте название работе.   Развивает   умение   компоновать.   Способствует   развитию   чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение  может   быть   использовано   для   выполнения   заданий   в   технике   разрезной мозаики.  "Из пятна".   На каждом листе бесформенное пятно, нарисованное краской, из которого надо   создать   некий   фигуративный   образ,   сохранив   очертания   пятна. Подрисовывать можно фломастерами, тушью.  «Прошёл дождик». Цель: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения. Дождем смыты цвета с некоторых осенних листьев, нужно раскрасить смытые листья. Игровое упражнение: обмакнем опавший листок в краску и сделаем его отпечаток на белой бумаге. Что это нам напоминает?  Найди пропажу. Обвести   на   картинке   карандашами   (фломастерами,   ручками)   квадрат, треугольник, круг.  Сосчитай­ка! • Сосчитать, сколько раз встречается: а) круг; б) квадрат; в) треугольник; г) ромб; д) прямоугольник.   • Сосчитать,   сколько   раз   встречается   круг,     квадрат,   треугольник   и ромб: а) белый; б) чёрный.  • Сосчитать, сколько раз встречается квадрат, круг, треугольник:  а) маленький; б) большой.  Поиграй в сыщика. 1. Найти и закрасить круг – красным, квадрат – синим, прямоугольник – зелёным цветом.  2. Найти и раскрасить треугольники жёлтым цветом, многоугольники – синим. 3. Все треугольники одним цветом.  II. Игры и упражнения по цветоведению 5 Цель: данные игры и упражнения закрепляют  знания о названиях различных цветов и их оттенков, помогают осваивать новые понятия. Составить пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Учащиеся   работают   с   готовыми   геометрическими   фигурами   различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары.  Это упражнение помогает усвоению основных понятий.  Назвать основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.  Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления   царства   Снежной   королевы,   а   второй   —   для   оперения   Жар­ птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. Игра­соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть­чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании  цвета. «Кто больше составит пар?» Для нее потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 Х 6 см), на которых нарисованы   или   наклеены   круги   или   квадраты   одного   размера,   но   разных цветов и оттенков, например: по два круга • Лилового • Светло­желтого • Темно­красного • Светло­зеленого • Темно­голубого • Светло­оранжевого • Темно­розового • Черного вишневого                                                  по два квадрата • Коричневого • Темно­желтого • Светло­красного • Темно­зеленого • Светло­голубого • Темно­оранжевого • Светло­розового • Серого • Фиолетового цвета 6 Перед   началом   игры   карточки   раскладываются   на   столе   (фигурами   вниз), играющие   рассаживаются   вокруг   стола   и   поочередно   открывают   по   две карточки,   называя   при   этом   цвет   круга   или   квадрата.   Тот,   кому   удалось открыть 2 карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе. Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета,   различительных,   аналитико­синтетических   способностей   и   культуры восприятия   ребенка;   имеют   обучающий,   тренировочный,   контролирующий характер. III. Игры   и   упражнения,   способствующие   усвоению   новых   терминов, понятий Цель: данные игры и упражнения служат для усвоения и закрепления  новых терминов, понятий и определений, связанных  с изобразительным  искусством. Продолжите цепочку слов. Упражнение   проводится   в   начале   урока.   Учащиеся   продолжают   перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка... Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это…  (Задания для повторения).  «Найди свою группу»  Группировка понятий, терминов, названий по жанрам (видам).   Вычеркните лишнее слово. Упражнение   носит   характер   упражнение   №   3,   т.   е.   обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов. IV. Игры   и   упражнения   для   развития   восприятия   произведений искусства   Цель:  данные игры и упражнения учат   анализировать, классифицировать, обобщать по каким либо признакам произведения искусства;   способствуют     развитию   образного,   логического   мышления   учащихся   на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства эмоциональной культуры восприятия, активизации внимания.   Подбор   прилагательных,   характеризующих   произведение   искусства (репродукция или слайд). Побеждает   тот   из   учащихся,   который   подберет   большее   количество.   Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.  Сравните впечатления Сравнить   два   произведения   искусства.   При   выполнении   этого   упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся. «Коллекция  репродукций» Для   игры   потребуется   10   репродукций     картин   известных   художников, которые детям предлагается распределить на группы так, чтобы в каждой из составленных   ими   групп   были   картины,   объединенные   каким­либо   общим признаком. Подобную группировку можно осуществить, например: ­ на основании принадлежности объектов к тому или иному классу – люди, растения, животные; ­   на   основании   общности   эмоционального   тона   изображений   –   радостные, печальные; ­ по цветовой гамме и другим признака.  Соотнесите произведение искусства со стихотворением.   Подобрать   к     отрывку   стихотворения   соответствующую   репродукцию   с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.  Игра «Угадай». Стихи,   загадки,   по   которым   учащиеся   должны   догадаться,   о   каком произведении (предмете) искусства идет речь.  Указать автора или название произведения. Учащимся   раздаются   карточки   с   таблицей,   в   которой   указаны   фамилии художников,   на   доске   расположены   репродукции   работ   этих   авторов   с номерами. Ученики заполняют таблицу.  Отгадывание кроссвордов (составление).  При их составлении кроссвордов  у учащихся развиваются навыки работы со словарями,   различного   рода   справочной   литературой.   Процесс   создания   и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.   При   начертании   геометрической   формы   кроссворда   у   учащихся развивается пространственное образное мышление. (Приложение 2)  Викторина «Аукцион знаний». Знания   учащихся   по   теории   искусства   можно   проверить   с   помощью викторины,   вопросы   к   которой   учитель   готовит   заранее.   Также   можно провести   игру   «В   мастерской   художника»,   используя   специально подобранный   материал.  Например,  на уроках   по  декоративно­прикладному искусству. Викторина «Брейн­ринг».  V. Сюжетно­ролевые игры Цель:  данные   игры   и   упражнения  учат     анализировать,   классифицировать, обобщать по каким либо признакам произведения искусства;   способствуют     развитию   образного,   логического   мышления   учащихся   на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства эмоциональной культуры восприятия, активизации внимания. Игра "Следствие ведут знатоки". По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства   ищут   среди   репродукций   на   доске   нужную   картину.   Описание делает   «хранитель   музея».   Дополнительные   сведения   могут   сообщать «свидетели» – ученики класса.  Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности. VI. Игры  по декоративно­прикладному искусству Цель: данные игры и упражнения     служат для закрепления знаний о разных направлениях декоративно­прикладного искусства и  навыков работы разными приёмами кистью.  Эстафета «Веселый узор».  Игра проводится в начале урока перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемов примакивания) в полосе. Материал. Узор­образец, состоящий из ягод и листьев, ряд из ягод, ряд из листьев. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа  альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды­ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех ягод. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре. Правило.  Участник   эстафеты   выходит   выполнять   свой   ряд   узора   только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место. Выигрывает   та   команда,   учащиеся   которой   правильно,   красиво   и   быстро справились с работой, не нарушая правил игры. «Бабушкин сундучок». Выставляется коробка, наполненная изделиями народных мастеров (тканые и вышитые полотенца, керамическая посуда, игрушки и т.д.). Учащиеся   по очереди вынимают из сундучка по одному изделию, называют его,   решают   к   какому   виду   декоративно­прикладного   искусства   оно относится, какой мастер его мог сделать. «Ярмарка». Ученики делятся на команды, каждая из которых представляет один из видов декоративно­прикладного   искусства.   «Мастера»   входящие   в   группу обсуждают,   какое   изделие   они   повезут   на   ярмарку   (можно   нарисовать, приготовить готовые изделия). Затем представители от каждого ремесленного центра рассказывают о своей продукции. Например: «Я – гончарных дел мастер. Продаю разную посуду: миски, кувшины, тарелки, горшки. А для детишек на забаву имеются игрушки­ свистульки – лошадки, козочки, петушки» дети определяют, какой «Мастер» лучше представил свой товар. Таким   образом,   использование   дидактических   игр,   упражнений   и творческих   заданий   на   уроках   изобразительного   искусства     позволяет существенно   изменить   отношение   учащихся   к   учебному   труду   и изобразительному искусству в целом.            Каждый   педагог   должен   иметь   свою   систему   дидактических   игр, творческих заданий и упражнений,  которые он мог бы предложить ученикам в зависимости   от   их   типологических   особенностей   и   этапа   коррекционно­ развивающей работы. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру   следует   считать   таким   же   важным   и   необходимым   элементом образовательной работы, как и урок.      Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия  каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок,  делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.  Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для  него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную  деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»

«Внеурочная деятельность: дидактическая игра в изобразительном искусстве»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017