МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Иваненко Н.М., преподаватель ГБПОУ РО «НТТ»
Методические характеристики мероприятия
Форма мероприятия: «Деловая игра» как коллективное состязание студентов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.
Цели и задачи мероприятия:
· Повышение уровня духовой культуры студентов;
· Формирование систематических и разносторонних знаний по философии, навыков самостоятельного, критического и творческого мышления;
· Развитие у студентов гуманизма, активности, ответственности – качеств личности, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе;
· Развитие умений студентов организации собственной деятельности, самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, самообразования;
· Совершенствование навыков коллективной деятельности, культуры общения, формирование ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
· Развитие общей компетенции принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несения за них ответственности;
· Развитие общей компетенции осуществления поиска и использования информации, необходимой для профессионального и личностного развития;
Участники турнира: 2 по 6 человек
Координатор турнира: преподаватель дисциплины «Основы философии»
Жюри: 3 человека (преподаватели, студенты)
Время проведения: 45 минут
Место проведения: учебная аудитория
План подготовительной работы
1. Методическая разработка мероприятия;
2. Подбор материала и его обработка;
3. Организация команд;
4. Распределение заданий. Командам выдаются следующие задания: 1) Подготовить презентацию команды – название команды, эмблему, философское кредо, представление участников команды; 2) Подготовить презентацию в электронном виде о ком-либо из философов.
5. Изготовление слайдов и карточек с заданиями, бланков ответов для команд, оценочных бланков для жюри;
6. Подготовка призов, бланков дипломов победителей и участников;
7. Подготовка аудитории;
8. Приглашение жюри, зрителей.
Перечень оснащения мероприятия
1. Мультимедийное оборудование;
2. Проекционный экран;
3. Слайды и карточки с заданиями;
4. Часы;
5. Оборудованные места для жюри и команд.
Правила проведения
В игре соревнуются 2 команды. Турнир проводится в 5 этапов (туров). Жюри оценивает работу команд на 1,2,5 этапах по 5 бальной системе, на 3 и 4 – за 1 правильный ответ выставляется 1 балл. Победитель определяется по итогам 5 этапов – по наибольшей набранной командой сумме баллов.
Условия проведения
Первый этап – представление команды. Жюри оценивает представление команды – название, эмблему, философское кредо (кредо в значении «принцип жизни, убеждения, взгляды, основа мировоззрения»);
Второй этап – философский тренинг «Фалесовы вопросы». Философские тренинги преследуют цель коллективного занятия философией методом погружения и собрания философского опыта участников, развитие компетенций коллективной работы и умения формулировать и излагать мысль. Командам раздаются карточки с вопросами и ответами, сформулированными древнегреческим философом Фалесом Милетским: «Что больше всего на свете?», «Что быстрее всего?», «Что мудрее всего?», «Что сильнее всего?», «Что легче всего?», «Что самое неотъемлемое?», «Пространство», «Мысль», «Необходимость», «Время», «Дать совет другим», «Надежда». Задача команд – соотнести вопросы и ответы, и аргументировать их. Время выполнения задания – 7 минут. Затем координатор турнира сообщает первоначальные вопросы и ответы, данные Фалесом. В то же время и иные данные студентами ответы могут иметь свое право на существование, если они обоснованы. Координатор дополнительно может предложить командам попробовать на все вопросы найти один ответ из предложенных ответов или собственный и аргументировать его. Время выполнения дополнительного задания – 3 минуты.
Третий этап – «Сказал, так сказал!» – конкурс по высказываниям крупнейших представителей философской мысли. На экране демонстрируются слайды с высказываниями философов. Задача команд – либо продолжить фразу, либо вставить недостающие слова, либо назвать автора. Всего 14 вопросов. Ответы даются устно. Один правильный ответ оценивается в 1 балл. Если обе команды отвечают верно, преимущество имеет команда, ответившая первой.
Четвертый этап – блиц-опрос «Верю - не верю». Командам следует определить, верны или неверны утверждения, зачитываемые ведущим. Ответы даются командами на бланках ответов. После сдачи ответов командами, ведущий сообщает, какие утверждения были неверными, и даёт правильный ответ.
Пятый этап – презентация о философе. Команды представляют домашнее задание – презентацию о ком-либо из философов в электронном виде. Жюри оценивает презентацию по содержание, оформлению, творческому подходу.
По завершении седьмого этапа жюри суммирует полученные командами баллы и объявляет результаты турнира. По итогам философского турнира организаторы награждают победителей и участников.
Сценарий
1. Вступительное слово преподавателя: приветствие команд, представление жюри, координатора; оглашение условий проведения философского турнира;
2. Первый этап турнира – представление команд.
3. Второй этап – философский тренинг «Фалесовы вопросы».
4. Объявление жюри оценок команд за первые два этапа.
5. Четвертый этап – «Сказал, так сказал!»
6. Объявление жюри оценок команд за четвертый этап текущей суммы баллов у команд.
7. Пятый этап – блиц-опрос «Верю-не верю»
8. Шестой этап – презентация о философе.
9. Оглашение жюри итоговой суммы баллов за турнир;
10. Подведение итогов турнира, награждение участников и победителей.
Задания
2 этап. «Фалесовы вопросы»:
§ «Что больше всего на свете?» – «Пространство»
§ «Что быстрее всего?» – «Мысль»
§ «Что мудрее всего?» – «Время»
§ «Что сильнее всего?» – «Необходимость»
§ «Что легче всего?» – «Дать совет другим»
§ «Что самое неотъемлемое?» – «Надежда»
4 этап. Пример заданий для конкурса «Сказал, так сказал» по высказываниям крупнейших представителей философской мысли:
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. «Ищу…..!» Кого или что искал Диоген? |
1. «Ищу человека!» Диоген Синопский |
2. Кому принадлежат слова: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»? |
2. Конфуций |
3. Кто автор высказывания: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого…» |
3. Сократ |
4. Закончите фразу: «Всё, что мы собой представляем, создано нашими ……….» Сиддхартха Гаутама (Будда) |
4. «Всё, что мы собой представляем, создано нашими мыслями» Сиддхартха Гаутама (Будда) |
5. Продолжите мысль Сократа: «Я ем, чтобы жить, а некоторые ………………» |
5. «Я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть» Сократ |
6. «Платон мне друг, но …… дороже». Чем очень дорожил Аристотель? |
6. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель |
7. Кому сказал Диоген Синопский «Не засти мне солнце»? |
7. Диоген Синопский Александру Македонскому: «Не засти мне солнце» |
8. Восстановите фразу: «……., ибо абсурдно» Тертуллиан |
8. «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиан |
9. Продолжите высказывание Конфуция: «В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, …… …….» |
9. «В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства» |
10. О чём сказал Ф. Бэкон «…… - сила»? |
10. «Знание – сила» Ф. Бэкон |
11. Начните фразу: «……., следовательно, существую» Р. Декарт |
11. «Мыслю, следовательно, существую» Р. Декарт |
12. «………- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», А. Шопенгауэр. О чем идет речь? |
12. «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» А. Шопенгауэр |
13. Продолжите высказывание: «То, что не убивает меня, … … …..» Ф. Ницше |
13. «То, что не убивает меня, делает меня сильнее» Ф. Ницше |
14. «……. существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Что имел в виду Н.А. Бердяев? |
14. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» Н.А. Бердяев |
3 этап. Пример заданий для блиц-опроса. Нужно определить, верны или неверны следующие утверждения:
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. «Философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» |
1. Верно. |
2. Автором понятия «философия» считается Пифагор. |
2. Верно. |
3. Философия возникла в 6 веке нашей эры. |
3. Не верно. Философия возникла в 6 веке до нашей эры. |
4. Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. |
4. Не верно. Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии. |
5. Онтология – это учение о бытии. |
5. Верно. |
6. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввёл Парменид. |
6. Верно. |
7. Аксиология – это учение о познании. |
7. Не верно. Аксиология – это учение о ценностях. |
8. Платон считается основоположником идеалистической философии. |
8. Верно. |
9. Лао-цзы и Конфуций– это древнеиндийские философы. |
9. Не верно. Лао-цзы и Конфуций– это древнекитайские философы. |
10. «Будда» означает «Великолепный». |
10. Не верно. «Будда» означает «Просветленный» |
11. Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию «страдание». |
11. Верно. |
12. «Патристика» и «схоластика» - это этапы древнеримской философии. |
12. Не верно. «Патристика» и «схоластика» - это этапы средневековой философии. |
13. Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский – это средневековые христианские философы. |
13. Верно. |
14. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является «гуманизм». |
14. Верно. |
15. Гуманизм – это концепция развития. |
15. Не верно. Гуманизм – это взгляды, рассматривающие человека как высшую ценность, отстаивающие его свободу и всестороннее развитие. |
16. Оптимизм, гуманизм, рационализм – характерные черты философии Нового времени. |
16. Верно. |
17. Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон |
17. Верно. |
18. «Категорический императив – это моральный закон, сформулированный И.Кантом. |
18. Верно. |
19. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов З. Фрейда |
19. Не верно. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов И. Канта. |
20. Г. Гегель является автором 2 законов диалектики. |
20. Не верно. Г. Гегель является автором 3 законов диалектики. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М: Проспект, 2015.
2. Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2013.
3. Губин В.Д. Основы философии. М.: ИНФРА-М, Форум, 2008.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.
5. Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия. Под ред. Малышевского А.Ф. М.: Просвещение, 1993.
6. Конт-Сповиль А. Философский словарь. М: Этерна, 2012.
7. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.: Проспект, 2001.
8. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М.: Учебная литература, 1997.
9. Рожанский М.Я. Школа философского творчества. Иркутск-СПб: Тускарора, 2000.
10. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Р-н-Д: Феникс, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.