Внеурочное мероприятие по философии (деловая игра)

  • docx
  • 01.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочное мероприятие по философии.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 

Иваненко Н.М., преподаватель ГБПОУ РО «НТТ»

 

Методические характеристики мероприятия

 

Форма мероприятия:   «Деловая игра» как коллективное состязание студентов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.

Цели и задачи мероприятия:

·        Повышение уровня духовой культуры студентов;

·        Формирование систематических и разносторонних знаний по философии, навыков самостоятельного, критического и творческого мышления;

·                Развитие у студентов гуманизма, активности, ответственности – качеств личности, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе;

·        Развитие умений студентов организации собственной деятельности, самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, самообразования;

·        Совершенствование навыков коллективной деятельности, культуры общения, формирование ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий;

·        Развитие общей компетенции принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несения за них ответственности;

·        Развитие общей компетенции осуществления поиска и использования информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

 

Участники турнира:   2 по 6 человек

Координатор турнира:   преподаватель дисциплины «Основы философии»

Жюри:  3 человека (преподаватели, студенты)

Время проведения:   45 минут

Место проведения:    учебная аудитория

 

План подготовительной работы

 

1.     Методическая разработка мероприятия;

2.     Подбор материала и его обработка;

3.     Организация команд;

4.     Распределение заданий. Командам выдаются следующие задания: 1) Подготовить презентацию команды – название команды, эмблему, философское кредо, представление участников команды; 2) Подготовить презентацию в электронном виде о ком-либо из философов.

5.     Изготовление слайдов и карточек с заданиями, бланков ответов для команд, оценочных бланков для жюри;

6.     Подготовка призов, бланков дипломов победителей и участников;

7.     Подготовка аудитории;

8.     Приглашение жюри, зрителей.

 

 

Перечень оснащения мероприятия

1.     Мультимедийное оборудование;

2.     Проекционный экран;

3.     Слайды и карточки с заданиями;

4.     Часы;

5.     Оборудованные места для жюри и команд.

 

Правила проведения

В игре соревнуются 2 команды. Турнир проводится в 5 этапов (туров). Жюри оценивает работу команд на 1,2,5 этапах по 5 бальной системе, на 3 и 4 – за 1 правильный ответ выставляется 1 балл. Победитель определяется по итогам 5 этапов –  по наибольшей набранной командой сумме баллов.

 

Условия проведения

 

Первый этап – представление команды. Жюри оценивает представление команды – название, эмблему, философское кредо (кредо в значении «принцип жизни, убеждения, взгляды, основа мировоззрения»);

         Второй этап – философский тренинг «Фалесовы вопросы». Философские тренинги преследуют цель коллективного занятия философией методом погружения и собрания философского опыта участников, развитие компетенций коллективной работы и умения формулировать и излагать мысль. Командам раздаются карточки с вопросами и ответами, сформулированными древнегреческим философом Фалесом Милетским: «Что больше всего на свете?», «Что быстрее всего?», «Что мудрее всего?», «Что сильнее всего?», «Что легче всего?», «Что самое неотъемлемое?», «Пространство», «Мысль», «Необходимость», «Время», «Дать совет другим», «Надежда». Задача команд – соотнести вопросы и ответы, и аргументировать их. Время выполнения задания – 7 минут. Затем координатор турнира сообщает первоначальные вопросы и ответы,  данные Фалесом. В то же время и иные данные студентами ответы могут иметь свое право на существование, если они обоснованы. Координатор дополнительно может предложить командам попробовать на все вопросы найти один ответ из предложенных ответов или собственный и аргументировать его. Время выполнения дополнительного задания – 3 минуты.

         Третий этап – «Сказал, так сказал!» – конкурс по высказываниям крупнейших представителей философской мысли. На экране демонстрируются слайды с высказываниями философов. Задача команд – либо продолжить фразу, либо вставить недостающие слова, либо назвать автора. Всего 14 вопросов. Ответы даются устно. Один правильный ответ оценивается в 1 балл. Если обе команды отвечают верно, преимущество имеет команда, ответившая первой.

Четвертый этапблиц-опрос «Верю - не верю». Командам следует определить, верны  или неверны утверждения, зачитываемые ведущим. Ответы даются командами на бланках ответов. После сдачи ответов командами, ведущий сообщает, какие утверждения были неверными, и даёт правильный ответ.

Пятый этаппрезентация о философе. Команды представляют домашнее задание – презентацию о ком-либо из философов в электронном виде. Жюри оценивает презентацию по содержание, оформлению, творческому подходу.

 

По завершении седьмого этапа жюри суммирует полученные командами баллы и объявляет результаты турнира. По итогам философского турнира организаторы награждают победителей и участников.

 

 

 

 

Сценарий

 

1.      Вступительное слово преподавателя: приветствие команд, представление жюри, координатора; оглашение условий проведения философского турнира;

2.      Первый этап турнира – представление команд.

3.      Второй этап – философский тренинг «Фалесовы вопросы».

4.      Объявление жюри оценок команд за первые два этапа.

5.      Четвертый этап – «Сказал, так сказал!»

6.      Объявление жюри оценок команд за четвертый этап текущей суммы баллов у команд.

7.      Пятый этап – блиц-опрос «Верю-не верю»

8.      Шестой этап – презентация о философе.

9.      Оглашение жюри итоговой суммы баллов за турнир;

10.   Подведение итогов турнира, награждение участников и победителей.


 

Задания

 

 

2 этап. «Фалесовы вопросы»:

§  «Что больше всего на свете?» – «Пространство»

§  «Что быстрее всего?» – «Мысль»

§  «Что мудрее всего?» – «Время»

§  «Что сильнее всего?» – «Необходимость»

§  «Что легче всего?» – «Дать совет другим»

§  «Что самое неотъемлемое?» – «Надежда»

 

4 этап. Пример заданий для конкурса «Сказал, так сказал» по высказываниям крупнейших представителей философской мысли:

 

 

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.   «Ищу…..!»  Кого или что искал Диоген?

1.    «Ищу человека!» Диоген Синопский

2.   Кому принадлежат слова: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты»?

2.    Конфуций

3.   Кто автор высказывания: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого…»

3.   Сократ

4.   Закончите фразу: «Всё, что мы собой представляем, создано нашими ……….» Сиддхартха Гаутама (Будда)

4.    «Всё, что мы собой представляем, создано нашими мыслями» Сиддхартха Гаутама (Будда)

5.   Продолжите мысль Сократа: «Я ем, чтобы жить, а некоторые ………………»

5.   «Я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть» Сократ

6.   «Платон мне друг, но …… дороже». Чем очень дорожил Аристотель?

6.    «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель

7.   Кому сказал Диоген Синопский «Не засти мне солнце»?

7.   Диоген Синопский Александру Македонскому: «Не засти мне солнце»

8.   Восстановите фразу: «……., ибо абсурдно» Тертуллиан

8.   «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиан

9.        Продолжите высказывание Конфуция: «В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, ……    …….»

9.   «В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства»

10.   О чём сказал Ф. Бэкон «…… - сила»?

10.   «Знание – сила» Ф. Бэкон

11.   Начните фразу: «……., следовательно, существую» Р. Декарт

11.   «Мыслю, следовательно, существую» Р. Декарт

12.   «………- это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности», А. Шопенгауэр. О чем идет речь?

12.   «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности» А. Шопенгауэр

13.   Продолжите высказывание: «То, что не убивает меня, … … …..» Ф. Ницше

13.   «То, что не убивает меня, делает меня сильнее» Ф. Ницше

14.        «……. существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Что имел в виду Н.А. Бердяев?

14.         «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» Н.А. Бердяев

 

3 этап. Пример заданий для блиц-опроса. Нужно определить, верны  или неверны следующие утверждения:

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.   «Философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости»

1.   Верно.

2.   Автором понятия «философия» считается Пифагор.

2.   Верно.

3.   Философия возникла в 6 веке нашей эры.

3.       Не верно. Философия возникла в 6 веке до нашей эры.

4.   Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

4.        Не верно. Философия зародилась в 3-х очагах цивилизации: Древней Греции, Древнем Китае, Древней Индии.

5.   Онтология – это учение о бытии.

5.   Верно.

6.       Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввёл Парменид.

6.   Верно.

7.   Аксиология – это учение о познании.

7.   Не верно. Аксиология – это учение о ценностях.

8.   Платон считается основоположником идеалистической философии.

8.   Верно.

9.      Лао-цзы и Конфуций– это древнеиндийские философы.

9.        Не верно. Лао-цзы и Конфуций– это древнекитайские философы.

10.   «Будда» означает «Великолепный».

10.   Не верно. «Будда» означает «Просветленный»

11.   Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию «страдание».

11.   Верно.

12.   «Патристика» и «схоластика» - это этапы древнеримской философии.

12.   Не верно. «Патристика» и «схоластика» - это этапы средневековой философии.

13.   Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский – это средневековые христианские философы.

13.   Верно.

14.   Характерной чертой философии эпохи Возрождения является «гуманизм».

14.   Верно.

15.   Гуманизм – это концепция развития.

15.         Не верно. Гуманизм – это взгляды, рассматривающие человека как высшую ценность, отстаивающие его свободу и всестороннее развитие.

16.   Оптимизм, гуманизм, рационализм – характерные черты философии Нового времени.

16.   Верно.

17.   Основоположником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон

17.   Верно.

18.   «Категорический императив – это моральный закон, сформулированный И.Кантом.

18.   Верно.

19.   «Критика чистого разума»,  «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов З. Фрейда

19.          Не верно. «Критика чистого разума»,  «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – это названия трудов И. Канта.

20.   Г. Гегель является автором 2 законов диалектики.

20.         Не верно. Г. Гегель является автором 3 законов диалектики.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    

1.       Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. М: Проспект, 2015.

2.       Горелов А.А. Основы философии. М.: Академия, 2013.

3.       Губин В.Д. Основы философии. М.: ИНФРА-М, Форум, 2008.

4.               Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.

5.        Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия. Под ред. Малышевского А.Ф. М.: Просвещение, 1993.

6.       Конт-Сповиль А. Философский словарь. М: Этерна, 2012.

7.       Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.: Проспект, 2001.

8.       Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. М.: Учебная литература, 1997.

9.       Рожанский М.Я. Школа философского творчества. Иркутск-СПб: Тускарора, 2000.

10.   Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Р-н-Д: Феникс, 2013.