Тема: «Путешествие в страну сказок. В мире оценок».
Цели: - образовательные: формировать у учащихся понятие об оценках, особенностях (критериях) их постановки; дать представление о том, что по объективной оценке учебной деятельности можно судить о характере человека, о его отношении к выполняемой работе; учить оценивать свою и чужую работу;
- развивающие: развивать внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речь;
- воспитательные: воспитывать уважение к выполняемой работе, к своим учебным принадлежностям, к своему внешнему виду.
Оборудование: книга А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», изображение героев сказки (Мальвины, Буратино, Артемона, Пьеро), «тетрадка Мальвины», «тетрадь Артемона» с условием и решением задачи, «тетрадь Пьеро», «тетрадь Буратино» с примером, карточки с заданиями и карточки с критериями оценок для работы в парах.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в Страну сказок и узнаем, кто из героев каких успехов добился в школе. Некоторым из них может понадобиться наша помощь. Вы готовы им помочь? (Да)
- Тогда – вперед! Страна сказок нас ждет!
2. Определение места путешествия.
- Отгадайте сказку, в которую мы отправимся.
Далеко на теплом море
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортиллой
Был подарен ключик сей,
И еще мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко –
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
(«Золотой ключик или Приключения Буратино»)
Д: книга А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
3.Мальвина и ее успехи.
- Как звали кудрявую девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
Д: Мальвина (изображение), «тетрадка Мальвины»
- Посмотрите, это тетрадка Мальвины. Как вы думаете, как она учится? Какие оценки получает? (Учится на «5»)
- Почему вы так решили? (Потому что записи выполнены аккуратно, без ошибок)
- Как вы думаете, какой у Мальвины характер? (Она добрая, аккуратная, воспитанная, умная, веселая)
- Как вы догадались? (По ее поступкам, описанным в книге, по записям в ее тетради)
- Как она относилась к своим друзьям? (Стремилась им во всем помочь)
4.Артемон – лучший друг Мальвины.
- Кто был лучшим другом Мальвины? (Артемон)
Д: Артемон (изображение)
- Как вы думаете, какие оценки он получал в школе? Почему? («4» и «5», потому что он был старательным, дружил с Мальвиной, она помогала ему в учебе)
- Артемону вчера дали домашнее задание – решить задачу. Посмотрите, как он решил задачу.
Д: «тетрадь Артемона» с условием и решением задачи
У Саши было 17 марок, а у Тани – на 12 марок больше. Сколько всего марок было у ребят? 1) 17 + 12 = 29 (м.) 2) 29 + 17 = 36 (м.) |
- Все ли правильно сделал Артемон? (Нет, он допустил ошибку в вычислениях: получится не 36, а 46 марок; он не написал ответ.)
- Чтобы вы ему поставили за решение задачи? («4»)
- Почему? (Он допустил 2 ошибки)
5. Грустный поэт Пьеро.
- Как звали мальчика, который сочинял стихи и посвящал их Мальвине? (Пьеро)
Д: Пьеро (изображение)
- Посмотрите, как он написал мини – диктант.
Д: «тетрадь Пьеро»
Была зема. Все котались с гары на санках. Было весило. |
- Все ли верно написал Пьеро? (нет)
- Исправим его ошибки.
- Сколько ошибок допустил Пьеро? (четыре ошибки)
- Как вы считаете, почему Пьеро допустил столько ошибок? (Он не знает правило о правописании безударных гласных в корне слов)
- Какую оценку вы бы ему поставили? Почему? («3», потому что Пьеро допустил 4 ошибки, но на одну орфограмму)
6. Деревянный мальчик Буратино.
- А вот и главный герой сказки. Как его звали? (Буратино)
Д: Буратино (изображение)
- Теперь посмотрим на тетрадь Буратино.
Д: «тетрадь Буратино» с примером
- Что вы можете сказать о его тетради? (она грязная, рваная, изрисованная)
- Как вы думаете, как учится Буратино? (плохо)
- Почему вы так решили? (Он пишет, не стараясь, неаккуратно, не знает правила, пачкает тетради и рисует в них)
- Поможем Буратино выполнить задание? (Да)
- Задание такое: Решить пример и написать результат.
16 – 15 + 14 – 13 + 12 – 11 + 10 – 9 + 8 – 7 + 6 – 5 + 4 – 3 + 2 – 1 =… |
- У Буратино получилось 10. Правильно ли он решил пример? (Нет)
- А сколько получилось у вас? (8)
- Правильно. Буратино очень рад, что вы ему помогли.
7. Определяем критерии оценок.
- Мы изучили тетради сказочных героев, исправили их ошибки. Какой вывод можно сделать? Что можно узнать по записям в тетради? (Характер человека, его отношение к выполняемой работе)
- Мы с вами ставили оценки героям по определенным правилам – критериям.
- Составим их и повторим еще раз.
- Когда мы будем ставить «5»? (Когда все верно объяснено и решено, записи выполнены аккуратно, без помарок)
- Когда – «4»? ( Если задание выполнено верно, но есть затруднения в объяснении решения или допущены 1-2 ошибки, не очень аккуратно выполнены записи)
- Когда поставим «3»? (Когда ученик не может выполнить самостоятельно задание полностью, объяснить решение (выполнение) задания или допустил 3-4 ошибки)
- Когда за выполненную работу можно поставить «2»? (Когда задание не выполнено или допущено больше 5 ошибок, записи выполнены небрежно, тетрадь очень неопрятная, грязная, рваная)
8. Учимся вместе с героями.
- Мальвина решила помочь своим друзьям – она стала их учителем. После учебных занятий она предложила им выполнить несколько заданий. Ее друзья успешно с ними справились. Попробуем и мы их выполнить. Будем работать в парах, а потом оценивать свою и чужую работу.
Парам учащихся раздаются карточки:
ü с заданиями:
«Отгадай слова» - Сделай вычисления, впиши в клетку букву с получившимся числом. У – 7 Г – 8 Р – 9 К – 2
Р – 9 З – 4 У – 7 О – 8
|
|
|
||||||||||||||||
Игра «Наоборот» Подбери и запиши слова с противоположным значением. Черное - ______________ ; правда - _______________ ; теплый - ______________ ; день - ________________ ; высокий - _____________ ; холод - _______________ ; легкий - _______________ ; мокрый - ______________ ; сильный - ______________ ; веселый - ______________ .
|
|
|
||||||||||||||||
«Пословицы заблудились» - Соедини части пословиц.
|
|
|
||||||||||||||||
«Веселые задачи»
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
ü карточки с критериями оценок:
«5» - все верно решено, записи выполнены аккуратно, без помарок |
«4» - задание выполнено верно, но допущены 1-2 ошибки, не очень аккуратно выполнены записи |
«3» - задание выполнено не полностью или допущено 3-4 ошибки |
«2» - задание не выполнено или допущено больше 5 ошибок, записи выполнены небрежно |
- Обменяйтесь карточками между парами. Поставьте оценку за каждое задание и за работу в целом.
- Обменяйтесь обратно. Оцените самостоятельно в парах свою работу. Поставьте оценки. Если не придете к единому мнению по поводу оценки, запишите обе.
9. Подведение итогов путешествия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Сказочные герои очень рады были нас видеть, зовут нас к себе в гости снова.
- Чем вам запомнилось наше путешествие?
- Главное, ребята, что вы много нового узнали об оценках. Оценки – важные помощники любого школьника. Они указывают нам на качество нашей работы, на ошибки в работе и привлекают к их исправлению.
- Мы сегодня определили критерии оценок. Но не всегда мы получаем оценки, которые им соответствуют. Если оценка завышена или занижена, это плохо, работа оценена неверно, ученик не увидит своих ошибок или, наоборот, найдет ошибки в правильно выполненных заданиях. В обоих этих случаях, учащийся не сможет правильно организовать дальнейшую свою деятельность по работе над ошибками. Все это также скажется на его характере и отношениях с человеком, неправильно оценившим его работу.
- Ребята, я надеюсь, что вы научитесь справедливо, по критериям оценивать свою работу и работу ваших одноклассников.
- До новых путешествий!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.