Внеурочное занятие "Мои права и мои поступки: как сделать правильный выбор"

  • docx
  • 03.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия.docx

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«МОИ ПРАВА И МОИ ПОСТУПКИ: КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

 

Цель: формирование у школьников представлений о правах и обязанностях, а также развитие навыков осознанного принятия решений в ситуациях, требующих выбора. Воспитание ответственности за свои поступки.

Задачи:

Личностные: воспитание у школьников нравственных представлений, правосознания, ответственности за свои поступки.

Метапредметные: развитие навыков анализа ситуаций и оценки собственных действий, умение работать в группе и формулировать собственную позицию.

Предметные: расширение знаний о правах и обязанностях подростков, воспитание уважительного отношения к законам и правилам.

Оборудование:

-              Раздаточный материал (карточки с ситуациями, шаблоны для работы в группах, фломастеры).

-              Проектор для демонстрации видеороликов и презентации.

-              Музыкальное сопровождение для физкультминутки.

-              Плакаты с основными правами и обязанностями.

-              Листы для коллективной работы.

 

 

Этапы

Деятельность социального педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент.

- Приветствует учеников и объясняет тему занятия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о правах и поступках, которые каждый из нас совершает каждый день. Что вы знаете о правах? Кто может назвать свое право?»

- Формирует мотивацию, поясняет цель занятия: «Мы будем разбираться, как выбрать правильное решение в разных ситуациях и чем нам может помочь знание наших прав».

Показывает презентацию и видеоролик «Что значит быть взрослым?» https://youtu.be/Vx6R0Xg546E?si=tHqfh43o_E4Dr5hS

- Приветствуют социального педагога.

- Отвечают на вопросы, делятся знаниями о своих правах, задают вопросы, если что-то непонятно.

Основная часть занятия.

Задание 1: Мозговой штурм «Мои права»

- Спрашивает: «Какие права вы знаете? Например, вы имеете право на образование. Какие еще?»

- Записывает ответы на доске, дополняет и поясняет: «Право на медицинскую помощь, право на безопасность и т.д.»

Задание 2: Игра «Право или обязанность?»

- Объясняет задание: «Перед вами карточки с ситуациями. Обсудите в группах и решите, о каком праве или обязанности идет речь. Затем каждый представитель группы объяснит ваш выбор».

- Раздает карточки, проходит между группами, помогает обсуждать, если это необходимо.

Карточка 1

Ситуация: Ученик имеет возможность посещать школьную библиотеку и выбирать книги для чтения.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 2

Ситуация: Ученик должен регулярно выполнять домашние задания и готовиться к урокам.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 3

Ситуация: Ученик вправе участвовать в школьных мероприятиях и конкурсах.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 4

Ситуация: Ученик обязан соблюдать школьные правила и нормы поведения.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 5

Ситуация: Ученик имеет право получать медицинскую помощь при необходимости.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 6

Ситуация: Ученик обязан уважать учителей и одноклассников.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 7

Ситуация: Ученик имеет право задавать вопросы учителю, если что-то непонятно.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 8

Ситуация: Ученик обязан бережно относиться к школьному имуществу, включая учебники и мебель.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 9

Ситуация: Ученик может выбирать кружки и секции, которые хочет посещать после уроков.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Карточка 10

Ситуация: Ученик обязан приходить в школу вовремя и соблюдать школьный распорядок.

Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор.

Задание 3: Ролевая игра «Право выбора»

- Распределяет роли (учащиеся, учителя, родители) и предлагает участникам разыграть ситуации, в которых школьники делают выбор (например, решают, как поступить в ситуации конфликта).

- Ведет обсуждение после каждой сцены: «Как вы считаете, кто сделал правильный выбор? Что помогло вам понять это?»

Задание 4: Упражнение «Поступи правильно»

- Читает вслух описания ситуаций, например:

-«В школе один ученик попросил одолжить телефон. Как лучше поступить?»

- «Ты увидел, что в школьном коридоре другой ученик случайно разбил окно и убежал. Как ты поступишь?»

- «Ты заметил, что кто-то из ребят плохо себя чувствует, но ничего не говорит учителю. Как ты поступишь?»

- Проводит обсуждение после каждой ситуации: «Какое решение вы бы выбрали? Почему?»

- Ведет беседу о последствиях выбора: «Почему в этой ситуации важно учитывать не только свои права, но и обязанности?»

- Отвечают на вопросы, называют известные им права, обсуждают и дополняют друг друга.

 

 

 

- Делятся на группы, читают карточки с ситуациями и обсуждают, где права, а где обязанности.

- Один представитель от каждой группы объясняет выбранное решение.

 

- Участвуют в ролевой игре, обсуждают действия персонажей, объясняют, какие права и обязанности связаны с ситуацией, анализируют действия героев.

 

- Слушают описание ситуаций.

- Обсуждают, какой выбор они бы сделали, объясняют свою позицию, аргументируют, к какому решению пришли в группе.

Физкультминутка.

- Включает музыку и предлагает детям провести мини-разминку: «Теперь давайте отдохнем и представим, что каждый из нас выполняет права и обязанности. Поднимите руки вверх, как если бы вы хотели взять знание, прыгайте, если чувствуете свободу, а теперь спокойно присядьте, чтобы обсудить важное решение».

- Двигаются, повторяют за социальным педагогом движения, расслабляются и поднимают настроение для дальнейшей работы.

Закрепление знаний.

Задание 5: Викторина «Знаете ли вы свои права?»

- Делит класс на две команды и объясняет правила: «Сейчас я задам несколько вопросов, касающихся ваших прав и обязанностей. Каждая команда обсудит и даст ответ».

- Задает вопросы, например: «Какое у вас есть право в школе?», «Что вы обязаны делать на уроках?», «Имеете ли вы право требовать уважения?» и т.д.

- Подводит итог: «Молодцы! Вы отлично знаете свои права и обязанности!»

Задание 6: Пословицы и цитаты о правах и ответственности

- Поясняет: «Сейчас мы прочитаем несколько известных пословиц и цитат о праве и ответственности и обсудим, что они значат».

- Показывает на экране пословицы и цитаты, предлагает детям высказать свое мнение.

- Обсуждает с детьми значение: «Как вы думаете, о чем эта пословица? Какое право или обязанность здесь имеется в виду?»

Задание 7: Интерактивный плакат «Мой правильный выбор»

- Учитель раздает стикеры и говорит: «Напишите на стикере одно слово, ассоциирующееся у вас с правом или ответственностью. Затем прикрепите стикер к плакату и объясните, почему выбрали это слово».

- Подводит итог: «Посмотрите, сколько важных понятий! Это все, что помогает нам сделать правильный выбор».

- Обсуждают вопросы в командах, выбирают правильные ответы.

- Делятся своими знаниями, отвечают на вопросы, делают выводы, обсуждают права и обязанности.

 

 

 

 

- Читают пословицы и цитаты, обсуждают их смысл с учителем и друг с другом.

- Делятся своим мнением, объясняют смысл пословиц и цитат о правах и ответственности.

 

 

 

 

- Пишут на стикерах слова, касающиеся прав и обязанностей, прикрепляют их на плакат и объясняют выбор.

- Слушают другие объяснения, обсуждают, какие права важны для них.

 

 

 

 

Заключительная часть.

- Благодарит за участие: «Спасибо всем за активность! Сегодня мы многое узнали о своих правах и об ответственности. Помните: зная свои права, вы можете сделать правильный выбор».

- Подводит итог занятия: «Какие новые права вы сегодня узнали? Кто хочет рассказать, что было самым интересным?»

- Делится коротким рассказом о важности выбора, приводит пример: «Когда мы уважаем свои права и права других, мы создаем дружелюбную и безопасную среду».

- Делятся впечатлениями, обсуждают, что узнали нового, отвечают на вопросы учителя, благодарят за занятие, делятся мыслями о том, что было интересно.

Рефлексия.

- Предлагает упражнение «Право и выбор»: «Давайте вспомним, что у каждого из нас есть право на выбор. Назовите, какое из прав кажется вам самым важным и почему».

- Направляет рефлексию, поощряет высказывания: «Какие права помогают вам чувствовать себя уверенно и спокойно?».

- По очереди рассказывают о правах, которые считают важными, и объясняют, почему они сделали такой выбор.

- Слушают друг друга, поддерживают одноклассников, высказывают свое мнение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru