КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
«МОИ ПРАВА И МОИ ПОСТУПКИ: КАК СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Цель: формирование у школьников представлений о правах и обязанностях, а также развитие навыков осознанного принятия решений в ситуациях, требующих выбора. Воспитание ответственности за свои поступки.
Задачи:
Личностные: воспитание у школьников нравственных представлений, правосознания, ответственности за свои поступки.
Метапредметные: развитие навыков анализа ситуаций и оценки собственных действий, умение работать в группе и формулировать собственную позицию.
Предметные: расширение знаний о правах и обязанностях подростков, воспитание уважительного отношения к законам и правилам.
Оборудование:
- Раздаточный материал (карточки с ситуациями, шаблоны для работы в группах, фломастеры).
- Проектор для демонстрации видеороликов и презентации.
- Музыкальное сопровождение для физкультминутки.
- Плакаты с основными правами и обязанностями.
- Листы для коллективной работы.
Этапы |
Деятельность социального педагога |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
- Приветствует учеников и объясняет тему занятия: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о правах и поступках, которые каждый из нас совершает каждый день. Что вы знаете о правах? Кто может назвать свое право?» - Формирует мотивацию, поясняет цель занятия: «Мы будем разбираться, как выбрать правильное решение в разных ситуациях и чем нам может помочь знание наших прав». Показывает презентацию и видеоролик «Что значит быть взрослым?» https://youtu.be/Vx6R0Xg546E?si=tHqfh43o_E4Dr5hS |
- Приветствуют социального педагога. - Отвечают на вопросы, делятся знаниями о своих правах, задают вопросы, если что-то непонятно. |
Основная часть занятия. |
Задание 1: Мозговой штурм «Мои права» - Спрашивает: «Какие права вы знаете? Например, вы имеете право на образование. Какие еще?» - Записывает ответы на доске, дополняет и поясняет: «Право на медицинскую помощь, право на безопасность и т.д.» Задание 2: Игра «Право или обязанность?» - Объясняет задание: «Перед вами карточки с ситуациями. Обсудите в группах и решите, о каком праве или обязанности идет речь. Затем каждый представитель группы объяснит ваш выбор». - Раздает карточки, проходит между группами, помогает обсуждать, если это необходимо. Карточка 1 Ситуация: Ученик имеет возможность посещать школьную библиотеку и выбирать книги для чтения. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 2 Ситуация: Ученик должен регулярно выполнять домашние задания и готовиться к урокам. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 3 Ситуация: Ученик вправе участвовать в школьных мероприятиях и конкурсах. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 4 Ситуация: Ученик обязан соблюдать школьные правила и нормы поведения. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 5 Ситуация: Ученик имеет право получать медицинскую помощь при необходимости. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 6 Ситуация: Ученик обязан уважать учителей и одноклассников. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 7 Ситуация: Ученик имеет право задавать вопросы учителю, если что-то непонятно. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 8 Ситуация: Ученик обязан бережно относиться к школьному имуществу, включая учебники и мебель. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 9 Ситуация: Ученик может выбирать кружки и секции, которые хочет посещать после уроков. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Карточка 10 Ситуация: Ученик обязан приходить в школу вовремя и соблюдать школьный распорядок. Вопрос: Это право или обязанность? Объясните ваш выбор. Задание 3: Ролевая игра «Право выбора» - Распределяет роли (учащиеся, учителя, родители) и предлагает участникам разыграть ситуации, в которых школьники делают выбор (например, решают, как поступить в ситуации конфликта). - Ведет обсуждение после каждой сцены: «Как вы считаете, кто сделал правильный выбор? Что помогло вам понять это?» Задание 4: Упражнение «Поступи правильно» - Читает вслух описания ситуаций, например: -«В школе один ученик попросил одолжить телефон. Как лучше поступить?» - «Ты увидел, что в школьном коридоре другой ученик случайно разбил окно и убежал. Как ты поступишь?» - «Ты заметил, что кто-то из ребят плохо себя чувствует, но ничего не говорит учителю. Как ты поступишь?» - Проводит обсуждение после каждой ситуации: «Какое решение вы бы выбрали? Почему?» - Ведет беседу о последствиях выбора: «Почему в этой ситуации важно учитывать не только свои права, но и обязанности?» |
- Отвечают на вопросы, называют известные им права, обсуждают и дополняют друг друга.
- Делятся на группы, читают карточки с ситуациями и обсуждают, где права, а где обязанности. - Один представитель от каждой группы объясняет выбранное решение.
- Участвуют в ролевой игре, обсуждают действия персонажей, объясняют, какие права и обязанности связаны с ситуацией, анализируют действия героев.
- Слушают описание ситуаций. - Обсуждают, какой выбор они бы сделали, объясняют свою позицию, аргументируют, к какому решению пришли в группе. |
Физкультминутка. |
- Включает музыку и предлагает детям провести мини-разминку: «Теперь давайте отдохнем и представим, что каждый из нас выполняет права и обязанности. Поднимите руки вверх, как если бы вы хотели взять знание, прыгайте, если чувствуете свободу, а теперь спокойно присядьте, чтобы обсудить важное решение». |
- Двигаются, повторяют за социальным педагогом движения, расслабляются и поднимают настроение для дальнейшей работы. |
Закрепление знаний. |
Задание 5: Викторина «Знаете ли вы свои права?» - Делит класс на две команды и объясняет правила: «Сейчас я задам несколько вопросов, касающихся ваших прав и обязанностей. Каждая команда обсудит и даст ответ». - Задает вопросы, например: «Какое у вас есть право в школе?», «Что вы обязаны делать на уроках?», «Имеете ли вы право требовать уважения?» и т.д. - Подводит итог: «Молодцы! Вы отлично знаете свои права и обязанности!» Задание 6: Пословицы и цитаты о правах и ответственности - Поясняет: «Сейчас мы прочитаем несколько известных пословиц и цитат о праве и ответственности и обсудим, что они значат». - Показывает на экране пословицы и цитаты, предлагает детям высказать свое мнение. - Обсуждает с детьми значение: «Как вы думаете, о чем эта пословица? Какое право или обязанность здесь имеется в виду?» Задание 7: Интерактивный плакат «Мой правильный выбор» - Учитель раздает стикеры и говорит: «Напишите на стикере одно слово, ассоциирующееся у вас с правом или ответственностью. Затем прикрепите стикер к плакату и объясните, почему выбрали это слово». - Подводит итог: «Посмотрите, сколько важных понятий! Это все, что помогает нам сделать правильный выбор». |
- Обсуждают вопросы в командах, выбирают правильные ответы. - Делятся своими знаниями, отвечают на вопросы, делают выводы, обсуждают права и обязанности.
- Читают пословицы и цитаты, обсуждают их смысл с учителем и друг с другом. - Делятся своим мнением, объясняют смысл пословиц и цитат о правах и ответственности.
- Пишут на стикерах слова, касающиеся прав и обязанностей, прикрепляют их на плакат и объясняют выбор. - Слушают другие объяснения, обсуждают, какие права важны для них.
|
Заключительная часть. |
- Благодарит за участие: «Спасибо всем за активность! Сегодня мы многое узнали о своих правах и об ответственности. Помните: зная свои права, вы можете сделать правильный выбор». - Подводит итог занятия: «Какие новые права вы сегодня узнали? Кто хочет рассказать, что было самым интересным?» - Делится коротким рассказом о важности выбора, приводит пример: «Когда мы уважаем свои права и права других, мы создаем дружелюбную и безопасную среду». |
- Делятся впечатлениями, обсуждают, что узнали нового, отвечают на вопросы учителя, благодарят за занятие, делятся мыслями о том, что было интересно. |
Рефлексия. |
- Предлагает упражнение «Право и выбор»: «Давайте вспомним, что у каждого из нас есть право на выбор. Назовите, какое из прав кажется вам самым важным и почему». - Направляет рефлексию, поощряет высказывания: «Какие права помогают вам чувствовать себя уверенно и спокойно?». |
- По очереди рассказывают о правах, которые считают важными, и объясняют, почему они сделали такой выбор. - Слушают друг друга, поддерживают одноклассников, высказывают свое мнение. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.