Внеурочное занятие «Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя» (4 класс)
Оценка 5

Внеурочное занятие «Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя» (4 класс)

Оценка 5
docx
08.11.2021
Внеурочное занятие «Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя»  (4 класс)
внеклассное.docx

Внеурочное занятие

«Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя»

 (4 класс)

Задачи урока:

·                     Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения

·                     Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты:

1. Личностные:

·                     Самоопределение

·                     Смыслообразование

·                     Учебно-познавательный интерес к учебному предмету

·                     Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы

·                     Следование моральным нормам и этическим требованиям

·                     Ориентироваться в нравственном содержании рассказа

·                     Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

·                     Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя

·                     Анализировать заголовок произведения

·                     Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение

·                     Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки

·                     Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

·                     Формировать умение договариваться, находить общее решение

·                     Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

·                     Прогнозировать содержание урока

·                     Развивать умения давать оценку своей работы

·                     Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход занятия:

Смех – это радость.   Я даю его двумя руками.

Карманы  моих  клоунских  штанов  набиты смехом.

Дети должны жить,   они должны радоваться…

В.Ю. Драгунский

 

1. Эмоциональный настрой.

Вы помните этого автора? Вы читали во 2 классе его произведение?

- Сегодня на занятии вы будете в роли писателей.

2. Постановка целей.

-Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения?

- Сегодня мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

-Прочитайте отрывки. 

- Что их объединяет? Почему они в одной группе?( эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)

- Почему я поместила сюда же произведение Драгунского? (наверное, оно тоже о взаимоотношениях людей)

- Прочитаем и проверим наши предположения.

3.Работа по теме

а) Введение в тему

- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.

-Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

б) –Каким человеком был Драгунский? Послушайте рассказ о его жизни и подумайте.

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Весёлые истории» (1962 г.), «Девочка на шаре» (1966 г.), «Денискины рассказы» (1970 г.), «По секрету всему свету» (1976), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979 г.), «Где это видано, где это слыхано» (1973 г.), «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973 г.). Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя.

«Денискины рассказы» –  сборник рассказов для младшего школьного возраста замечательного писателя для детей В. Драгунского.

Творчество В. Драгунского изучается в 1-4 классах в урочное и во внеурочное время. Его произведения легки для восприятия, автобиографичны, поучительны, повседневность – их основная черта, которая придает дневниковость и достоверность. Рассказы очень эмоциональны, поэтому важны для детей первой ступени обучения: первая печаль, беда, радость, разочарование, одиночество – все эти психологические состояния имеют в своей основе новообразования именно в период развития ребенка до 10 лет.

В произведениях автор очень детально описывает не только эмоции и чувства, но и  предметы и образы природы, быта, что также является привлекательным элементом для детей. В 9-11 лет начинает активно формироваться этическая и нравственная сферы, коммуникативные навыки приобретают качественные признаки, поэтому так важно обратить внимание детей на внеклассные формы работы: чтение и анализ произведения. Тексты Драгунского позволяют это осуществить как в рамках урока, так и за его пределами.

- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

- Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

-Итак, мы знакомы с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. (секрет)

- А что значит явное? (не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?

в) Словарная работа 

Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

4. Первичное восприятие текста . Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

-Что может произойти дальше?

- Почему вы так считаете?

Продолжаем читать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»

- Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.

5. Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были  ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется,  каким же человеком  надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

-Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

- Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)

 7. Работа с пословицей

-Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

·                     Никто так детям не верит как мать родная

·                     Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

·                     Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.

-Почему образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя?

«В 1961 году Драгунский становится знаменитым, ведь в этот период появляются первые 16 рассказов о мальчике Дениске (62 рассказа, которые составили 600 страниц)» [2, 38].

«Денискины рассказы» выросли из любви к сыну, внимания к миру детства.  Образ Дениски – собирательный, в нем отражены и черты  сына писателя, и его детей-друзей и знакомых, исследователи считают, что в рассказах отразились и детские впечатления самого Виктора Драгунского. 

Дениска находится в постоянном движении, он исследует, познает, он является активным социальным субъектом, он постоянно что-то делает, двигается вперед. В нем заключена и детская непосредственность, и  обаяния ребенка, и внимательность, и настойчивость, и умение осознать слова взрослого и его поступки.

«Главным для писателя становится исследование поведения и ребенка, и взрослого в каждой ситуации» [7, 47]. Поэтому повествование обычно ведется от первого лица, что придает ему особую доверительную интонацию. Дениска является и комментатором, и главным действующим лицом рассказов – это интересно для детей, кстати, и для родителей, ведь взрослые часто забывают свои детские мысли, ощущения.  

«Автор не идеализирует Дениску, показывает и сильные, и слабые стороны его характера, он относится к нему с симпатией» [8, 141], старается  подбодрить авторскими фразами и заключениями. Денис боится темноты («Двадцать лет под кроватью»), любит задаваться («Надо иметь чувство юмора»), любит командовать и быть лидером («И мы!»), говорит,  что он любит, а что нет – все это свойственно для каждого из нас, только взрослые научились контролировать себя. А Дениска только учится этому.

«Автор показывает, как его герой меняется, постепенно взрослеет, учится отвечать за свои поступки («Сестра моя Ксения»)» – этот рассказ очень важен именно для периода 4 класса, когда ребенок уже входит в фазу подросткового возраста [9, 71].

Особое   место  среди других  персонажей занимает  образ  друга  детства Мишки  Слонова, он является другим, но его характер дополняет первоначальную характеристику Дениски («Что любит Мишка», «Друг детства», «Космические дали», «Ровно 25 кило», «Пожар во флигеле»). 

Обычно Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов — «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966) –  «его сборники это продолжение жизни мальчика, каждый новый сборник» – новый виток в развитии Дениски, мы понимаем, что он взрослеет, и радуемся этому вместе с автором [10, 42].

Но нельзя сказать, что рассказы Драгунского не обладают элементами фантазии, мы видим, что некоторые моменты явно преувеличены, но ведь повествует нам ребенок, верно.

8.Рефлексия

 - О чём же рассказ Драгунского? (вставляем вывод в слайд 2) Почему мы объединили эти произведения?

 - Кому ещё захотелось прочитать об этом? Список рассказов других писателей я повесила в наш уголок.

9. Итог .

- Закончите одно из предложений. 

o        На сегодняшнем уроке я узнал…

o        На этом уроке я похвалил бы себя за…

o        После урока мне захотелось…

o        Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо за урок.

Проанализируйте вопросы к тексту, данные в учебнике. Какими вопросами вы дополнили бы учебник? Аргументируйте свое мнение.

Пример:

 Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

Образ мамы дополняет образ мальчика и дает оценку его чувствам и мыслям:

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным)

- Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым)

 

 

 

 

 

 

Литература

1.   Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М., 2007.

2.  Оморокова М.И. Совершенствование  чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., 1999.

3.  Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие – Екатеринбург, 2002.


 

Внеурочное занятие « Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя » (4 класс)

Внеурочное занятие « Образ Дениски – собирательный образ ребенка-исследователя » (4 класс)

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки ·

Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки ·

Что их объединяет? Почему они в одной группе?( эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)…

Что их объединяет? Почему они в одной группе?( эти произведения об отношения между людьми, нравственных ценностях, кроме того они из раздела «Ты и твои друзья»)…

В произведениях автор очень детально описывает не только эмоции и чувства, но и предметы и образы природы, быта, что также является привлекательным элементом для детей

В произведениях автор очень детально описывает не только эмоции и чувства, но и предметы и образы природы, быта, что также является привлекательным элементом для детей

Что может произойти дальше? -

Что может произойти дальше? -

Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать?

Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать?

Денискины рассказы» выросли из любви к сыну, внимания к миру детства

Денискины рассказы» выросли из любви к сыну, внимания к миру детства

Обычно Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов — «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про

Обычно Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов — «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про

Проанализируйте вопросы к тексту, данные в учебнике

Проанализируйте вопросы к тексту, данные в учебнике

Литература 1. Матвеева Е.И

Литература 1. Матвеева Е.И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021