Ход мероприятия
1 вед. Добрый день ребята, сегодня мы поговорим о финансовой грамотности.
2 вед. Скажите как вы понимаете, что такое финансы? (один - два ответа).
1 вед. В самом упрощённом варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идёт о недостатке денег.
2 вед. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, это и денежные средства на счетах в банках, и чеки, ценные бумаги, и другие финансовые инструменты.
1 вед. Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia», что переводится как наличные средства, доход.
2 вед. «Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. То есть, человек должен обладать знаниями в области финансов.
1 вед. Итак, начнём. Разрешите представить координатора нашего мероприятия – (…….)
2 вед. А также у нас сегодня присутствую эксперты, аналитики, историки, статисты.
1 вед. Вы, сегодня представляете три группы людей, связанных с финансами. Представьтесь пожалуйста (представляют кураторы)
1 группа: Бухгалтеры
(историческая справка) Бухгалтер - это специалист, который осуществляет ведение учёта финансово-хозяйственной деятельности организации. Слово “бухгалтер” в переводе с немецкого Buchhflter (Buch - книга, Halter - держатель) означает книгодержатель, книговед. В России должность бухгалтера была официально утверждена Петром I в начале XVIII века.
2 группа: Экономисты
(историческая справка) Экономист -это специалист по планированию и анализу хозяйственной деятельности предприятия или учреждения. Словом “oiconomia” древние греки обозначали управление хозяйством. Буквально слово “экономика” обозначает бережливость, хозяйственность.
3 группа: Потребители
Потребитель - это гражданин использующий, приобретающий, заказывающий товары, работы, услуги для личных бытовых нужд. Грамотный потребитель: знает и соблюдает законы, читает инструкции и следует им, сохраняет чеки, талоны и квитанции.
3 вед: Мы сегодня говорим о финансах, поэтому за правильно выполненные задания вы будете получать монеты, которые хранятся в нашем банке.
4 вед: Чтобы узнать как называется сегодняшнее мероприятие соберите пословицы, которые находится у вас на столах в конверте. (Дети собирают пословицу и один человек читает её. Последняя пословица - “Деньги любят счёт”) - это и будет темой нашего разговора. (Собранные пословицы повесить на доску)
3 вед: Прежде чем приступить к решению финансовых задач -проведём разминку - «Туесок понятий»
4 вед. Выясним кто знает финансовые понятия.
3 вед. Каждая команда листе должна безошибочно записать как можно больше понятий.
4 вед. За каждое правильно названное понятие команда получит монету. (Координатор - получите задания)
1) … Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Чем является самовар? (товар)
2) На товаре должна быть….. ( цена)
3) Как называется плата за работу? ( зарплата)
4) Как называется плата за нарушение? (штраф)
5) Иностранные деньги. (валюта)
6) Специальное финансово – кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств? (банк)
7) Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи? (деньги)
8) Деньги, переданные в долг под проценты? (кредит)
9) Отчисления от доходов в пользу государства (налоги)
10) Лицо, объявленное неспособным расплачиваться с долгами? (банкрот)
11) Как называются деньги, отложенные на будущее? (сбережения)
12) Информация о товарах, различных видах услуг с целью привлечения покупателей и создания спроса на эти товары? (реклама)
13) Уменьшение цены для покупателей, которые совершают внесезонные покупки товаров и услуг? (скидка)
14) Лицо или организация, финансирующие какое – либо мероприятие? (спонсор)
Координатор - сдайте ответы экспертам. Пока эксперты проверяют ваши ответы. Отгадайте загадки: Какое животное всегда при деньгах? (свинья). (Если быстро отгадают, ещё одна). И очень длинная табуретка и маленький магазин. (лавка).
- Слово экспертам. (вручение монет).
Стихотворение: (рассказывает стих)
Бюджет - не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
Пусть лучше будет профицит,
А не бюджетный дефицит!
Координатор: Ребята, у вас на столах в конвертах экономические задачи. Их четыре. Все задачи связаны с семейным бюджетом. Вы можете решать задачи совместно, можете распределить задания. Решение запишите на листе бумаги. Если у вас возникнут вопросы их можно задать мне или своим кураторам.
1. Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки – 16890 рублей в месяц, стипендия старшего брата 5 125 рублей в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в этом месяце, если у папы и мамы по 21 рабочему дню.
2. Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37.000 рублей, и родители предложили ей вести учёт доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения. Записи за месяц таковы:
– зарплата папы – 45 000 рублей;
– зарплата мамы – 32 000 рублей;
– продукты – 22000 рублей;
– ЖКХ – 5158 рублей;
– интернет – 399 рублей;
– проезд – 1570 рублей;
– пенсия бабушки – 13800 рублей;
– репетитор по английскому языку – 8 400 рублей;
– школьные обеды – 3398 рублей;
– бензин – 7000 рублей;
– корм собаке - 1300 рублей.
Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?
3. Тарифы на воду:
Потребление воды |
Стоимость 1 м3 |
Холодная вода |
64 |
Горячая вода |
93 |
Водоотведение |
27 |
В этом месяце семья израсходовала 11 м3 холодной и 7м3 горячей воды. Сколько нужно заплатить за воду?
4. На счету твоего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей. Сколько минут длился разговор, если, согласно твоему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?
(Проверка решения задач - экспертами)
5 вед. Чтобы успешно решать финансовые задачи надо понимать их условие.
6 вед. В задачах часто встречаются слова - синонимы слов “дёшево” и “дорого”.
5 вед. Предлагаем вам вспомнить какие выражения соответствуют понятиям «дорого – дёшево».
6 вед. Укажите стрелками, куда вы относите каждое выражение.(таблица)
5 вед. Потребители в это время выполнят задание “В супермаркете”
дорого |
Даром |
дёшево |
В копеечку |
||
За бесценок |
||
Недоступно |
||
По сходной цене |
||
Втридорога |
||
|
Недорого |
|
накладно |
||
Копейки |
||
Недёшево |
||
Задаром |
||
На вес золота |
||
По божеской цене |
Задание потребителям
Внимание, задание! Расположите по порядку действия, которые нужно предпринять, чтобы ваши покупки состоялись. Удачи!
1. Оплатить покупки
2. Взять тележку
3. Проверить срок годности продуктов
4. Выбрать продукты
5. Проверить чек
6. Получить сдачу
7. Выложить продукты из тележки
8. Оплатить покупки
Координатор: Послушаем экспертов с итогами решения задач. ( вручаются деньги).
Координатор: Ребята, у нас для вас сюрприз.
(просмотр мультфильм “Как мужик корову продавал”)
Координатор: Ответьте на вопрос: «Почему передумал старик корову продавать? (2-3 ответа)
Стихотворение: (куратор потребителей)
Как ребёнка нет без мамы
Сбыта нету без рекламы!
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у неё...... (реклама)
Координатор: Для успешной продажи товара нужна качественная реклама. Представьте вашу рекламу. Оценивать рекламу будут потребители.
(Показывают рекламу. Оценивают. Вручают монеты за “дёшово и “дорого” и рекламу)
Координатор: Ребята, сосчитайте сколько денег вы заработали. Перед вами прайс-лист. Посмотрите что вы можете приобрести за эти деньги. Можете разделить их и покупать каждый для себя, а можете сложиться и купить что-то вместе.
Учитель : Ребята Уильям Сомерсет Моэм сказал : «Деньги — это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.»
Наша игра закончилась. Но ваше путешествие в удивительную страну под названием «финансовая грамотность» только начинается. Я вам вручаю памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.
Памятка.
1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.
2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.