Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики
ТЕМА «Танграм»
|
ž Цель занятия:
Задачи обучения. ü Личностные: · Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересовать в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать творческий подход к выполнению заданий. · Уметь анализировать свои действия и управлять ими. · Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
ü Метапредметные: 1. регулятивные: развивать умения выполнять задания в соответствии с целью и задачами. Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Учить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. познавательные: владеть действиями построения рассуждений. Владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь. Формировать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Учить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ü Предметные: познакомить детей с игрой – головоломкой «Танграм», познакомить с историей Танграма, познакомить с правилами игры, учить составлять Танграм
|
|
|
Составила студентка 331 группы Толстова Милада Александровна МОУ СОШ № 16, класс 3а, каб. № …. Дата проведения занятия 08.10.2019 Смена2 Номер занятия 1 Начало занятия ….. час …. мин. ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта: Лыюрова Наталья Степановна Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
|
|
Оборудование. ü у учителя: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007
ü у учащихся: образовательные ресурсы, фигуры из частей Танграма, карточки с заданием, лист картона, клей карандаш
Библиографический список:
|
Оформление доски
Оформление работы учащихся (образец-вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приема «яркое пятно» |
||
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна, и сегодня внеурочную работу по математике проведу я. Давайте проверим готовность к занятию. У вас на партах должны быть: клей карандаш, картон, карточки с заданием, фигуры. У всех все на месте? |
-Да |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию
Метапредметные:
|
- Ребята, посмотрите на слайд
|
|
|
- Что интересного заметили? |
-Что эти задания нужно решить |
|
- Просто ли решать такие задания? |
-Нет |
|
- Нужна ли сообразительность? Нужно «голову ломать» для решения? |
-Да |
|
- Как мы можем назвать одним словом такие задания? |
-Головоломки |
|
- Правильно. Головоломка – это такая непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность |
|
|
- Ребята, вы догадались чем бы будет с вами заниматься на занятии? |
- Мы будем решать головоломки |
|
- Мы познакомимся с вами с одним видом математической головоломки. А как она называется мы с вами узнаем, разгадав ребус |
|
|
- Ребята, посмотрите на слайд. |
4 = Г |
|
- Какое слово получилось? |
- Танграм |
|
- Как вы отгадали ребус? |
- На первой картинке нарисован танк, далее написано, что 4=Г, это значит что 4 букву, то есть К меняем на Г, получилось ТАНГ. Следующая картинка рама, поле картинки стоит запятая, значит нужно убрать последнюю букву, тогда получится РАМ. Теперь соберём полностью слово и получится ТАНГРАМ |
|
- Правильно |
|
|
Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового материала |
||
Задание 1 Цель: повторить геометрические фигуры
|
|
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Актуализировать знания о геометрически фигурах ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию
Метапредметные:
|
- Ребята, а кто знает, что это за головоломка такая? |
Отвечают |
|
- Это геометрическая головоломка, в ней используются геометрические фигуры. Поэтому сейчас мы с вами повторим, какие геометрические фигуры вы знаете |
|
|
- Кто покажет и назовет, какие геометрические фигуры есть на слайде? |
- На слайде изображена ёлка, она состоит из трех треугольников |
|
- Какие геометрические фигуры вы видите на слайде? |
- Рядом изображен домик, который состоит из квадрата, треугольника, и прямоугольника в виде окна |
|
- Итак, давайте поиграем в игру. Я спрашиваю ученика за 2 колонкой, и он должен назвать свойства, например, треугольника. То есть говорит: "Я треугольник, имею 3 стороны, 3 угла" Т.е. назвала свойства треугольника |
|
|
- Допустим, ты квадрат (показываю на человека) |
- Я квадрат, имею 4 стороны, все стороны равны |
|
- Хорошо, мы повторили с вами геометрические фигуры. Знания о них нам понадобятся сегодня на занятии |
|
|
Цель: повторить геометрические фигуры |
||
Цель. Организовать работу по знакомству с фигурами Танграма |
||
Знакомство с историей геометрической головоломкой |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с историей Танграма ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию
Метапредметные:
|
|
- Итак, ребята, тема нашего занятия – Танграм. |
|
|
- Может кто – то слышал или уже знает, что это такое? |
-Нет |
|
- Танграм, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства», считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников. |
||
Анализ фигуры Танграм |
|
|
- Ребята, у вас на партах лежат части Танграма. Рассмотрите их |
|
|
- Танграм состоит из 7 частей. Какие фигуры вы видите? |
- Треугольники, квадрат, четырехугольнник |
|
- Из скольких треугольников состоит Танграм? |
- Из 5 |
|
- Какие они? |
- Два больших треугольника, два маленьких и один средний |
|
- Наложите большие треугольники друг на друга |
|
|
- Что заметили? |
- Что треугольники равны |
|
- Наложите маленькие треугольники друг на друга |
|
|
- Что заметили? |
- Треугольники равны |
|
- Положите два маленьких треугольника на средний треугольник |
|
|
- Что заметили? |
- Они равны |
|
- Найдите квадрат |
- Находят |
|
- Какое свойство имеет квадрат? |
- Все стороны равны |
|
- Наложите два маленьких треугольника на квадрат |
|
|
- Что заметили? |
- Из двух маленьких треугольника можно получить квадрат |
|
- Какая фигура еще есть? |
- Четырехугольник |
|
- Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны |
|
|
- Приложите сторону маленького треугольника к стороне квадрата |
|
|
- Что можете сказать о сторонах? |
- Стороны равны |
|
Правила построения фигур из частей Танграма |
||
- Кто прочитает правила построения фигур головоломки Танграм?
|
Показываю на слайде
1. В собранную фигуру должны входить все семь частей. 2. Части должны примыкать друг к другу 3. Части не должны налегать друг на друга. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с правилами построения фигур из частей Танграма, научить складывать из фигур предложенные объекты ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию; уметь анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные:
|
Этап 1. Составление фигуры из двух - трех элементов |
||
- Ребята, давайте потренируемся складывать из нескольких фигур одну |
|
|
- Если мы возьмем один маленький треугольник и приложим его ко второму маленькому треугольнику, что у нас получится? (показываю на доске) |
- Квадрат |
|
- Какие фигура получатся, если соединять два больших треугольника? |
- Большой треугольник, квадрат, четырехугольник |
|
- Какие фигуры получатся, если соединять два маленьких треугольника? |
- Большой треугольник, квадрат, четырехугольник |
|
- Какая фигура получится, если соединять два маленьких треугольника и квадрат? |
- Прямоугольник |
|
- Теперь попробуем просто приложить детали друг к другу, и посмотрим, получатся ли у нас предметы, в основе которых лежат геометрические фигуры (составляю на доске, делают одновременно со мной) |
- Ёлочка, домик, бантик |
|
Этап 2. Складывание фигур с использованием всех 7 деталей (по принципу мозаики) |
||
- Ребята, в следующем задание мы будем использовать все 7 частей Танграма и собирать фигуры по правилам. |
Детям даются образцы зайца. Ребята должны из фигурок собрать "мозаику", чтобы все фигуры были использованы. Ребята должны получить фигуру зайца |
|
Задание 1. |
|
|
- Кто изображен на этой иллюстрации? - У вас на партах лежит образец зайца, которого вы попробуете собрать из Танграма. Каждый пробует составлять самостоятельно. Накладываемые детали друг на друга, помните, что должны быть использованы все фигуры |
- Зайчик |
|
- Поднимите руки те, у кого получилось |
|
|
- Из чего получился наш зайчик? |
- Ушки из треугольника и четырёхугольника, голова из квадрата, туловище из большого треугольника, лапки из двух маленьких треугольников |
|
Задание 2. По принципу мозаики |
|
|
- Теперь усложним задание. Кто изображен? Вам дана иллюстрация кошки, но не все фигуры показаны. Советую вам начать с того, чтобы найти место самого большого треугольника. |
- Кошка Ребятам дана иллюстрация кошки, где отсутствуют некоторые линии На слайде даются подсказки в случае, если дети не могут выполнить |
|
- Давайте проверим, у кого что получилось |
|
|
- Как вы действовали? |
- Сначала нашли место двум большим треугольникам, потом сделали мордочку в виде квадрата, у кошки должны быть ушки, но там нет линий, два маленьких треугольника подойдут за ушки, хвост сделали из четырёхугольника, и осталось место для среднего треугольника |
|
- Хорошо, справились |
|
|
Задание 3. |
||
- Возьмите на партах 3 листок с заданием. Кого вы видите? Задание усложняется - Теперь у вас есть только контур фигуры. Ваша задача - собрать деталь по контуру фигуры |
- Бегущего гуся На экране появляются подсказки, в случае, если ребята не могут выполнить |
|
- Сейчас вы в парах попробуете собрать бегущего гуся |
|
|
- Как нужно работать в паре? |
- Говорить тихо и спокойно. |
|
|
- К своим товарищам относиться с уважением, внимательно слушать партнёра. |
|
|
- Стараться не перебивать товарища, выслушать его до конца. |
|
- Из каких частей может состоять голова гуся? |
- Из треугольника |
|
- Шея? |
- Из квадрата, четырёхугольника |
|
- Лапы могут состоять из треугольников маленьких? |
- Да |
|
- Тогда туловище из больших треугольников? |
- Да |
|
- Мы с вами уже обсудили, как можно собрать бегущего гуся. Теперь попробуйте собрать |
Собирают |
|
- Давайте проверим (показываю на слайде выполнение) |
|
|
Этап 3. Самостоятельное выполнение своих фигур |
||
- Ребята, мы с вами познакомили с игрой - головоломкой Танграм. Потренировались в составлении фигур, начиная с лёгкого до самого сложного. Сейчас у вас будет возможность составить свои собственные фигуры. |
|
|
- На партах у вас лежит картон и гововые фигуры танграма. Вы попытаетесь придумать свою собственную, и потом с помощью клея переносите эту фигуру на картон. Когда все закончат, мы проведем с вами выставку и посмотрим, у кого какие работы получились. |
Выполняют |
|
- Давайте вспомним правила составления Танграма. Итак, называем по цепочке |
|
|
|
- В собранную фигуру должны входить все семь частей |
|
|
- Части должны примыкать друг к другу |
|
|
- Части не должны налегать друг на друга. |
|
- Как нужно работать с клеем? |
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. |
|
|
- По окончании работы обязательно вымыть руки |
|
- Мы повторили все правила. Теперь приступаем к работе |
|
|
Выставка работ |
||
- Ребята, а сейчас каждый из вас представит свою работу |
|
|
- Выходим по одному человеку, показываем работу, остальные угадывают, что изображено на этой работе |
|
|
- После чего работа вывешивается на доску |
|
|
Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: 1) фиксирование содержания; 2) соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); 3) планирование цели дальнейшей деятельности. |
||
1) Фиксирование содержания |
||
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? |
- С игрой – головоломкой Танграм |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщить знания, полученные на занятии ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: анализировать свои действия и управлять ими; владеть навыками сотрудничества
Метапредметные:
|
- Что вы узнали об этой игре? |
- Что эта головоломка состоит из геометрических фигур, в этой игре должны быть использованы все 7 фигур |
|
- Из каких частей состоит Танграм? |
- Из 5 треугольников, квадрата и четырехугольника |
|
1) Соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально) |
||
- Поднимите руки те, у кого получилось сегодня собрать все фигуры |
|
|
2) Планирование цели дальнейшей деятельности |
||
- С кем вы можете поделиться полученными знаниями? |
- С друзьями, чтобы вместе с ними играть в эту игру |
|
- Что нового вы бы хотели еще узнать? |
Называют |
|
- Если вам понравилась эта головоломка, то её можно купить в отделе игрушек. Вы можете рассказать о этой головоломке родителям и попросить купить |
|
|
- Поднимите руки, кто попросит родителей купить игру - головоломку |
Поднимают |
|
- Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за занятие и активную работу! |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.