Внеурочное занятие по математике на тему "Танграм"
Оценка 4.6

Внеурочное занятие по математике на тему "Танграм"

Оценка 4.6
doc
17.01.2021
Внеурочное занятие по математике на тему "Танграм"
Танграм.doc

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

 

ТЕМА

«Танграм»

 

ž  Цель занятия:

  • Содержательная: добиться усвоения геометрической головоломки «Танграм»
  • Деятельностная: создать условия для формирования УУД

 

Задачи обучения.

ü  Личностные:

·         Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересовать в приобретении и расширении знаний и способов действий, формировать творческий подход к выполнению заданий.

·         Уметь анализировать свои действия и управлять ими.

·         Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

ü  Метапредметные:

1.       регулятивные: развивать умения выполнять задания в соответствии с целью и задачами.

Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Учить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

2.       познавательные: владеть действиями построения рассуждений.

Владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

 

3.       коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь.

Формировать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Учить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

ü  Предметные: познакомить детей с игрой – головоломкой «Танграм»,

познакомить с историей Танграма, познакомить с правилами игры, учить составлять Танграм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Толстова Милада Александровна

МОУ СОШ № 16, класс 3а, каб. № ….

Дата проведения занятия 08.10.2019

Смена2 Номер занятия 1

Начало занятия …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

 

ФИО преподавателя-консультанта:

Лыюрова Наталья Степановна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 

Оборудование.

ü  у учителя: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007

 

 

ü  у учащихся:

образовательные ресурсы, фигуры из частей Танграма, карточки с заданием, лист картона, клей карандаш

 

 

Библиографический список:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC
  2. https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html
  3. http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/

 

Оформление доски

Картинки по запросу головоломки с числамиКартинки по запросу головоломки с числами

Картинки по запросу головоломки со спичкамиКартинки по запросу головоломки

ребусы4=ГКартинки по запросу рама окнаребусы

House Outline

Картинки по запросу заяц из танграма

 

 

 

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приема «яркое пятно»

-        Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Милада Александровна, и сегодня внеурочную работу по математике проведу я.  Давайте проверим готовность к занятию. У вас на партах должны быть: клей карандаш, картон, карточки с заданием, фигуры. У всех все на месте?

-Да

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию

 

 

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 

 

  1. познавательные: владеть действиями построения рассуждений

 

 

  1. коммуникативные: взаимодействовать с учителем 

 

-        Ребята, посмотрите на слайд

 

 

 

Картинки по запросу головоломки с числамиКартинки по запросу головоломки с числамиКартинки по запросу головоломки со спичкамиКартинки по запросу головоломки со кубикомКартинки по запросу головоломки

-        Что интересного заметили?

-Что эти задания нужно решить

-         Просто ли решать такие задания?

-Нет

-        Нужна ли сообразительность? Нужно «голову ломать» для решения?

-Да

-        Как мы можем назвать одним словом такие задания?

-Головоломки

-        Правильно.  Головоломка – это такая непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность

 

-        Ребята, вы догадались чем бы будет с вами заниматься на занятии?

- Мы будем решать головоломки

-        Мы познакомимся с вами с одним видом математической головоломки. А как она называется мы с вами узнаем, разгадав ребус

 

-        Ребята, посмотрите на слайд.

ребусы4 = Г    Картинки по запросу рама окнаребусы

-        Какое слово получилось?

-        Танграм

-        Как вы отгадали ребус?

-        На первой картинке нарисован танк, далее написано, что 4=Г, это значит что 4 букву, то есть К меняем на Г, получилось ТАНГ. Следующая картинка рама, поле картинки стоит запятая, значит нужно убрать последнюю букву, тогда получится РАМ. Теперь соберём полностью слово и получится ТАНГРАМ

-        Правильно

 

 

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового материала

Задание 1

Цель: повторить геометрические фигуры

                                            

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Актуализировать знания о геометрически фигурах

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию

 

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. познавательные: владеть действиями построения рассуждений

 

  1. коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формулировать высказывания в устной формы

 

-        Ребята, а кто знает, что это за головоломка такая?

Отвечают

-        Это геометрическая головоломка, в ней используются геометрические фигуры. Поэтому сейчас мы с вами повторим, какие геометрические фигуры вы знаете

 

-        Кто покажет и назовет, какие геометрические фигуры есть на слайде?  

 

 

-        На слайде изображена ёлка, она состоит из трех треугольников

-        Какие геометрические фигуры вы видите на слайде?

-        Рядом изображен домик, который состоит из квадрата, треугольника, и прямоугольника в виде окна

-        Итак, давайте поиграем в игру. Я спрашиваю ученика за 2 колонкой, и он должен назвать свойства, например, треугольника. То есть говорит: "Я треугольник, имею 3 стороны, 3 угла" Т.е. назвала свойства треугольника

 

-        Допустим, ты квадрат (показываю на человека)

-        Я квадрат, имею 4 стороны, все стороны равны

-        Хорошо, мы повторили с вами геометрические фигуры. Знания о них нам понадобятся сегодня на занятии

 

Цель: повторить геометрические фигуры

  1. Основная часть занятия

Цель. Организовать работу по знакомству с фигурами Танграма

Знакомство с историей геометрической головоломкой

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить с историей Танграма

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию

 

 

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 

  

 

  1. познавательные: владеть действиями построения рассуждений

 

  1. коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь

 

-        Итак, ребята, тема нашего занятия – Танграм.

 

-        Может кто – то слышал или уже знает, что это такое?

-Нет

-         Танграм, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства», считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.

Картинки по запросу танграм

Анализ фигуры Танграм

 

-        Ребята, у вас на партах лежат части Танграма. Рассмотрите их

 

-        Танграм состоит из 7 частей. Какие фигуры вы видите?

-        Треугольники, квадрат, четырехугольнник

-        Из скольких треугольников состоит Танграм?

-        Из 5

-        Какие они?

-        Два больших треугольника, два маленьких и один средний

-        Наложите большие треугольники друг на друга

 

-        Что заметили?

-        Что треугольники равны

-        Наложите маленькие треугольники друг на друга

 

-        Что заметили?

-        Треугольники равны

-        Положите два маленьких треугольника на средний треугольник

 

-        Что заметили?

-        Они равны

-        Найдите квадрат

-        Находят

-        Какое свойство имеет квадрат?

-        Все стороны равны

-        Наложите два маленьких треугольника на квадрат

 

-        Что заметили?

-        Из двух маленьких треугольника можно получить квадрат

-        Какая фигура еще есть?

-        Четырехугольник

-        Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны

 

-        Приложите сторону маленького треугольника к стороне квадрата

 

-        Что можете сказать о сторонах?

-        Стороны равны

Правила построения фигур из частей Танграма

-        Кто прочитает правила построения фигур головоломки Танграм?

 

 

Показываю на слайде

 

1. В собранную фигуру должны входить все семь частей.

2. Части должны примыкать друг к другу

3. Части не должны налегать друг на друга.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Познакомить с правилами построения фигур из частей Танграма, научить складывать из фигур предложенные объекты

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: владеть навыками сотрудничества, повысить учебно – познавательную мотивацию; уметь анализировать свои действия и управлять ими.

 

 

 

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

  1. познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера

 

 

  1. коммуникативные: взаимодействовать с учителем, формировать умение грамотно формулировать речь; уметь слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

 

Этап 1. Составление фигуры из двух - трех элементов

-        Ребята, давайте потренируемся складывать из нескольких фигур одну

 

-        Если мы возьмем один маленький треугольник и приложим его ко второму маленькому треугольнику, что у нас получится? (показываю на доске)

-        Квадрат

-        Какие фигура получатся, если соединять два больших треугольника?

-        Большой треугольник, квадрат, четырехугольник

-        Какие фигуры получатся, если соединять два маленьких треугольника?

-        Большой треугольник, квадрат, четырехугольник

-        Какая фигура получится, если соединять два маленьких треугольника и квадрат?

-        Прямоугольник

-        Теперь попробуем просто приложить детали друг к другу, и посмотрим, получатся ли у нас предметы, в основе которых лежат геометрические фигуры (составляю на доске, делают одновременно со мной)

House Outline

- Ёлочка,  домик,  бантик

Этап 2. Складывание фигур с использованием всех 7 деталей (по принципу мозаики)

-        Ребята, в следующем задание мы будем использовать все 7 частей Танграма и собирать фигуры по правилам.

Детям даются образцы зайца. Ребята должны из фигурок собрать "мозаику", чтобы все фигуры были использованы. Ребята должны получить фигуру зайца

Задание 1.

 

-        Кто изображен на этой иллюстрации?

-        У вас на партах лежит образец зайца, которого вы попробуете собрать из Танграма. Каждый пробует составлять самостоятельно.

Накладываемые детали друг на друга, помните, что должны быть использованы все фигуры

Картинки по запросу заяц из танграма

-        Зайчик

-        Поднимите руки те, у кого получилось

 

-        Из чего получился наш зайчик?

-        Ушки из треугольника и четырёхугольника, голова из квадрата, туловище из большого треугольника, лапки из двух маленьких треугольников

Задание 2. По принципу мозаики

 

-        Теперь усложним задание. Кто изображен? Вам дана иллюстрация кошки, но не все фигуры показаны.

Советую вам начать с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

-        Кошка

Ребятам дана иллюстрация кошки, где отсутствуют некоторые линии

На слайде даются подсказки в случае, если дети не могут выполнить

-        Давайте проверим, у кого что получилось

 

-        Как вы действовали?

-        Сначала нашли место двум большим треугольникам, потом сделали мордочку в виде квадрата, у кошки должны быть ушки, но там нет линий, два маленьких треугольника подойдут за ушки, хвост сделали из четырёхугольника, и осталось место для среднего треугольника

-        Хорошо, справились

 

Задание 3.

-        Возьмите на партах 3 листок с заданием. Кого вы видите? Задание усложняется

-        Теперь у вас есть только контур фигуры. Ваша задача - собрать деталь по контуру фигуры

-        Бегущего гуся

На экране появляются подсказки, в случае, если ребята не могут выполнить

-        Сейчас вы в парах попробуете собрать бегущего гуся

 

-        Как нужно работать в паре?

-        Говорить тихо и спокойно.

 

-        К своим товарищам относиться с уважением, внимательно слушать партнёра.

 

-        Стараться не перебивать товарища, выслушать его до конца.

-        Из каких частей может состоять голова гуся?

-        Из треугольника

-        Шея?

-        Из квадрата, четырёхугольника

-         Лапы могут состоять из треугольников маленьких?

-        Да

-        Тогда туловище из больших треугольников?

-         Да

-        Мы с вами уже обсудили, как можно собрать бегущего гуся. Теперь попробуйте собрать

Собирают

-        Давайте проверим (показываю на слайде выполнение)

 

Этап 3. Самостоятельное выполнение своих фигур

-      Ребята, мы с вами познакомили с игрой - головоломкой Танграм. Потренировались в составлении фигур, начиная с лёгкого до самого сложного. Сейчас у вас будет возможность составить свои собственные фигуры.

 

-        На партах у вас лежит картон и гововые фигуры танграма. Вы попытаетесь придумать свою собственную, и потом с помощью клея переносите эту фигуру на картон. Когда все закончат, мы проведем с вами выставку и посмотрим, у кого какие работы получились.

Выполняют

-        Давайте вспомним правила составления Танграма. Итак, называем по цепочке

 

 

-        В собранную фигуру должны входить все семь частей

 

-        Части должны примыкать друг к другу

 

-        Части не должны налегать друг на друга.

-        Как нужно работать с клеем?

-        Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

 

-        По окончании работы обязательно вымыть руки

-        Мы повторили все правила. Теперь приступаем к работе

 

Выставка работ

-        Ребята, а сейчас каждый из вас представит свою работу

 

 

-        Выходим по одному человеку, показываем работу, остальные угадывают, что изображено на этой работе

 

 

-        После чего работа вывешивается на доску

 

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

1)  фиксирование содержания;

2)  соотнесение цели учебной деятельности и  ее  результата (фронтально, индивидуально);

3)  планирование цели дальнейшей деятельности.

1)      Фиксирование содержания

-        Ребята, с чем мы сегодня познакомились?

-        С игрой – головоломкой Танграм

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Обобщить знания, полученные на занятии

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: анализировать свои действия и управлять ими; владеть навыками сотрудничества

 

Метапредметные:

  1. регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения
  2. познавательные: владеть действиями построения рассуждений

 

  1. коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

-        Что вы узнали об этой игре?

-         Что эта головоломка состоит из геометрических фигур, в этой игре должны быть использованы все 7 фигур

-        Из каких частей состоит Танграм?

-        Из 5 треугольников, квадрата и четырехугольника

1)      Соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально)

-        Поднимите руки те, у кого получилось сегодня собрать все фигуры

 

2)      Планирование цели дальнейшей деятельности

-        С кем вы можете поделиться полученными знаниями?

-        С друзьями, чтобы вместе с ними играть в эту игру

-        Что нового вы бы хотели еще узнать?

Называют

-        Если вам понравилась эта головоломка, то её можно купить в отделе игрушек. Вы можете рассказать о этой головоломке родителям и попросить купить

 

-        Поднимите руки, кто попросит родителей купить игру - головоломку

Поднимают

-        Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за занятие и активную работу!

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики

Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики

Оборудование. ü у учителя: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор,

Оборудование. ü у учителя: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор,

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

К меняем на Г, получилось ТАНГ

К меняем на Г, получилось ТАНГ

Цель. Организовать работу по знакомству с фигурами

Цель. Организовать работу по знакомству с фигурами

Наложите два маленьких треугольника на квадрат -

Наложите два маленьких треугольника на квадрат -

Этап 1. Составление фигуры из двух - трех элементов -

Этап 1. Составление фигуры из двух - трех элементов -

Хорошо, справились

Хорошо, справились

Части должны примыкать друг к другу -

Части должны примыкать друг к другу -

Ребята, с чем мы сегодня познакомились? -

Ребята, с чем мы сегодня познакомились? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021