Технологическая карта пробного внеклассного занятия по математике
ТЕМА. Календарь нашего класса.
|
УМК «Школа России»
Технология обучения – технология проектной деятельности
Тип занятия – проект |
|
|
___________
|
|
|
||
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название |
Календарь нашего класса |
Предмет |
Математика |
Класс, полугодие |
2 класс, 2 полугодие |
Тип проекта |
• по предметно-содержательной области: монопроект • по характеру контактов учащихся: внутриклассный • по количеству участников: групповой • по роли учителя: консультант • по доминирующей деятельности учащихся:
|
Цель |
Создать календарь класса |
Формируемые универсальные учебные действия |
Личностные: - Осознание значимости выполняемой на уроке деятельности - Понимание значимости работы в группе Метапредметные. Регулятивные: - Умение представлять продукт, созданный в ходе проекта - Умение выполнять самооценку, рефлексию деятельности - Умение определять цели деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера - Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации - Умение разрабатывать критерии оценки продукта работы Познавательные: - Умение использовать знаково-символические средства представления информации - Умение представлять информацию в знаково-символической или графической форме: в виде таблицы - Умение владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения - Умение использовать способы решения проблем творческого характера - Умение читать информацию, представленную в графической форме - Умение формулировать проблему и определять способы решения данной проблемы - Умение отбирать информацию Коммуникативные: - Умение строить речевое высказывание в устной форме - Умение принимать участие в работе в группе, использовать речевые средства - Умение принимать участие в определении общей цели и путей её достижения - Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - Умение обосновывать свою точку зрению |
Формируемые проектировочные умения |
Поисковые: - видеть варианты решения проблемы - выдвигать гипотезы Коммуникативные: - уметь вести диалог - уметь задавать вопросы Оценочные: - уметь оценивать собственную деятельность - уметь оценивать презентацию продукта - уметь оценивать качество продукта Презентационнные: - уметь отвечать на вопросы |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается проект |
Общеучебные умения: - знание месяцев года, их последовательности; - знание количества дней в високосном году; - умение ориентироваться в календаре (определять день недели указанной даты и наоборот, находить указанную дату и т. д.); - умение определять количество дней в месяце с помощью костяшек пальцев руки; - знание видов календарей. |
Планируемый педагогический результат
|
- усвоения предметного материала (тем «Время и его измерение», раздела «Работа с информацией») и возможностей применять его в нестандартных условиях; - умений собирать, фиксировать, представлять в виде таблицы и столбчатой диаграммы информацию; - умение, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»; - умение демонстрировать результат работы группы по предложенному плану. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
При подведении итогов работы оценивается: - владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом; - умение действовать согласно предложенной инструкции; - умение презентовать свои результаты; - умение работать в группе. |
Продолжительность проведения |
1 урок |
Оборудование.
ü У учителя: - презентация, мультимедийное оборудование; - различные календари (настенный, перекидной, карманный, тематические).
ü У учащихся: - цветные карандаши, фломастеры; - папка с заданием, содержащая загадку про месяц, таблицу для оформления календаря, таблицу с первым днём каждого месяца, информацию о праздниках, приказ о каникулах, таблицу о днях рождения детей класса и учителя, задание, условные обозначения;
Библиографический список |
Оформление доски
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Этап актуализации. Цель. Актуализация предметных знаний, умений и способов действий, которые необходимы для выполнения проекта. |
|||
-Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Арина Андреевна, сегодня я у вас проведу занятие по математике. |
|
|
|
-Посмотрите на слайд, что вы видите? *различные фотографии календарей |
-Календари |
||
- Что такое календарь? |
-Календарь – это таблица, в которой написаны год, месяца, числа, дни недели. |
||
-Календари появились очень давно. Их родина – Древний Египет. Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды Сириус до другого проходит 365 дней. Все 365 дней разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней добавили к этим частям. Такие промежутки времени назвали «месяцы». |
Рассматривают календари. |
||
- Современные календари бывают разные, я буду вам показывать, а вы называйте. *показываю различные виды календарей
|
- Настольный календарь, карманный, отрывной, настенный, перекидной, табель-календарь. |
||
-Посмотрите на экран. Какую информацию мы можем узнать из календаря?
|
-Сколько дней в году, сколько недель, сколько дней недели, сколько месяцев, сколько дней в одном месяце, какой сейчас год, в какой день недели начинается каждый месяц, сколько дней в каждом месяце, дату начала каждой недели. |
||
-А вам для чего нужен календарь? |
- Для того, чтобы знать число, месяц и день недели, сосчитать, сколько дней осталось до выходных, дня рождения, каникул и прочих знаменательных дат. |
||
-Какого года представленный календарь?
|
-2014 |
||
-Сколько дней в 2014 году? |
-365 |
||
-Как вы узнали? |
-В феврале 28 дней, значит 365 |
||
-Значит, 2014 год был високосным? |
-Не високосным |
||
-Чем отличается високосный год? |
-В нём на 1 день в феврале больше. В нём 366 дней. |
||
- Можно и другим способом определить, високосный год или нет? |
|
||
-Если число обозначающее год делится на 4, то он високосный. |
|
||
-Какие дни в календаре отмечены красным цветом? |
Выходные дни, праздничные дни. |
||
- Почему праздник День космонавтики не выделен в календаре красным цветом? |
-Не все праздничные дни являются выходными. |
||
-В какой день недели празднуется День победы?
|
-В пятницу. |
||
-Маша, расскажи, как ты это определила?
А отмечен ли он на календаре красным цветом? |
- Нашла месяц май, число 9, находится в 5 строчке, значит пятница. |
||
- Посмотрите, как кратко записываются во всех календарях дни недели. |
|
||
-Ребята, а как узнать, сколько дней в месяце? |
-Посмотреть в другом календаре. По своему кулачку. |
||
- Кто расскажет и покажет, как это сделать? |
-Сжали левый кулачок. Считаем: первая косточка – это январь, в нём 31 день, затем следует ямка – это февраль, в нём 28 или 29 дней. Опять костяшка – это март, в нём 31 день, затем ямка – это апрель, в нём 30 и т. д. Если месяц выпадает на костяшку, то значит в нём 31 день, если же на ямку, то в нём 30 дней. |
||
-Какой месяц будет исключением? |
-Февраль |
||
-Почему он исключение? |
-Потому что в нем 28 дней, а в високосный год 29. |
||
- Ваня, выйди пожалуйста к доске. Я буду называть тебе праздники, а ты показывай их на календаре. День победы, день космонавтики, новый год, свой день рождения |
|
|
|
1. Мотивационный этап. |
|||
1.1. Мотивация на деятельность. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к проектной деятельности. |
Личностные: -понимать значимость изучаемой темы Метапредметные: 1. регулятивные: - учить видеть и формулировать проблему - учить определять способ решения проблемы 3. коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме
|
||
- День рождение Маши, Кати, Лены, Васи и т.д. |
затруднение |
||
1.2. Формулировка проблемы на основе анализа проблемной ситуации Цель. Подвести обучающихся к формулировке проблемы на основе анализа проблемной ситуации (квазиреальной или реальной). |
|||
- Почему Ваня не смог показать эти дни в календаре? |
В календарях, которые продают, нет информации об учениках нашего класса. |
||
1.3. Определение способа решения проблемы Цель. Подвести обучающихся к выбору наиболее рационального способа решения проблемы. |
|||
- Что нам делать? Как разрешить эту проблему? Где можно поместить информацию о событиях, важных для учеников нашего класса? |
-Сделать календарь своего класса. |
||
-Хорошо. Что мы можем отразить в календаре нашего класса? |
-Праздники, дни рождения ребят, каникулы, выходные дни. |
||
1.4. Прогнозирование результата (продукта) проекта и формы его представления. Цель. Подвести обучающихся к выбору реально достижимого и наиболее рационального продукта проекта и формы его представления. |
|||
- Ребята, ваша совместная работа по созданию календаря своего класса называется «проект». |
|
||
-Так, как мы можем организовать выполнение этого проекта? |
-По группам. |
||
-Сколько может быть групп? |
-12 |
||
-Почему 12, а не 11? |
-Потому что в году 12 месяцев. |
||
-Значит, нам надо разделиться на 12 групп, каждая из которых оформит для календаря только 1 месяц. |
|
||
-Верно. Каждой группе будет дана папка, в которой вы найдете: 1) загадку про месяц, который будете оформлять; 2) таблицу, в которую будете оформлять свой месяц; 3) задание по выполнению работы; 4) информацию о праздниках, 5) информацию о днях рождениях вашего учителя и одноклассников; 6) информацию о том, каким днём недели является первое число каждого месяца; |
|
||
-Что значит условные обозначения в нашем проекте? |
-Способ выделить тот или иной день, показать, что он обозначает. |
||
-Каким условным знаком мы можем отметить 1 января? 8 марта?1 апреля? День победы? |
-Елкой, цветком, смайликом и т. п. |
||
- В первом столбце задания записано, что вам надо выполнить. После того, как вы выполните указанный пункт, знаком «+» отметите его выполнение. После того как все оформят свою страницу календаря, вы будете представить её всему классу. Для этого составьте небольшой устный рассказ о своей страничке и выберете выступающего или готовьтесь выступить группой. |
|
||
2. Планирующий (подготовительный) этап. |
|||
2.1 Определение критериев для оценки продукта проекта. Цель. Подвести обучающихся к формулировке критериев для оценки продукта проекта. |
Метапредметные: 1.регулятивные: - учить совместно составлять план будущей деятельности - формировать умение планировать свою деятельность - формировать умение распределять обязанности в группе - учить разрабатывать требования к работе группы 2.познавательные: - учить владеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений 3.коммуникативные: - учить оформлять свои мысли в устной форме - формировать умение задавать вопросы |
||
-Обсудим, что будем учитывать при оценке работы и её презентации? |
1) Записано название месяца, номер и дни недели. 2) Правильно определён первый день месяца. 3) Правильно определенно количество дней в месяце и все они записаны. 4) Отмечены цветом и условными знаками все праздничные дни. 5) Отмечены дни каникул. 6) Отмечены цветом дни рождения учеников и учителя. 7) Работа выполнена аккуратно, красиво. |
||
2.2. Определение формы презентации продукта проекта. Цель. Подвести обучающихся к выбору формы презентации продукта проекта и к составлению плана выступления (если оно предполагается). |
|||
-Обсудим план вашего рассказа о месяце. С чего вы начнёте свой рассказ? |
С названия месяца. |
||
- Что вы можете рассказать о своём месяце? |
Название и номер месяца. Время года. Количество дней в этом месяце. День недели 1-ого числа месяца. Даты и названия праздников. Продолжительность и название каникул. Именинники и даты их рождения. День недели в который будет день рождения. |
||
2.3. Планирование организация деятельности учащихся. Цель. Обсудить с обучающимися все вопросы организации их работы (разделение класса на группы, выбор руководителя группы, распределение ролей в группе, распределение работы между членами группы, правила работы в группе, согласование работы групп и т. д.) и реализовать необходимые действия. |
|||
- Вспомним правила работы в группе. |
-Работать надо дружно, тихо. Перед работой распределить обязанности. Если один говорит, остальные молчат и слушают. Если есть вопросы, поднимем руку и спросим у учителя. |
||
3. Информационно-операционный этап. |
|||
3.1. Самостоятельная работа обучающихся по созданию продукта (части продукта) проекта. Цель. Осуществление работы по составленному ранее плану, выполнение заданий, составленных учителем. |
|
||
- На работу вам дается 20 минут. |
|
Личностные: - осознавать значимость каждого участника в работе группы Метапредметные: 1.регулятивные: - учить пользоваться разработанным планом 2.познавательные: - учить использовать знаково-символические средства для представления информации - учить выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий - учить владеть логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений 3.коммуникативные: - совершенствовать умение работать в паре, в группах - формировать умение обосновывать свою точку зрения |
|
4. Рефлексивно-оценочный этап. |
|||
1.1. Презентация продукта (части продукта) проекта и его оценка. Цель. Организовать презентацию продукта (части продукта) в соответствии с выбранной формой и выработанным ранее планом. Организовать коллективное обсуждение и оценку продукта (части продукта) в соответствии с выбранной формой и выработанными ранее критериями. Организовать (обсудить) работу по составлению конечного продукта из его составных частей и его окончательное оформление |
Метапредметные: 1) регулятивные: - учить оценивать деятельность группы по требованиям - совершенствовать умение проводить рефлексию собственной деятельности - учить пользоваться разработанным планом 2) познавательные: - учить представлять информацию в виде таблицы 3) коммуникативные: - совершенствовать умение отвечать на вопросы - учить обосновывать свое мнение |
||
- Выходят ученики, которые оформляли январь. Все остальные ребята слушают и оценивают их работу по плану.(После выступления учитель вывешивает каждый лист на доску) |
Наша группа оформляла месяц - _____ Это (отметить время года) ….. месяц. В …. (сколько) дней. Первого …… был четверг. Праздники были: В ….. мы можем поздравить …, у него (нее) день рождение … числа. |
||
- Выходят ученики, которые оформляли … |
Аналогично выступают остальные дети. |
||
-Молодцы, посмотрите на доску, какой у нас получился календарь. Чтобы им было удобно пользоваться, листы вложим в файлы папки. Какой календарь у нас получился, если его страницы мы можем перекидывать? |
-Перекидной. |
||
- Где мы можем поместить этот календарь? |
- На классном стенде. |
||
- Как называется календарь? - Ребята, кто оформит титульный лист календаря? |
«Календарь 2 «Д» класса на 2020 год» |
||
-Наше занятие подходит к концу. Какую цель мы поставили перед собой в начале занятия? |
-Изготовить календарь нашего класса на 2020 год. |
||
-Для чего нам нужен такой календарь? Что можно узнать по этому календарю? |
-Календарь показывает число, месяц и день недели. Напоминает нам о предстоящих праздниках. Позволяет сосчитать, сколько дней осталось до выходных, каникул. Мы не забудем поздравить наших одноклассников и учительницу с днем рождения и с другими праздниками. |
||
-Ребята, а есть в этом календаре информация о вашей семье? О семейных праздниках, памятных датах вашей семьи? |
|
||
- Значит, что вы сами можете сделать? |
-Календарь своей семьи. |
||
- Кто вам может помочь в этой работе? |
-Родители, бабушка и дедушка. |
||
- Кто желает, сделайте такой календарь дома и, если родители разрешат, принесите в класс и покажите нам. |
|
||
- Занятие окончено. |
|
|
|
Приложение:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ
Что надо сделать? |
Отметка о выполнении |
1) Прочитать и отгадать загадку про месяц. |
|
2) Написать название месяца. |
|
3) Написать в первом столбце кратко дни недели. |
|
4) Узнать, в какой день недели начинается месяц, и написать цифру 1 в нужную клетку. |
|
5) Определить сколько дней в месяце. |
|
6) Заполнить таблицу числами. |
|
7) Обвести красным фломастером даты выходных дней. |
|
8) Обвести красным фломастером даты праздничных выходных дней. |
|
9) Обвести синим фломастером даты праздничных не выходных дней. |
|
10) В ячейках с датами праздничных дней нарисуйте «салют» или другой символ этого праздника. |
|
11) Даты дней рождения учеников и учителя обвести зеленым фломастером. |
|
12) Подготовить рассказ о месяце по плану. |
|
13) Представить свой месяц календаря всему классу. |
|
План рассказа о месяце:
1) Название и номер месяца.
2) Время года.
3) Количество дней в этом месяце.
4) День недели 1-ого числа месяца.
5) Даты и названия праздников.
6) Продолжительность и название каникул.
7) Именинники и даты их рождения. День недели.
Условные обозначения:
Красный фломастер – выходные дни.
Зеленый фломастер – дни рождения.
День недели первого числа месяца 2020 года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.