Внеурочное занятие по "Пасхальной тематике"

  • docx
  • 05.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие по Пасхальной тематике.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 62"

 

 

 

 

 

 

«Лучшая разработка по Пасхальной тематике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил :
Учитель начальных классов
Парамонова Светлана Игоревна

 

 

 

 

 

 

Мероприятие по  внеурочному занятию на тему «Пасха»


Продолжительность: 30 мин.

Цель: Пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям.

Задачи:

 Обучающие:

- познакомить детей с православным праздником Пасха, с русскими традициями и обычаями православной культуры;

- создать собственные художественные работы: подставки для яиц.

Развивающие:

- развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, творческих способностей, художественного вкуса.

Воспитывающие:

- формирование коммуникативных компетенций;

- воспитание уважения к народной культуре своего народа, православной истории.

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

доставить детям радость, удовольствие.

Приобретаемые навыки детей: восприятие информации на слух, вычленение главного из общего, общения, рассуждения.

Материалы и оборудование: иллюстрации, мультимедийная презентация "Светлая Пасха", шаблоны для творческой работы учащихся; у учащихся: цветные бумага и картон, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш.

План.

1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).

2. Определение темы занятия.

3. Выявление знаний о праздновании Пасхи.

4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

5. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.

6. Пасхальные угощения.

7.Фикультминутка.

8. Творческая деятельность учащихся.

9. Подведение итогов занятия.

10. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

1. Организационный момент .

- Здравствуйте дети! У нас сегодня присутствуют гости и мы их приветствуем.

«…Малиновый звон над рекою плывет.

Служба пасхальная в храмах идет.

Слышно везде, раздается окрест:

«Христос воскрес!»

 

2. Определение темы занятия.

- Дорогие дети! Прослушав это стихотворение, вы, наверное, догадались о теме нашего сегодняшнего занятия?  (ответы детей)

- Тема нашего занятия – Светлая Пасха. Мы выбрали эту тему не случайно. Так как совсем скоро, 19 апреля, все православные будут встречать Светлый праздник Пасхи.

 

3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.

- Дорогие ребята! А знаете ли вы, что обозначает это слово «Пасха»?

- Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "Избавление". В этот день Сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых.

Этот Великий День приходит к нам ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви.

Из века в век приходит он к людям с зеленой вербочкой, ароматным куличом и крашеными яичками, которые символизируют чудо воскресения Сына Господа нашего - Иисуса Христа. К этому празднику готовятся долго: стараются больше молиться, не грубить, быть послушными и ответственными.
А сейчас ребяточки послушайте пожалуйста, как Ваш одноклассник расскажет стихотворение.

Ученик: Из страны далекой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,
А с весной - и Пасха радость вам несет.
Радость, что из гроба наш Спаситель встал!
Детям Он и взрослым избавленье дал!»

4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

- Это было очень давно. Прошло более двадцати столетий. В далекой стране иудейской на Востоке в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился Сын Божий Иисус Христос. Он жил среди людей, помогая им, он учил людей жить в добре, предостерегал их от зла.

 Страной правил в те времена римский царь. Люди нарушали законы, совершали много зла. Против этого зла и восстал Иисус.

Иисуса объявили бунтарем и несправедливо приговорили к казни - распяли на кресте. Он умер, но на третий день воскрес и вознесся на небо.

- С той поры в этот день все православные люди празднуют большой праздник: Светлое Христово Воскресение.

- Храм украшается, священники надевают самые красивые облачения, а прихожане стоят с зажженными свечами и ждут первых пасхальных песнопений.

- Ребята, послушайте пасхальное песнопение.

Звучит тропарь "Христос воскресе..."

 

5. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.

- Пасха длиться дольше других праздников – 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно. В России на Пасху во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому в этот день звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон.

Звучит звон церковных колоколов.

- А вы были когда-нибудь на колокольне? А хотелось бы вам позвонить в колокол?

- А знаете ли вы какими словами приветствуют друг друга в праздник Пасхи?

- На первой пасхальной службе очень часто звучит возглас священника: «Христос воскрес!» При этом все должны отвечать: «Воистину воскрес!» В этот праздник все православные люди делятся друг с другом радостью и троекратно целуются в знак любви, христосуются и при этом произносят: «Христос воскрес!», отвечая: «Воистину воскрес!» - и дарят крашеные яйца. Освященное куриное яйцо дарят близким и друзьям, при этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. 

- А знаете ли, вы почему в Пасху дарят яйца красного цвета?(Нет).А я Вас сейчас расскажу.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина, почитающая Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

 

- До наших дней сохранился в народе обычай -  на праздник, после службы в церкви, пообедав дома, идут с поздравлениями к своим близким, к друзьям, несут в подарок крашеные яйца и кулич, приветствуют их стихами.
-Ребята, Вы молодцы, все хорошо сидели и слушали, а сейчас перед Вами выступит ученик со стихотворением.

Ученик:

К нам доносится с небес:

«Иисус Христос воскрес!»

Это значит -  светлый праздник,

Это - мир, любовь и радость!

 

Это значит - горя нет,

Это - вера, это - свет.

Это добрых дел начало

С чистым сердцем, без печали!

 

В этот день стал каждый лучше,

Он по совести жить учит,

Он  - в молитве, в сердце, в песне.

Мы сегодня скажем вместе:

 

Иисус Христос воскрес!

Воистину воскрес!

 

6. Пасхальные угощения.

-  После службы в храмах наступает пасхальный пир.

- Что люди обязательно ставят на пасхальный стол?(ответы детей)

На широких столах расставляют куличи, пасхи и яйца.

Яйцо едят первым, когда приходят из церкви.

Кулич – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.

Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ».

 

7.Фикультминутка.

- Ребята, в праздник Пасхи люди не только ходили друг к другу в гости и пировали, но устраивали пасхальные игры.

- Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Яйца катают с горки или по траве, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками.

- Давайте и мы поиграем в игру.

Игра «Волчок»

Игроки начинают одновременно крутить на столе яйца, чьё дольше прокрутиться, тот и победил.

Звучит песенка "Лучи рассвета"

 

8. Творческая деятельность учащихся.

а) Задание:

- Сегодня мы выполним проект "Подставка для яиц "Курочка с цыплятами".

б) Показ изделия на слайде (образец).

- Всё необходимое у вас на столах.

в) Составление плана работы.

 - Что сделаем сначала?

- Вспомним правила работы с ножницами.

 Правила работы с ножницами:

1. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

2. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

3. Нельзя резать на ходу.

4. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

    - Теперь расположить детали так, как мы их будем склеивать и склеить.

г) Самостоятельная работа учащихся.

- Давайте вспомним пословицы о труде.

Русские пословицы о труде:

Терпение и труд всё перетрут.

Поспешишь - людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Кто много говорит, тот мало делает.

Долго рассуждай, да скоро делай.

- Пусть эти пословицы и сегодня помогут вам в работе.

Звучит песенка "Пасха"

д) Выставка работ учащихся.

 

9. Подведение итогов занятия.

Игра “Назови пасхальное слово”

Учитель предлагает назвать все пасхальные слова, которые прозвучали на занятии.

 

10. Рефлексия.

- Ребята, если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое.

Вывод: - Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!