Цель продолжить формирование основ духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение к творчеству А.С.Пушкина и музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности
Задачи:
Воспитание уважения и любви к русской музыке и литературе.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительного отношения к истории и культуре.
Метапредметные результаты
- умение строить логические умозаключения, делать выводы
- смысловое чтение
Предметные результаты
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке
- развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.
Оборудование урока: магнитная доска, музыкальные инструменты, музыкальные фрагменты, магнитофон, медиапроектор, компьютер, экран.
Внеурочное интегрированное мероприятие
«Сказки Пушкина в музыке»
Цель продолжить формирование основ духовнонравственного воспитания
младших школьников через приобщение к творчеству А.С.Пушкина и
музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного
развития личности
Задачи:
Воспитание уважения и любви к русской музыке и литературе.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами
искусства (в первую очередь литературой и изобразительным
искусством)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование чувства сопричастности и гордости за культурное наследие
своего народа, уважительного отношения к истории и культуре.
Метапредметные результаты
умение строить логические умозаключения, делать выводы
смысловое чтение
Предметные результаты
воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической
музыке
развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.
Оборудование урока: магнитная доска, музыкальные инструменты,
музыкальные фрагменты, магнитофон, медиапроектор, компьютер, экран.
Ход мероприятия
Звучит музыка «В гостях у сказки»Учитель: Добрый день дорогие друзья! Я очень рады встрече с вами!
Давайте поздороваемся!
Музыкальное приветствие
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
На экране транслируется фрагмент из мультфильма «Сказка о рыбаке и
рыбке» «Лукоморье».
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? О ком?
Ответы.
О Пушкине, о его сказках.
Учитель: Как вы думаете, кто первый придумал сказку?
Рассуждения учащихся.
Были в деревнях такие люди, сказочники и сказочницы, которые больше всех
знали сказок и хорошо их рассказывали. Но и они не могли сказать, кто это
сочинил. Дело давнее, текст не записали, автору своё имя поставить было не
на чем, да и писать никто ещё не умел. Сказки были ничьи и в то же время
общие. Так и назвали их народные.
Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина.
Учитель: Любовь к сказкам привила мальчику Саше его няня – Арина
Родионовна.
А верите ли вы в сказки? Как вы думаете, существует Лукоморье?Ответы. Рассуждения
Учитель: Да, вопрос сложный и чтобы ответить на него мы отправимся в
путешествие по сказкам этого Великого русского писателя
А знаете ли вы сказки Александра Сергеевича?
Соглашайтесь без опаски. Вспомним пушкинские сказки.
Из какой сказки эти строки?
Царь с востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Ответы
Учитель: Узнали, молодцы. Конечно, это «Сказка о золотом петушке». Вам
нравится эта сказка? Она очень понравилась еще одному человеку.
На экране появляется портрет Н.А. РимскогоКорсаковаУчитель: Вы узнали, кто это? Чей портрет?
Ответы.
Учитель: В прошлом году, на уроках, мы знакомились с творчеством Н.А.
РимскогоКорсакова. Эта прекрасная сказка Александра Сергеевича
вдохновила композитора к написанию одноименной оперы. Сейчас вам
предлагается послушать маленький отрывок из оперы и ответить на вопрос:
кто изображен в этом фрагменте?
Звучит музыка из оперы РимскогоКорсакова « Золотой
петушок»
Учащиеся отвечают.
Учитель: Почему вы решили, что это петушок?
Ответы.
Учитель: Вспомните, какие слова кричал петушок в сказке у Пушкина?
Учащиеся: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
Учитель: Вновь слова из знакомой сказки. Какой?
Жил был поп,
Толоконный лоб
ОтветыУчитель: На базаре есть доска объявлений. Я предлагаю узнать, кто их дал и
в какую сказку нужно обратиться. Найти в объявлениях ошибки, если они
есть.
Дети читают объявления на слайде и говорят, из каких они сказок.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
Запрягать лошадь;
Топить печь;
Закупать продукты на рынке;
Печь яйца, варить кашу;
Нянчить детей.
Мой адрес….. (Царицамачеха из «Сказка о мертвой царевне»)
2. Школа целителей и экстрасенсов проводят ежемесячные платные
курсы. Излечиваются такие болезни, как:
Укусы правого и левого глаза;
Волдыри на носу.
Начало ближайших занятий в («Сказке о золотом петушке»).
3. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце,
умеющее говорить? Обращаться к …. (Золотой рыбке из «Сказки о
рыбаке и рыбке»).
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем
приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и
везде. Адрес….(«Сказка о царе Салтане…»)
5. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру
на новый дом? Обращаться к (Балда. «Сказка о попе…»)Учитель – Молодцы! Справились с заданием.
Учитель: Спасибо. Их какой сказки следующие слова?
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
А царица у окна
Села ждать его одна
Ответы
Учитель: А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех
милее?
Игра: «Повторяй за мной»
Один из учащихся показывает движения, остальные повторяют за ним.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Учитель: А теперь музыкальная загадка. Чей образ нарисовал композитор в
этом произведении?
Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова.
Учащиеся узнают произведение.
Учитель: Молодцы, узнали.
- Какие чувства и настроение передает музыка «Полета шмеля»?
Какие еще чудеса происходят в этой сказке?
Ответы.
Звучит музыка Н.А. РимскогоКорсакова к опере «Сказка о царе Салтане»«Три чуда»
Учитель: Вы помните, какую мелодию напевала белочка? Я предлагаю взять
музыкальные инструменты и исполнить ее.
Импровизация на музыкальных инструментах.
Учитель: Мы слышали как изобразил ЦаревнуЛебедь композитор. А теперь
я предлагаю посмотреть, какой образ Царевны Лебедь был создан русским
художником Врубелем.
На экране появляется портрет М.И. ГлинкиУчитель: Вспомните, с каким произведением этого композитора вы знакомы?
Ответы.
Учитель: Музыкальный отрывок напомнит нам об одном из героев этой
оперы.
Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в
исполнении оркестра
Учитель: Вы узнали?
Ответы
Какие картины возникают перед вами?
А каким представляете его вы?
Что слышится в «Марше Черномора»? Это сохраняется на протяжении всего
произведения?
Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки в
исполнении фортепиано
Учитель: А сейчас, что изменилось?
Ответы.
Сравнение тембрового звучания марша Черномора М. Глинки в исполнении
симфонического оркестра и фортепиано.Учитель: Наше путешествие подходит к завершению, но мы так и не решили,
есть ли Лукоморье. Я предлагаю исполнить «Песнюспор».
Инсценировка песни.
Учитель: Каждый из вас ответит на этот вопрос сам. Но самое главное, что я
сегодня поняла, вы любите и знаете сказки Пушкина. Я надеюсь, что эту
любовь вы пронесете через всю жизнь.