Внеурочное мероприятие 5 класс по математике

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное мероприятие можно использовать для подготовки учащихся 5 класса для написания ВПР по математике. Работа построена в форме игры "Лабиринт Минотавра". Детям нужно пройти семь заданий и получить ключи для выхода из лабиринта. Каждое задание связано с подготовкой к ВПР по математике.
Иконка файла материала Внеурочное мероприятие по математике для 5 класса.docx
Учитель:  Денисова Е.В.                                                                                                         Внеурочное мероприятие по математике для 5 класса   «Математика полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить  приключение.» Представленное занятие является одним из цикла развивающих занятий для учащихся 5 класса в рамках внеурочной деятельности по  развитию познавательных способностей учащихся. Организация же подобной работы в рамках системно­деятельностного подхода помимо воспитательных и развивающих задач позволяет также решать задачу формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных и общеучебных познавательных и  логических УУД). Цель занятия: Создание условий для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся 5 класса  посредством включения их в поиск закономерностей. Задачи занятия:  Обучающие:  Актуализация знаний и расширение представлений о сравнении понятий.  Закрепление умений в определении обобщающих слов и навыков нахождения существенных признаков.  Учить проводить классификацию понятий и устанавливать закономерности.  Отработка умения решать логические задачи. Развивающие:  Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.  Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).  Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера. Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать,  аргументировать свою точку зрения). Воспитательные:  Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.  Создание условий для формирования познавательного интереса. Адресат: учащиеся 5 класса. Педагогические технологии (педагогические техники): технологии развивающего обучения, технология уровневой дифференциации  обучения, здоровьесберегающие технологии, личностно­ориентированные. Форма занятия: игра “Лабиринт Минотавра” Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация, компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор,  аудиоколонки), раздаточный материал для учащихся и другой наглядный материал, ручки.  Источники литературы и Интернет­ресурсов 1. Н.А Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5­8 классы. М.,  Просвещение, 2013. 2. Холодова О.А. , Е.А. Моренко. Умникам и умницам: Курс по развитию познавательных способностей (10–11 лет): Рабочие тетради: В  2­х частях, часть 2. М., РОСТ, 2013. 3. Андреева В.А. Методика “Аллея впечатлений”: журнал “Классный руководитель”, №4, 2010, стр.104 4. Шустеф Ф.М. “Материал для внеклассной работы по математике”. Минск, “Народна асвета”, 1968. Этап занятия, его цель Конспект занятия Действия педагога Дидактичес кий материал 1.  Организационны Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением возьмемся за  работу.       Действия учащихся Формируемые на данном этапе УУД Регулятивные: ­ волеваяй момент Цель: Организаци я детей на  продуктивную  работу на занятии. Мозговая гимнастика Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед.  Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока  при помощи дыхания уходит напряжение Выполняют  упражнение “Качание  головой” 2. Разминка Цели: Активизаци я и развитие  познавательных  процессов  (восприятия,  слухового и  зрительного  внимания,  наблюдательности , памяти,  логического  мышления) Создание условий  для  формирования  учебной  мотивации,  познавательного  интереса.   В начале каждого развивающего занятия мы всегда проводим  разминку. Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Время зря ты не теряй, на вопросы отвечай! 1. Без него нет огня? 2. Вася ссыпал камешки из 7 ведерок в кучу, а Танечка в свою из 5  ведерок. Сколько получится кучек? 3. С его помощью можно отыскать иголку в стоге сена или собрать  с пола рассыпанные металлические опилки, даже не дотрагиваясь о  них. 4. Этот драгоценный камень очень твердый, им можно легко  разрезать стекло. 5. Если этот металл тонким слоем нанести на стекло, то получится  зеркало 6. Что роднит лошадь и льва? 7. Какая цифра на циферблате механических часов  противоположна двойке? 8. Что можно набрать, ничего не беря в руки? 9. Секретный набор цифр? 10. 7 шоколадок дороже, чем 8 пачек печенья. Что дороже: 8  шоколадок или 9 пачек печенья? Молодцы, разминка подошла к концу. Учащиеся слушают  вопросы и отвечают,  поднимая руку.  1. Дыма 2. Две. Каждый сыпал в свою кучку 3. Магнит 4. Алмаз 5. Серебро 6. Буква Л вначале  слова 7. 8 8. Набраться ума 9. код 10. 8 шоколадок саморегуляция. Коммуникативные : ­ планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и со  сверстниками. Регулятивные: ­ волевая саморегуляция. Общеучебные  (познавательные) : ­ умение  целенаправленно  воспринимать  информацию,  анализировать ее; ­ умения с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами. Общеучебные  (логические): ­ установление  причинно­ следственныхДевизом занятия являются слова  «Математика уступает свои крепости лишь сильным и  смелым». (А. Конфорович) . Компьютерна я  презентация,  слайд № 1,2. Учащиеся размышляют над тем что поможет  пройти путь и над  словами А.  Конфоровича Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии? Да, сегодня мы будем говорить о сравнении понятий, учиться  устанавливать связи и взаимосвязи явлений, будем рассматривать  вопросы, которые развивают вас, учат думать и рассуждать, учат  быть внимательными.   Учащиеся отвечают  (исследовать, о  аналогиях,  ассоциациях, учиться  анализировать и  сравнивать и пр.) 3. Мотивация к  внеурочной  деятельности Цели:Актуализац ия знаний и  выделение  существенных  признаков Стимулирование  внутренней  мотивации на  поиск  закономерностей  – как  необходимого  условия для  саморазвития. связей; ­ построение  логической цепи  рассуждений;  анализ; синтез. Коммуникативны е: ­ умение осознанно и произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме. Общеучебные  (познавательные) : ­ умение  целенаправленно  воспринимать  информацию,  анализировать ее,  делать на ее  основе выводы; ­ умения с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами. Общеучебные  (логические):4. Постановка  проблемы Цель:Стимулиров ание внутренней  мотивации на  поиск  закономерностей  Вводная беседа: Занятие будет проходит в форме игры “Лабиринт Минотавра” Давным – давно греческий город Афины платил дань ужасному  чудовищу по имени Минотавр, великану с головой быка. Каждый  год отдавали горожане самых красивых юношей и девушек  Минотавру на съедение. Домом Минотавру служила хитрая  ловушка – Лабиринт. Кто входит в лабиринт­ уже не мог найти    Компьютерна я  презентация,  слайд №3­5  (на слайде  Минотавр) ­ установление  причинно­ следственных  связей; ­ построение  логической цепи рассуждений;  анализ; синтез. Коммуникатив ные: ­ умение  осознанно и  произвольно  Общеучебные  (познавательные) : ­ умение  целенаправленно  воспринимать  информацию,– как  необходимого  условия для  саморазвития. Создание условий  для  формирования  познавательного  интереса. выход наружу. Когда пришла пора Афинам платить дань, жребий  пал на смелого богатыря Тезея. Решил Тезей сразиться с  Минотавром и убить его. Но что делать герою, даже если он  победит чудовище? Ведь все равно из запутанного Лабиринта никто еще не смог найти выход... Помогла Тезею мудрая принцесса Ариадна – дала клубок шерсти и  надоумила Тезея привязать конец нити ко входу. Убив Минотавра,  Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда  всех обреченных. С тех пор люди и называют верный способ выхода из затруднений “путеводной нитью Ариадны”.   Итак, вы попали в лабиринт. Правила игры: Проходя уровни, нужно собрать ключи. Каждая команда должна пройти 8 уровней, выполнив на каждом  задание из одного тайника. Пройдя все уровни лабиринта, подводим итог: если собраны  ключи, то команда может выйти из лабиринта; Побеждает та команда, которая первой вышла из лабиринта. А в помощь мы возьмем внимание, память, логику, смекалку. В  путь! анализировать ее,  делать на ее  основе выводы; ­ умения с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами; ­ синтез, как  составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное  достраивание,  восполнение  недостающих  компонентов. Коммуникативны е: ­ умение осознанно и произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме; ­ умение слушать и вступать в диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждении  вопроса.I. Тренировка логического мышления. Обучение поиску  закономерностей. Задание1. 1. Приведите пример натурального числа, большего 10,  которое делится на 10 и делится на 3. 2. Приведите пример натурального числа, большего 11,  которое делится на 11 и не делится на 2. 3. Приведите пример натурального числа, большего 12,  которое делится на 12 и не делится на 7. 4. Приведите пример натурального числа, большего 13,  которое делится на 13 и не делится на 2. 5. Приведите пример натурального числа, большего 14,  которое делится на 7 и не делится на 3. 5. Решение  поставленной  проблемы Цель:Закрепление , углубление и  расширение  знаний по поиску  закономерностей,  умений решать  логические  задачи). Развитие  познавательной  сферы  (восприятия,  слухового и  зрительного  внимания,  наблюдательности , памяти,  логического  мышления). Стимулирование  внутренней  Учащиеся быстро  отвечают на вопросы. Компьютерна я  презентация,  слайд №7 ( Регулятивные: ­ волеваясаморе гуляция; Общеучебные  (познавательные) : ­ умение  целенаправленно  воспринимать  информацию,  анализировать ее,  делать на ее  основе выводы; ­ умение  структурировать  знания; ­ умения с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами. Общеучебные  (логические):мотивации на  изучение  закономерностей  – как  необходимого  условия для  саморазвития. Создание условий  для  формирования  познавательного  интереса. Задание 2:  Выберите и запишите наибольшую и наименьшую из десятичных  дробей. Компьютерна я  презентация,  слайд №8 Учащиеся записывают  числа Команда, справившая  первой получает  виноградинку Числа Наибольшее   Наименьшее 11,002;  11,2; 10,998; 11,98: 10,7248; 11,1 13,24;  132,4;  7,098;  8,24;  8,42;  16,02 4,12;   4,098;  7,6;  7,89;  89,45;  89,678 II. Задания   «Интеллектуалы».  ” Задание 3: Решение задач 1. В автобусе 52 места для пассажиров. Три четвертых уже  заняты. Сколько еще пассажиров может сесть в автобус? 2. В вагоне 72 места для пассажиров. Две трети уже заняты.  Сколько еще пассажиров может сесть в вагон? 3. В вагоне 65 мест для пассажиров. Две пятых уже заняты.  Сколько еще пассажиров может сесть в вагон? 4. В автобусе 28 мест для пассажиров. Три седьмых уже  заняты. Сколько еще пассажиров может сесть в автобус? Компьютерна я  презентация,  слайды № 10­11 Решают задачи                     ­ установление  причинно­ следственных  связей; ­ построение  логической цепи  рассуждений;  анализ; синтез; ­ синтез, как  составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное  достраивание,  восполнение  недостающих  компонентов. Коммуникативны е: ­ умение осознанно и произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме; ­ умение слушать и вступать в диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждении  вопроса. Коммуникативны е:1.  Задание 4:  1.Какое наименьшее количество роз надо добавить к 123  имеющимся, чтобы получившиеся количество разделить на 6 букетов? 2. Какое наименьшее количество яблок надо добавить к 203  имеющимся, чтобы получившиеся количество разделить на 8 ящиков? 3. Какое наименьшее количество конфет надо добавить к 190  имеющимся, чтобы получившиеся количество разделить на 7 пакетов? 4. Какое наименьшее количество конфет надо добавить к 201  имеющимся, чтобы получившиеся количество разделить на 5 пакетов? III. Задания «Ориентирование  на местности» Приложение. Компьютерна я  презентация,  слайды №12­13         Веселая переменка В Лабиринте глухо. При произношении слышится эхо. Тезею  предстоит узнать всех, кто у Минотавра. Поиграем в эхо? Кто в зоопарке дразнит верблюда? Кому привольно в поле?   Компьютерна я  презентация,  слайд №14 Ребята называют  имена, отдыхают     Люда Поле ­ умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме; ­ умение  слушать и  вступать в  диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждении  вопроса. Регулятивные: ­  волеваясаморег уляция; ­ работа  согласно плану; ­ самоконтроль и самооценка.Кто за обе щеки уплетает рогалик? Кто десять раз смотрел художественный фильм “Человек –  невидимка”? Кто заметив паука спрятался под диван? Кто делает гербарий из листьев клена березы и ясеня? Кто подскажет друзьям место, где растет вкусная ежевика? Как зовут мальчика который ждет не дождется клева? Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра? Алик Димка Иван Сеня Вика Лева Юра IV. Тренировка логического мышления. Продолжение Поиска закономерностей Задание 8 Определите закономерность расположения чисел в каждом ряду и  продолжите ряд: 1 команда 18,20,24,32,... 25,21,18,16,... 15,12,9,6,... 16,16,14,17,13,18,... 2 команда 21,18,16,13,11,8,... 25,24,22,21,19,18,... 64,48,40,36,34,... 4,5,8,9,12,13,... Компьютерна я  презентация,  слайд №15 (на слайдах  поочередно  отображаю тся  необходимы е вопросы, а  также  дается  возможнос ть  проверить  правильност ь ответа на  них). Учащиеся отвечают на  представленные  вопросы.   1 команда 18,20,24,32,48 25,21,18,16,15 15,12,9,6,3 16,16,14,17,13,18,12 2 команда 21,18,16,13,11,8,6 25,24,22,21,19,18,16 64,48,40,36,34,33 4,5,8,9,12,13,16 V. Задачки Пети Рассуждайкина   Учащиеся высказываютБукет Увлекательных задач Знаменитый путешественник как – то забрался далеко в  джунгли где не ступала нога человека. Однажды он увидел  неширокий ручей. На его песчаных берегах ничего не росло. До  ближайших деревьев – сто шагов. Сунул путешественник в воду  прутик. Минуты не прошло – прутик – то и обгорел. “Ну и  водичка подумал он. – Неглубок ручей, а как его перейти?” В  ширину ручей как раз немножко больше, чем человек  перепрыгнуть может. Как быть? Подсказка: Решений может быть несколько. 1 команда В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю  прутик ивы. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода  будет. На чем основам такой ввод? 2 команда В многочисленных зоопарках, как правило, можно встретить  жирафа. Предположите, пожалуйста, как жирафов доставляют в  зоопарк, если их рост 6­7 метров и ни в поезд, ни в самолет ни один жираф не помещается?                         Компьютерна я  презентация,  слайд №16. свои точки зрения (Во  – первых, можно  подсыпать в ручей  песка и сделать его в  месте прыжка  поуже. Во – вторых, можно  изготовить себе шест из ближайшего  деревца и прыгнуть с  шестом В­третьих, соорудить себе ходули и  быстренько пройти  через ручей как самый настоящий цирковой  артист) Значит близко  располагается вода и  прутик ивы ее  начинает “пить” В зоопарки  доставляют не  взрослых жирафов, а  молодняк ростом не  более полутора  метров.                   VI. Игра “Верите ли Вы? ” Верите ли вы, Что на каждого человека приходится 300 млн разнообразных  насекомых? (да) Что самые высокие сооружения в живой природе строят термиты?  Компьютерна я  презентация,  слайд №17.       Учащиеся заполняют  таблицу, если да, то  “+”, если нет “­”, затем  по эталону проверяю(да) Что бабочки летают в основном ночью, мотыльки ­ днем? (Нет,  наоборот) Что паука можно отнести к насекомым (Нет. У насекомых шесть  ног, а у паука восемь) Что жирафы совершенно безголосые животные: они не издают  каких –либо звуков? (Нет. Издают, но мы их не слышим, т.к.  голос у жирафа очень низкий) В древние времена хлопушки китайцам заменял бамбук, который  при горении лопался с громким треском? (да) VII. “Тренировка внимания” Необходимо посчитать сколько человек находится у Минотавра Приложение Выход из лабиринта.     ее, добавляются  виноградинки   Учащиеся делают  предположения. Компьютерна я  презентация,  слайд №18.  Раздаточный  материал на  каждого  ученика   Дети самостоятельно  раскрашивают людей  на своем листе. Ответ: 15 человек Дети поднимают  листочки и показываю  результаты работы.  Учащиеся дают разные  ответы. 6. Подведение  итогов,  рефлексия Цель:Стимулиров ание внутренней  мотивации на  умение находить  закономерности –  Пройдя все уровни лабиринта, мы подводим итог: если собрана гроздь, то команда вышла из лабиринта. Побеждает та команда, которая первой вышла из лабиринта. Что вы сегодня нового узнали на нашем занятии? Какие новые  способности для себя приобрели? Как эти знания и способности  вам пригодятся в будущем? Рефлексия  У Компьютерна я  презентация,  слайд №20.На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией,  полученной на уроке как необходимого условия для  саморазвития. Формирование  умений  осуществлять  рефлексию  способов и  условий действия, контроль и оценку процесса и  результата  деятельности.