Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"
Оценка 4.6

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
география
7 кл—9 кл
29.10.2018
Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"
Внеурочное мероприятие рассчитано для обучающихся 7-9 классов. Цель мероприятия: донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России; побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и будущем. В ходе мероприятия обучающиеся будут проинформированы о водных ресурсах мира, России, Алтайского края и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России. Сделают вывод о незаменимости воды в жизни всех живых организмов. Проведут опыты и определят качество воды. Выполнят подсчеты о расходах воды в своей семье. Расскажут о том, что нужно делать, чтобы воды всегда были чистыми.
Путешествие в край чистой воды.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАЙ ЧИСТОЙ ВОДЫ Внеурочное мероприятие Семерьянова Татьяна Викторовна,  учитель географии с. Новоегорьевское 2018 Цель:  донести   до   сознания   школьников   и   всей   молодежи   понимание   бережного отношения   к   воде   как   к   жизненно   важному   ресурсу   и   драгоценному   дару   природы России; побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и будущем. Задачи:  Информировать о водных ресурсах мира, России, Алтайского края и их  экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность  человека, о важности экологического сознания в России.   Развивать   представления   о   незаменимости   воды   в   жизни   всех   живых организмов;  Воспитывать бережное отношение к воде, как к составной части природы Оборудование: интерактивная доска, документ­камера, презентация «Путешествие в край чистой воды», физическая карта мира; оборудование для демонстрации опытов: зубная   паста,   гуашь,   моющее   средство   «Fairy»   пипетка,   предметное   стекло; оборудование для проведения опытов: 1. Определение   содержания   сульфатов   в   воде   –  дистиллированная   вода, водопроводная   вода,   минеральная   вода   «Ессентуки   17»,   пробирки   –   3   шт., BaCl2 2. Определение   содержания   карбонатов   в   воде   ­  дистиллированная   вода, водопроводная   вода,   минеральная   вода   «Ессентуки   17»,   пробирки   –   3   шт., пипетка, индикатор фенолфталеин 3. Определение   содержания   хлоридов   в   воде   ­  дистиллированная   вода, водопроводная   вода,   минеральная   вода   «Ессентуки   17»,   пробирки   –   3   шт., шприц одноразовый, 10% раствор бихромата калия, AgNO3 Ход мероприятия Что изображено на доске? Определите, о каком веществе идёт речь? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. (О воде) Почему возникла необходимость поговорить о воде? (Чистой воды не хватает всем жителям планеты. Воду нужно охранять.) Всемирный день воды – 22 марта провозглашен генеральной ассамблеей ООН в 1993 году. В этот день государствам предложено проводить мероприятия, посвященные, сохранению водных ресурсов. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в край чистой воды. Как вы думаете, мало или много воды на Земле? (Много) Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если глобус раскрутить, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете,  насколько глубоки моря и океаны? (Да) Докажите. Если бы на дно можно было бы спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов. С 10­этажного дома, всего за одну минуту. Много воды на Земле. Всегда ли можно утолить жажду? (Нет)   Почему? (Соленой воды больше, чем пресной) Демонстрация опыта с использованием документ­камеры Берём мензурку, в которой налито 100 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Деление 3 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники   и   подземные   воды).  А   теперь   с   помощью   стеклянной   палочки   капаю   на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов.  К какому выводу можно прийти? ( Пресной воды на Земле очень мало.  Многие люди не имеют доступа к ней. Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно). Вода… Какое значение она имеет на Земле? (Варианты ответов) Под влиянием солнечного тепла часть морской воды постоянно испаряется, а образующийся   водяной   пар   поднимается   в   воздух.   При   охлаждении   воздуха, содержащего водяной пар, выделятся мельчайшие водяные капли. Из таких капель состоят   облака,   которые   переносятся   с   моря   на   континент   потоками   ветра.   При определенных   условиях   мелкие   капли   сливаются   в   более   крупные,   и   на   землю выпадают   осадки   в  виде   дождя,  снега   или   града.  Почва   впитывает   эти   осадки   и собирает их в грунтовые воды. Избыток воды пробивается из почвы в виде родников, из них вытекают ручьи, сливающиеся в малые и большие реки. А реки несут воду опять в море, и так завершается круговорот воды в природе. Вода играет огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле. Растворенные в морской воде аммиак и углеводы в контакте с некоторыми минералами при достаточно высоком давлении и воздействии мощных электрических разрядов   могли   обеспечить   образование   белковых   веществ,   на   основе   которых   в дальнейшем   возникли   простейшие   организмы.   По   мнению   К.   Э.   Циолковского, водная   среда   способствовала   предохранению   хрупких   и   несовершенных   вначале организмов от механического повреждения. Суша и атмосфера стали впоследствии вторым местом жизни живых существ. Как вода влияет на организм человека?  Человек   на   60­70%   состоит   из   воды.   Общий   объем   воды,   необходимый человеку в сутки, равен 2­2,5 л.  При потере организмом человека даже 6­8% влаги сверх   обычной   нормы   повышается   температура   тела,   краснеет   кожа,   учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль.  Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15­ 20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды –  всего, лишь несколько суток.  Влияние   воды   на   здоровье   человека   огромно.   По   оценкам   Всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды. Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения,   железо,   жесткость,   нефтепродукты,   может   привести   к   тяжёлым заболеваниям. А вы знаете,  какие заболевания могут вызвать растворённые в воде вещества? Нет? Давайте   послушаем   медицинских   работников,     которые   расскажут   нам   о заболеваниях,   к   которым   может   привести   избыток   или   недостаток   химических веществ в питьевой воде. Выступления медиков. Заполнение таблицы на интерактивной доске. 1. Влияние жесткости воды на  здоровье человека 2. Влияние фтора и йода  на здоровье человека. 3. Влияние хлорированной воды на здоровье человека. 4. Влияние сульфатов воды на  здоровье человека. Заболевания, к которым может привести избыток или недостаток химических веществ в питьевой воде. Таблица Недостаток Присутствие твёрдого вещества в воде Избыток Кальций Магний Фтор Йод Хлор Ребята, какую воду пьете вы?   Поднимите руку, кто пьет воду из­под крана? Кто покупает чистую воду в бутылках? Хотите узнать, как влияет вода на наше здоровье?  (Да) Я   предлагаю   вам   отправиться   в   импровизированную   лабораторию.   Ваша   задача определить наличие растворённых веществ в воде. 1. Группа ­ определение содержания сульфатов в воде.  2. Группа ­ определения содержания карбонатов в воде. 3. Группа ­ определение содержания хлоридов в воде.  Внимание ребята! Переходим к представлению полученных результатов. Какой   вывод   мы   можем   сделать?  (Некачественная   питьевая   вода   вызывает различные заболевания) Какую   воду   нужно   употреблять,   чтобы   избежать   заболеваний?   (Чистую   воду   в бутылках из магазина)  Я представляю вашему вниманию полезные воды Алтайского края. На сегодняшний день ситуация с мировыми водными ресурсами может быть названа крайне тяжелой. Многие регионы планеты испытывают недостаток воды. При этом в отношении воды питьевого назначения ситуация просто критическая. Для того чтобы наглядно   увидеть,   в   какой   ситуации   находится   население   планеты   в   плане обеспеченности водными запасами, приведем следующую статистику.  В целом из10 жителей планеты:  5 имеют доступ к водопроводу в своем доме;  4 не имеют приемлемого с санитарной точки зрения туалета;  3   получают   воду   из   безопасных   источников   (регулярно   инспектируемый колодец, артезианская скважина и пр.);  2 не имеют доступа к удобным и безопасным источникам. Что   является   причиной   недостатка   чистой   воды?  (Одной   из   основополагающих причин недостатка воды является ее повсеместный перерасход)  В   среднем   на   планете   70%   всей   доступной   пресной   воды   используется   на нужды сельского хозяйства, более половины этой воды теряется вследствие неразвитости применяемых технологий;  В ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;  Вода   на   планете   используется   крайне   неравномерно   (в   США   на   каждого жителя   расходуется   в   среднем   380  литров   воды   в   день,  в  Германии   – 129 литров в день, а во многих развивающихся странах – не более 20­30 литров в день);  Во   многих   крупных   регионах,   таких   как   США,   Индия   и   Китай,   вода   из подземных   источников   расходуется   быстрей,   чем   пополняется,   прямым следствием   из   чего   является   угроза   острого   дефицита   воды   в   недалеком будущем. Запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются одними из наиболее важных проблем современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества. Но в какую бы область деятельности человека мы не заглянули, ему везде необходима  вода.   Где  человек  использует воду?  (Промышленность,  сельское  хозяйство,  бытовые нужды и т.д.)   Возникает вопрос: человек знает, что он без воды не сможет прожить?  А бережет ли он воду?  Какие источники загрязнения воды вам известны?  Ежегодно   в   водные   бассейны   попадают   тысячи   химических   веществ   с непредсказуемым   действием.   В   воде   эти   вещества   претерпевают   различные изменения: разлагаются, вступают в реакции друг с другом, с хлором или озоном, которыми обеззараживают воду. В результате этого образуются новые модификации веществ, ранее неизвестные науке.   Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти.  Кислотные дожди увеличивают концентрацию тяжелых металлов в воде. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс   неочищенных   сточных   вод   в   водные   источники   приводит   к микробиологическим загрязнениям воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро – около 90% всех сельских жителей в мире постоянно используют для питьевых и гигиенических целей загрязненную воду.  Некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее: по подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих  средний или сильный недостаток воды; в   развитых   странах   до   30%   воды   теряется   при   доставке   потребителю,   а   в крупных городах потери составляют 40­70%; в   развивающихся   странах   почти   90%   канализационных   стоков   сливаются   в водоемы и реки без какой­либо очистки; ежегодно   2,2   миллиона   человек   в   мире   умирают   от   болезней,   связанных   с низким качеством воды. 90% из них – дети до 5 лет. Россия – страна с богатейшими водными ресурсами. Вы можете доказать это? (Да) Работа с физической картой мира. Наша страна омывается водами 12  морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды. Какие реки  и озера Алтайского края вы знаете? (Различные варианты ответов) Игра «Самое, самая, самый…» Игра проводится с применением интерактивной доски Самое большое озеро Алтайского края – Кулундинское. Самая длинная река, в пределах Алтайского края – Алей. Самое глубокое озеро края ­  Ая. Самое «цветное» озеро края – Малиновое. Самая водопадная река  ­ Шинок. Самый старый пруд – Змеиногорский. Самый большой искусственный водоём – Гилёвское водохранилище. Самая низкая точка Алтайского края – Большое Яровое Какие   водные   объекты   есть   в   селе   Новоегорьевском?  (Озеро   Горькое,   Горькое­ Перешеечное, Урлапово, Вавилон и др.) Чем они знамениты? На гербах, каких городов обозначены реки и озера? Как они называются? Почему на гербах городов обозначены водные объекты? Какие уникальные водные объекты Алтайского края знаете? Несмотря на то, что Россия богата водными ресурсами, расход воды населением непомерно огромен. На фоне того, что количество пригодной для потребления воды постоянно сокращается, перед страной встает вопрос о рациональном использовании водных запасов. Для чего нужна вода? Умывание Купание Приготовление пищи Мытье посуды Стирка Мытье полов, окон Поливка цветов, огорода Расход воды в день (л) 10 + 45 (туалет) 40 (ванна) + 95­190 (душ) 5 10 15 50 100 Сколько же тратят воды в день учащиеся нашего класса?  ОКАЗЫВАЕТСЯ, что учащиеся нашего класса за один день 3960 литров! Можем ли мы сократить количество используемой воды? Как? Игра «Правильный путь» Выберите правильные пути по сохранению воды. 1. Можно ли сберечь воду, если мыть посуду в раковине c закрытой пробкой?  + 2. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? + 3. Можно ли сберечь воду, если не закрывать кран, когда работаешь на кухне или говоришь по телефону? ­ 4. Можно ли сберечь воду, если  следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? + 5. Можно   ли   сберечь   воду,   если   закрывать   кран,   после   мытья   рук   и   при умывании? + 6. Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? ­ 7. Можно   ли   сберечь   воду,   если   поставить   счётчик   на   водопровод   и контролировать водопотребление? +  Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?­  Можно ли сберечь воду, если думать, что это проблема взрослых?­ 8. 9. 10. Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?­ У   кого   дома   неисправные   водопроводные   краны?   Сколько   воды   вытекает   через неисправный водопроводный кран? Решите задачу. Если через неисправный водопроводный кран в ванной комнате у вас дома вытекает 250 мл (1/4 литра) воды каждые 10 минут и если это количество воды добавляется к полной ванне каждую неделю, то сколько воды вытечет из крана за год? Кто не закрывает кран, когда чистит зубы? Задувались ли вы, сколько воды вытекает из крана? (Нет) Давайте посчитаем. Если   вы   закрываете   водопроводный   кран,   пока   чистите   зубы,   тем   самым   вы экономите 4 литра воды. Если вы чистите зубы 2 раза в день, вы можете сэкономить 8 литров воды. Подумайте, сколько воды сэкономит семья из четырех человек за год, если каждый член этой семьи будет закрывать воду, чистя зубы. Будет ли достаточно этого количества воды, чтобы: (а)     наполнить раковину (б) (в) наполнить ванну обеспечить на одни сутки более 7 000 человек питьевой водой Ребята, как вы думаете, оказывают ли ваши действия влияние на воду? Нет? Посмотрим, что происходит каждое утро?  Демонстрация опыта с использованием документ­камеры Мы встали утром, почистили зубы (в банку с водой добавляю зубную пасту). Затем позавтракали,   убрали   со   стола,   и   вымыли   посуду  (добавляю   в   банку   с   водой моющее средство). Вечером мы рисовали и забыли вымыть банку с водой (добавляю подкрашенную   гуашью   воду).  Что   получилось?   Такую   воду   можно   вернуть  в природу?  Конечно,   нет!   Возвращённая   нами   грязная   вода   может   стать  причиной неблагополучия.  Можно   ли   было   совершить   те   же   действия,   но   по­другому,   без   отрицательных последствий для воды? (Да)  Может быть, эти же действия можно совершать таким образом, что они принесут пользу?  Как отразится загрязнение вод: Заглянем в будущее ­ На населении ­ На промышленности ­ На сельском хозяйстве ­ На состоянии других компонентов природы? Что произойдёт, если вся вода на земле будет грязной? Где взять чистую воду? Как ведется доставка чистой воды потребителю? Просмотр видеоролика Что эффективнее: усиливать работу очистных сооружений, или проводить работу по предотвращению загрязнения водоемов? Что нужно сделать, чтобы воды были всегда чистыми? Что смогу сделать я? Ежегодно на побережье озера Горькое­Перешеечное (5–11 класс) и оз. Милицейское (1­4 класс) проходит традиционная экологическая акция «Чистый лес». Учащиеся и учителя, а также работники лесхоза оказывают практическую помощь лесу, убрав его территорию и берег озера от мусора. На чистой территории классные коллективы устанавливают   щитки   с   агитационными   плакатами   и   листовками,   в   которых призывают посетителей леса и отдыхающих на берегах озер убирать за собой мусор.  16   мая   в   Барнауле   на   правом   берега   реки   Обь   прошла   ежегодная   традиционная экологическая акция «За чистую Обь», организаторами которой стали общественное движение «Начни с дома своего», редакция газеты «Природа Алтая», администрация города Барнаула, Главное Управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.  Что изменится в крае, если так будут поступать многие? Что изменится в России, в мире? Какие три главных вывода вы можете сделать? (Передают мяч, высказываются) «Где вода ­ там цветущая земля», ­ говорят в народе. Беречь воду ­ значит беречь жизнь, здоровье людей, красоту и богатство окружающей природы.  Я наливаю в ладошку воду. Я хочу пожелать, чтобы каждый из вас имел возможность пить   только   чистую   воду.  Переливаю   чистую   воду   в   ладошку   ученика.   Ученик должен сказать свое пожелание и передать воду дальше, следующему. И так, пока не закончится вода. Вопрос к тому, кому не хватило капли в ладошку: обидно, что вода закончилась, и ты не смог высказаться? А представьте, что испытывают люди при постоянной нехватке воды? Они испытывают не обиду, а боль, жажду. Берегите воду! Берегите природу! Берегите жизнь! Ребята,   наше   путешествие   подошло   к   концу.  Напишите   письма,   обращения   к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам с просьбой о бережном отношении к воде. Литература Путешествие в край чистой воды. По общей редакцией к.г н. И.В. Архиповой, к.б.н. Д.М. Безматерных / Учебное пособие для учащихся 5­10 кл. общеобразовательных учреждений алтайского края. – Барнаул, АКО ВОО РГО, 2014. – 20 с. Источники: http://www.utochka.gvarono.ru/metod/opyt/harlamova/woda.pdf  – Урок чистой воды http://festival.1september.ru/articles/577766/pril2.pdf  ­   Всероссийский   урок   чистой воды http://www.bugaga.ru/news/thisday/1146719890­vsemirnyj­den vody.html#ixzz3RbygyvAL  – Всемирный день воды

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"

Внеурочное мероприятие "Путешествие в край чистой воды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018