Внеурочное занятие по музыке на тему "Симфонический оркестр"

  • Работа в классе
  • docx
  • 03.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочное занятие по музыке включает в себя знакомство с музыкальными инструментами, входящие в состав симфонического оркестра. Занятие включает в себя разнообразные виды деятельности: слушание музыкальных произведений, пластическое интонирование, исполнение песни, физминутка, игры для запоминания музыкальных инструментов. В конце занятия проводится рефлекия.
Иконка файла материала музыка 3 кл..docxна.docx
Этапы внеурочного занятия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия (УУД) Организационный Здравствуйте ребята! момент Здравствуйте учитель! Мы тоже рады видеть вас! Регулятивные: волевая  саморегуляция. Актуализация  знаний Тихо – тихо рядом сядем­ Входит музыка в наш дом В удивительном наряде – Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной, Чутко дремлет лес и луг, Вдаль бегут степные тропки. Тают в дымке голубой… Занимают рабочие места   Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Регулятивные:  обучающиеся учатся отличать верно, выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.Это музыка торопит И ведет нас за собой. Аудиозапись Симфонический оркестр. Прозвучала музыка, где можно ее  услышать? Так же мы можем услышать ее в  музыкальном театре. Кто нибудь из вас бывал в музыкальном  театре? В Ростове известный театр…… 80 лет Ростовской области, а  Ростовскому театру в этом году  исполнилось … А кто исполняет музыку в музыкальном  театре, узнаете, отгадав загадку. Коллектив музыкантов, что вместе  играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный  и всякий другой. На концерте, по телевизору, в  театре,  Познавательные: обучающиеся  сопоставляют, выделяют главное,  находят ответ на вопрос  учителя,  делают выводы. Да, нет ­ Помещение, предназначенное  для оркестра. оркестр о театре, об оркестре.Правильно.  Вы догадались, о чем мы сегодня будем  говорить? Верно. Но мы не просто будем говорить  об оркестре, а познакомимся с составом  симфонического  оркестра. А что это такое оркестровая яма?  Действительно, оркестровая яма – это  углубленное помещение  перед сценой,  предназначенное  для размещения  оркестра.   ­ Что такое оркестр? ­ Правильно.  ) –  Оркестр (от др.­греч.  коллектив музыкантов, играющих на  различных инструментах и совместно  исполняющих музыкальное  произведение. ορχήστρα ­ А как называют руководителя  Основная часть ­ Большой коллектив  музыкантов.  ­ Окраска голоса музыканта,  инструмента. Регулятивные: волевая  саморегуляция в ситуации  затруднения; учатся работать по предложенному  учителем плану;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  учителя.оркестра? Симфонический оркестр звучит  различными музыкальными  инструментами.  ­ Какие инструменты вам известны? Давайте поищем информацию в той  литературе, которая лежит перед вами  на партах. (книги) Некоторые инструменты из тех,  какие  вы назвали, входят в состав  симфонического оркестра. Давайте попробуем вместе назвать эти  группы. В симфоническом оркестре все  инструменты разделены на четыре  группы. 1. Струнные смычковые 2.Деревянные  духовые 3.Медные  духовые 4. Ударные Коммуникативные: умение  выражать свои мысли с достаточной  полнотой и точностью;  умение слушать и понимать речь  других; учитывать разные мнения. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.   ­ Дирижер  ­ Гитара, фортепиано, скрипка,  виолончель, барабан,   труба,  тарелки, флейта. Рассказ об инструментах.Как вы думаете, какие инструменты  будут входить группу струнные.  ­   Посмотрите, какие инструменты  изображены на 1 картинке? К какой группе их можно отнести?  Почему? Скрипка, альт, виолончель, контрабас.  Молодцы. Верно Какие инструменты изображены на 2  картинке? К какой группе они относятся? Почему? Молодцы. Правильно Так называются музыкальные  инструменты, в которых звук возникает  благодаря колебанию воздуха в полой  трубке. Какие инструменты изображены на 3  картинке? К какой группе они относятся? Почему? ­ Скрипка, альт, виолончель,  контрабас. Струнные, так как у всех есть  струны ­ Флейта, гобой, кларнет, фагот Деревянные  духовыеСделаны из дерева ­ Валторна, труба, тромбон,  туба  Медные духовые инструменты Звук металлический ­ Тарелки, литавры, малый  барабан, большой барабан.  ­ Ударные инструменты   ­ в  определенном порядке,  Познавательные: умение находить и выделять необходимую  информацию; умение делать  предположения и обосновывать их.  Какие инструменты изображены на 4  картинке? К какой группе они относятся?  Молодцы. Вы справились. Вы правильно указали группы  музыкальных инструментов. Повторим еще раз группы  муз.инструментов, которые входят в  состав симфонического оркестра. Обратите внимания на слайд, здесь вы  видите схему расположения  музыкальных инструментов.  Что вы можете сказать, как  расположены инструменты? Музыканты в оркестре располагаются  своеобразно, это нужно для того, что бы  каждый из них хорошо видел дирижера,  место которого  в центре. Хорошая звучность оркестра зависит от  размещения этих групп по отношению  друг к другу. Только благодарярассадке, получается, добиться  правильной силы звука, так как сила  звучания групп инструментов  неодинакова. Обратите внимания  на  схему  симфонического оркестра.  Музыканты не могут сидеть, как кому  нравится, каждая группа в оркестре  занимает определенное место. Сейчас мы с вами  послушаем  произведения, в которых используется  звучание струнных инструментов. Но прежде, чем мы прослушаем музыку,  ответьте на вопрос, что такое тембр?  Верно, но правильней будет так:  оттенок звука одного и того же тона на р азличных голосах или инструментах. ­ Окраска звучания    Прослушаем с вами музыкальное  произведение, после прослушивания  ответьте на вопрос:  ­ В тишинеМузыку мы как слушаем? ­ Какой инструмент был солирующим? Слушание пьесы Камиль Сен­Санс  «Лебедь».  ­ Какой же инструмент был  солирующим? Какой тембр у виолончели? Молодцы, бархатный тембр. Певучая  мелодия рисует картину движения  лебедя.  ­ Виолончель ­ Мелодия певучая, нежная ­ Флейта, гобой, кларнет, фагот ­ Следующая группа – деревянные  духовые инструменты. Какие  инструменты входят в эту группу? Прослушаем следующее произведение и  ответим на вопрос: Какой инструмент  солирующий? ­ Флейта ­ Игривый, радостный. ­ Образ шуточный Слушание Иоганн Себастьян  Бах  «Шутка» Правильно. Повторяют движения за  учителем.Какой тембр у флейты? Молодцы. Мелодия легкая, воздушная. Какой образ создает композитор? Хорошо. Правильно. А сейчас мы  с  вами немного отдохнем.  Проведем физминутку. 1.Мы оркестр создавали И лесных зверей позвали: ­ Приходите в гости к нам. Очень рады мы гостям! 2.Прискакали зайки,  Взяли балалайки. Балалайки звонкие ­ Музыканты ловкие. 3.Прилетели свиристели Подарили нам свирели, А свирели непростые,  Звуки льются золотые. 4.И упрямые бараны Всё стучала в барабаны. Их кудрявые овечки. В бубны били на крылечке. ­ Труба, валторна, тромбон,  туба. ­ Труба. Звонкий. Музыка  энергичная ­ Тарелки, литавры, малый   барабан, большой барабан. ­ литавры.1. Струнные 2.Деревянно – духовые 3.Медно – духовые 4. Ударные 5.Даже маленькие мошки Поиграли на гармошке, Поиграли на гармошке Для весёлого Антошки. 6.Косолапый мишка ­ Наш лесной братишка. Он играть­то не умел Дирижировать хотел. 7.Ни кого не обижали, Всех к себе мы приглашали. Посмотрите­ка, на нас ­ Наш оркестр ­ просто КЛАСС! (автор Пядышева Н.А.) Следующая группа – медные духовые  инструменты.  Прослушаем произведение и определим  солирующий инструмент. Слушание П. Чайковский  Неаполитанский танец. ­ Какой инструмент солирующий? Какой тембр? Верно. Молодцы. Последняя группа ­ Ударныеинструменты. Прослушаем произведение и ответим на  вопрос:  Какой инструмент  солирующий? Слушание Н.А. Римский­Корсаков «  Снегурочка. Песня Леля.  Какой инструмент солирующий? Какой тембр? Вот мы  с вами познакомились с  группами музыкальных инструментов,  входящих в состав симфонического  оркестра. Повторим еще раз эти группы. Перед вами на партах лежат карточки с  изображениями и названиями  музыкальных инструментов, я вам буду  называть группу, вы поднимаете только  те карточки с инструментами, которые  входят в эту группу. (1. Струнные  смычковые 2.Деревянные  духовые 3.Медные  духовые Дети поднимают карточки. ­  Несколько инструментов.4. Ударные) Молодцы.  В  начале занятия мы слушали  произведение. Группа инструментов или  один инструмент,? Повторное прослушивание. Мы  слушали отдельно музыкальные  инструменты. А теперь послушаем, как  же звучат все эти инструменты в  симфоническом оркестре. Слушание Симфонический оркестр  На Музыкальных инструментах играют,  но так же про них сочиняют песни. С  одной  из них мы с вами сейчас  познакомимся. Прослушайте и скажите,  о каком инструменте  поется в песне? Слушание Франц Йозеф Гайдн «Старый  добрый клавесин» О клавесине Клавесин ­  клавишный  струнный музыкальный  инструмент.    ­ Клавесин, Старый клавесин­ Что такое клавесин?  ­ Рояль имеет сходство с  клавесином Пропевание фраз вместе с  учителем Правильно. А как бы вы назвали песню? Можно было и так назвать. Но  композитор Йозеф Гайдн дал песне  такое название  «Старый добрый клавесин». Йозеф Гайдн обратите внимания на  портрет – австрийский композитор,  представитель венской классической  школы. Основатель современного  оркестра. ­ Почему клавесин  дедушка рояля? Прослушаем еще раз и определим  характер и настроение песни.Слушание Правильно.  Исполним, как у нас это получится. На  партах лежат тексты песни. Исполним  все вместе, как хор. Старый добрый клавесин ­ Дедушка рояля, Музыкантов пригласил, Чтобы поиграли. Чтобы каждая струна Принялась за дело, Чтоб звенела тишина, Чтобы эхо пело. В небе плещется закат, В окна льется вечер, Пусть играет музыкант, Пусть мерцают свечи. Нас сегодня пригласил В сказочные дали Старый добрый клавесин ­ Дедушка рояля.Рефлексия Вот и подошло к концу наше занятие. Сейчас мы проверим,  как  вы освоили  тему занятия. ­ Что такое оркестр? Какие группы инструментов входят в   состав симфонического оркестра.  Раздам таблицы. Таблица разделена на 3 колонки, в первой знал, во второй узнал, и в 3 хочу узнать, что вы знали о нашей теме занятия, во 2 что узнали для себя нового,   и   3   что   еще   хотели   бы   узнать нового и интересного. заполняйте.   Считаю жетончики. Наше занятие подошло к концу. На  ваших партах лежат смайлики: грустный и веселый. Если занятие было интересным и  познавательным,  то поднимите  радостный смайлик, а если нет, то  грустный. ­ Коллектив музыкантов,  играющих музыкальное  произведение 1. Струнные 2.Деревянно – духовые 3.Медно – духовые 4. Ударные Заполнение таблицы. Дети выбирают смайлик  соответствующий занятию. Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности. Познавательные: умение  контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности. Коммуникативные: умение  выражать свои мысли с достаточной  полнотой и точностью; умение  слушать и понимать речь других.­ До свидания учитель! Вы сегодня были активными  творческими, и поэтому все 3 группы  заработали почти одинаковое  количество жетончиков. За активность,  за ваши знания, вы получаете вот  небольшие подарки. Которые будут  напоминать о нашем занятии, и  вы  хорошо запомните  тему нашего занятия. Цель   занятия   была   достигнута.   Мне было приятно с вами общаться, спасибо. До свидания!