Внеурочное занятие "Учите русский!"
Оценка 4.6

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +4
doc
русский язык
6 кл—8 кл
24.02.2017
Внеурочное занятие "Учите русский!"
Презентация к занятию
Публикация является частью публикации:
Учите русский.doc
Комарова Т. В., преподаватель русского языка и литературы  ФГКОУ Московское суворовское военное училище МО РФ Внеклассное мероприятие для обучающихся 6­9 классов  «Учите русский!» Цели занятия:  Образовательные: закрепить изученный материал по русскому языку в игровой форме;  формировать познавательные интересы; расширить словарный запас учащихся. Развивающие: развивать интерес  к урокам русского языка, связную речь, произвольное  внимание, память, логическое мышление, навыки речевого общения, культуры речи  будущего офицера, совершенствовать умение работать в команде. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку, любознательность;  чувство товарищества.  Участники занятия: суворовцы 6­9 классов, которые разбиваются на 4 группы,  преподаватель русского языка, жюри. Форма  проведения: внеклассное мероприятие Целевые установки на достижение результата  Познавательные УУД: узнают интересные факты из истории лингвистики и лингвистах; учатся составлять связный  текст на лингвистическую тему; учатся проводить исследование на основе метода наблюдения; Регулятивные УУД: учатся осуществлять познавательную рефлексию (выделять, сравнивать, обосновывать); Личностные УУД: сформировать потребность в самореализации, социальном признании; Коммуникативные УУД: Получают возможность формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнёром; осуществлять оценку действий партнёра; учатся умению убеждать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблемы. Оборудование: медиапроектор, компьютеры (4), электронное издание «Энциклопедия  «КМ», Интернет, компьютерные папки с заданиями. Ход мероприятия Слайд 1 Учитель:  Уважаемые суворовцы и гости, 2007 год был объявлен у нас в стране Годом  русского языка. Но, я думаю, каждый год с полным правом может так называться, потому  что это родной для нас язык. Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. Быть  грамотным офицером и человеком в области владения родным языком – это престижно и  заслуживает уважения. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережем ли  свой язык? Суворовец читает стихотворение: О, русской речи ширь и краткость, Мне близок строй ее и мил,­ Моя опора, гордость, радость, Окно в необозримый мир. В ней нежность песни, Мощь оружья, Размах – и точность без затей… Друзья мои, учите русский, Учите русскому детей. (Сабир Абдулла) Сегодня мы получим еще одну возможность погрузиться в наш язык, в его историю. А  помогут нам в этом интернет­технологии и ваши знания. Слайд 2. 1 задание. Ты и твое имя. (5 мин.) Имя у тебя одно, Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его. (Роман Сеф) Каждая группа должна выбрать имя одного из участников и дать его характеристику:  значение и происхождение, воспользовавшись ссылками на сайты имен, находящиеся в  папке с номером вашей группы на рабочем столе. Слайд 3. 2 задание. Слова, слова, слова… (3 мин.) Наша речь состоит из…(предложений, слов), а слова – из…(букв). Получите 4 буквы и  придумайте из них слова. Запишите их на лист. (о, т, р, с) Слайд 4. 3 задание. Знатоки русского языка (5­7 мин.) Кто такие языковеды? (Ученые, изучающие язык). Вы видите на слайде лишь некоторых  знаменитых лингвистов. Вам предстоит найти информацию о некоторых из них. Поможет  вам в этом информация, которая находится в папках на рабочем столе. В своих рассказах  вы должны обязательно использовать данные опорные слова и объяснить их  связь  с  жизнью  ученых. Каждая группа озвучивает найденную информацию. 1 группа: М. В. Ломоносов Слайд 5. • • Архангельская губерния–  химия –  русский язык университет  • • 2 группа: Ф. Ф. Фортунатов Слайд 6. • • • Московский университет–   русский язык – Профессор МГУ ­   Косалма  • 3 группа: А. А. Шахматов Слайд 7. • • «Русская старина»–   древнерусская литература –  Ф.Ф.Фортунатов Словарь  • • 4 группа: В. И. Даль Слайд 8. • • • • • Дания – Черноморский флот – Хирург –    Сказки –  Словарь   Слайд 9. 4 задание. Знакомые иностранцы (3 мин.)  Язык – явление развивающееся, одни слова уходят из общего употребления, образуются  новые слова. Многие хорошо известные нам слова пришли из других языков. С ними не так­ то легко справиться. Определите  род заимствованных слов и составьте  с ними словосочетание, чтобы род  определялся.  (Каждая группа получает одинаковые слова – кофе, шампунь, салями, пони) Команды озвучивают свои решения, после чего на слайде открываются  правильные  ответы. Жюри ведет подсчет правильных ответов.  Слайд 10. 5 задание. Что? Где? Куда? Сколько? (на обсуждение – 30 сек.) 1 группа: За тридевять земель. Это сколько? 2 группа: На кудыкину гору. Это куда? Слайд 11. 3 группа: Не лыком шит. Лыко – это что? Слайд 12. 4 группа: Где раки зимуют? Слайд 13. Как называются эти выражения? Слайд 14. 6 задание. В стране Фразеология (2 мин.) Фразеология – очень интересный раздел языкознания. Фразеологизмы делают нашу речь  яркой, образной. Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словом: 1 группа – язык   2 группа – нос    3 группа – зуб   4 группа – голова По мере ответов открываются слайды 15­18 с верными ответами. Слайд 19. 7 задание. Веселая перемена. Командам задаются вопросы, на слайде после ответов команд появляется  правильный ответ. 1 группа: Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две  ноги, а больше? (Бежать со всех ног) 2 группа: Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (Есть, когда их держат «вверх ногами») 3 группа: В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два) 4 группа: В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи  слона) Слайд 20. 8 задание: Устами младенца Узнайте слово по фразеологизмам. 1 группа: Ее заваривают, затевая какое­нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом  расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее  просит рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша) 2 группа: ЕЕ толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;  ее  берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы  нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода) 3 группа: Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего­то не понимают;  не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) 4 группа: Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в  поле, когда кто­нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит.  (Ветер).  По мере ответов команд на слайде появляются ответы­картинки. Слайд 21. 9 задание. Художники.  За 5 минут нужно нарисовать знак, запрещающий грубую речь (в программах Paint или  Word) Презентация  работ на экране. Слайд 22. 10 задание. С русского на русский. (5 мин.) В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, другие огрубляют  нашу речь. Что это за слова? (устаревшие, жаргонизмы) С такими словами вы сейчас  встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык (Материал находится  в папках на рабочем столе). 1 группа: Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево  оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу и мы можем  отдохнуть у меня.) Слайд 23. 2 группа: ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка (щеки, глаза, губы, лоб, шубка). Слайд 24. 3 группа: мокроступы, (калоши), мирооколица (атмосфера), себятник (эгоист),  самоподымальщик (лифт). (Шишков и Даль предлагали заменить заимствованные слова  «своими») Слайд 25. 4 группа: Что обозначают данные жаргонизмы? Грабли, варежка, литра, пара,  скинуть, зелень, велик (руки, рот, литература, оценка «2», скопировать на диск, доллары,  велосипед). Команды работают одновременно, отвечают по очереди. Жюри подводит итоги игры, выявляет активных учащихся, высказывает свои пожелания. Слайд 26. Препоаватель: Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не  закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием  для защиты, но может и больно ранить. 1 Суворовец читает наизусть:  Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.  (Я. Козловский) 2 суворовец: Ах, как нам добрые слова нужны! Не  раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. (Марк Лисянский) Преподаватель: Ребята! Поделитесь мыслями о том, что вам дала сегодняшняя встреча? Где в дальнейшем могут пригодиться вам знания и умения, полученные на занятии? Выскажитесь (прием «Открытый микрофон» или «5 шляп»)  Я ожидал… Я узнал.. Я научился… Мне захотелось..  В качестве призов всем участникам вручаются книжные закладки, блокноты и т. п.,  активным участникам выставляются положительные оценки. Используемая литература Люстрова, З.Н. Мир родной речи /  З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов. – М.: Знание, 1972. –  160 с. Люстрова, З.Н. Друзьям русского языка /  З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. –  М.: Знание, 1982. – 160 с. Русский язык. 6­8 классы. Нестандартные уроки / сост. Цой Н. С. – Волгоград:Экстремум,  2004. – 112 с. Синицын, В. А. Путь к слову / Из записок учителя. Пособие по развитию речи для  преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников/ ­ М.: АО  «Столетие», 1996. – 352 с. Гольдин, В. Е. Речь и этикет: Книга для внеклассного чтения учащихся 7­8 классов. – М.:  Просвещение, 1983. – 109 с. Максимов, С. В. Крылатые слова. – М.: Терра, 1995. – 512 с. Михайловская, Н. Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986. – 176 с. Казбек­Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5­11 классы / М. М.  Казбек­Казиева. – М.: Айрис­пресс, 2006. – 160 с. Григорян, Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.:  Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. http://www.websiteestates.com/education/templatesindex.html  ­ шаблоны презентаций для  Power Point «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» / электронное издание/ 2003. http://rusnames.narod.ru/ http://woman.winsov.ru/names/index.html http://imya.org.ua/names­f.html

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"

Внеурочное занятие "Учите русский!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017