Урок географии в 8 классе
Тема: Водные дороги и перекрестки
Цели: Раскрыть связь человека с реками, морями. Выявить значение рек, морей, каналов в жизни общества. Раскрыть значение водных путей в развитии страны. Развивать умения и навыки учащихся работать с картами учебника, контурными картами . Воспитывать у учащихся экологическое мышление, бережливость по отношению к водным ресурсам страны.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Основной причиной образования болот является:
а) избыточное увлажнение;
б) плоский рельеф;
в) близость грунтовых вод.
2. Большинство озер
европейской части России:
а) сточные и соленые;
б) сточные и пресные;
в) бессточные и пресные.
3. Наиболее широко
в хозяйственных целях используются воды:
а) озер;
б) рек;
в) ледников;
г) болот
4. В какой части России находится «озёрный край»?
а) на Дальнем Востоке
б) В Западной Сибири
в) в Восточной Сибири
г) На северо-западе Русской равнины.
5. Каково происхождение котловины Онежского озера?
а) искусственное
б) ледниковое
в) тектоническое
г) вулканическое
6. Укажите самое глубокое озеро России:
а) Ладожское
б) Каспийское
в) Байкал
г) Онежское
III. Взаимопроверка. Поменялись тетрадями и проверьте по ключу. Выставьте оценки.
IV. Работа над новым материалом.
1. Почему человек издревле селился у воды? Слайд №5
1вариант - Прочитать текст на стр.126. При ответе используйте рис. 54 на стр.127
2 вариант - По карте определить, какие населенные пункты располагаются на реках, озерах или вблизи них. Чем это обусловлено?
Вывод: берега морей и рек были и остаются удобными для ведения хозяйства, торговли, отдыха, строительства портов.
2. Как менялось значение рек в жизни общества?
Человек преобразовывает реки, сооружая каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. На карте (рис. 55 на стр. 128 учебника) найти крупные каналы: Волго- Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской. Слайд № 9,10,11
Задание: по физической карте России определите, к каким морям получила выход Москва, как проходят эти маршруты?
Канал имени Москвы длиннее Панамского, шире Суэцкого. Его создание позволило решить проблему водоснабжения 10 млн. жителей столицы.
Крупнейшие водохранилища: Горьковское, Куйбышевское, Вологоградское, Цимлянское, Брасткое, Иркутское
Крупнейшие гидроэлектростанции: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская. Слайд № 8
Дискуссия:
– Строительство каналов, ГЭС, водохранилищ — хорошо это или плохо? Ответ обоснуйте.
Что такое экологическое равновесие?
3. Практическая работа.
А. Нанести на контурную карту крупные морские порты: - Санкт – Петербург, Мурманск. Новороссийск. Владивосток, Находка, Туапсе, Махачкала.
Б. Нанести на контурную карту крупные речные порты: Архангельск, Диксон, Дудинка, Тикси, Певек, Якутск, Салехард, Астрахань, Нижний Новгород,, Волгоград, Ростов на Дону.
V. Закрепление. Установи соответствие:
Море |
Порт |
1. Чёрное 2. Японское 3. Охотское 4. Белое 5. Берингово 6. Балтийское |
А. Провидения Б.Новороссийск В.Владивосток, Находка Г. Магадан Д. Архангельск Е. Санкт-Петербург |
Проверка по ключу:
1. Б 2. В 3.Г 4. Д. 5. А. 6. Е
Итоги урока.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.