Результаты поисковой работы в рамках инновационного проекта
по патриотическому воспитанию детей
и молодежи в Ростовской области «История школы в моей судьбе»
«Военная история школы»
I. ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО.
Светлой памяти учителей и
учеников-участников
Великой Отечественной войны
посвящается.
Со школьной парты,
Ты ушел на фронт.
Бежал в атаку
Путаясь в шинели.
Едва оброс пушком
Твой детский рот,
Тебе уже о смерти
Пули пели!
Средняя школа №4 (так до войны нумеровалась СШ №3) открылась в 1938-1939 учебном году. И в 1941 сделала свой первый выпуск. Это был выпуск в буквальном смысле слова опаленный войной, для него война началась сразу же после прощального школьного бала 22 июня 1941 года.
В тот роковой день – 22 июня 1941 года, когда над Донцом только занимался рассвет, встречать его вышли все выпускники школ города. Тогда никто из них ещё не знал, что где-то далеко на западе, на теплой июньской земле уже запекается кровь советских пограничников, и что в неравном бою уже пали тысячи бойцов и командиров Красной Армии, чьи места в строю предстоит занять им, вчерашним десятиклассникам
«Мы мечтали стать квалифицированными рабочими, учителями, врачами, артистами. Договорились встретиться в стенах родной школы через 5 лет, чтобы посмотреть, как выросли посаженные нами деревья, узнать как сбылись наши мечты. Но все эти планы разрушила война, многие наши одноклассники погибли», - вспоминала через долгие годы выпускница 10-б класса 1941 года Анна Михайловна Кузнецова.
На следующий день в военный комиссариат пришли выпускники двух 10 классов нашей школы в полном составе. Все они просили направить их в действующую Армию в качестве добровольцев, так как их возраст не были призывным. Один из них, надевший военную форму 23 июля 1941 года, Нечаев Виктор Иванович вспоминал: «В том, что враг будет разгромлен в пограничном сражении мы не сомневались и спешили успеть принять в этом участие. Все были охвачены единодушным патриотическим порывом».
В предвоенном 10-б классе было 30 учеников. Классным руководителем был Середа Илья Петрович, учитель военного дела. Он первым ушел на фронт, а вслед за ним один за другим ушли и его питомцы. Почти все 30 выпускников 10-б класса стали солдатами Великой Отечественной. Назовем их поименно:
Александр Донсков
Николай Палкин
Леонид Лернер
Михаил Фомин
Андрей Басов
Наталья Степанова
Иван Локтев
Зинаида Осипова
Надежда Дькова
Федор Григорьев
Василий Туркин
Анна Кузнецова
Виктор Нечаев
Георгий Воейков
Анастасия Коновалова
Иван Евтин
Вера Ермилова
Иван Минаков
Елена Тарасенко
Нина Григорьева
Анна Трофименко
Раиса Эльбодьянц
Таисия Куманская
Вера Галяпина
Татьяна Солнцева
Мария Старцева
Владимир Миронов
Петр Попов
Николай Забабурин
Надежда Фименко
Знали ли они тогда перед выпускными экзаменами, какая страшная трагедия ждет их впереди, готовы ли были взять на себя ответственность за судьбу Родины? Жизнь показала: готовы. Школа, учителя, родители научили их быть настоящими патриотами, воинами, тружениками.
В 1942 году школа сделала свой второй и последний выпуск. Всем юношам выпускникам без экзаменов были выданы аттестаты зрелости и вместе с ними повестки на фронт.
Напрасно опасался выпускник этого года Сережа Агеев, читая в 1941 году письмо своего дяди, сражающегося на фронте, что на его долю не хватит «фрицев». Вместо экзамена на аттестат зрелости, ему предстояло более серьезное испытание - исполнение священной обязанности по защите Отечества. В тот год он думал, что читает последнее письмо дяди. А в 1942 у стен Сталинграда он тоже напишет: «Наступает зима 1943 года. И опять поганым фрицам на их собственной шкуре придется испытать действие нашей русской зимы, для них уже последней» (это письмо как реликвия хранится в архиве школы). Но случилось так, что зима 43-го стала последней для него, Сергея. ( Чеботарев, газета «Прогресс»,29 октября 1985г.) А вслед за ним на полях сражений сложат свои головы Ковач Александр – любимец школы, секретарь комсомольской организации школы в 1942 году, Григорьев Федор – комсорг 10-б класса года и многие другие. К сожалению, нам не удалось установить всех погибших учителей и учеников нашей школы – участников войны. Своим долгом считаем продолжить в этом направлении поисковую работу. В ходе операции «Поиск» следопытами нашей школы установлены 9 имен учителей и учащихся, погибших на фронте Великой Отечественной войны. Все они на вечно вписаны в Книгу Памяти и в историю нашей школы.
Пылает огонь над могилою братской,
Бушует пожаром далекой войны.
Мы видим в нем вечную славу солдатскую,
Мы видим, как Родины бьются сыны.
Как гибнет наш Ковач во имя Отчизны.
И мчится Григорьев в смертельном пике.
От Волги, до Вислы ценою их жизни
Вы вынесли нечисть на русском штыке.
Дрожит вся земля под дождем бронебойным,
Командует Лернер «огонь» по врагу
За Каменск, за землю, родную, сожженную,
За тех, кто сраженный лежит на снегу.
Смерть может вычеркнуть людей из жизни, но она не вычеркнет вечную память о тех, кто отдал её за свободу и независимость нашей Родины. Мы гордимся, что именно в стенах нашей школы учился Кавалер трех орденов Славы Швыряев Петр (выпуск 1942 г.) и работал в 1945 году военруком герой Советского Союза Бахтин Семен Алексеевич.
В 1944-1945 гг. в школу стали возвращаться учителя-фронтовики. Некоторые из них после лечения вновь уходили на фронт. Все они были награждены орденами и медалями. С гордостью называю имена учителей-фронтовиков, в разное время работавших в нашей школе
Скоробогатько Гавриила Федоровича,
Шаманского Николая Андреевича,
Борисенко Степана Григорьевича,
Левенцева Анатолия Петровича,
Сидорова Алексея Ивановича,
Серпокрылова Семена Власовича,
Никишонкова Степана Сафроновича,
Шуклина Виктора Дмитриевича,
Киселева Михаила Андреевича..
Их имена занесены в Книгу Почета и Памяти нашей школы. Мы установили и внесли в Книгу Памяти школы имена тех выпускников, которым выпала суровая, но счастливая доля остаться живыми, пройдя войну до последнего залпа. У них разные биографии, разные профессии, но каждая из судеб выпускников 1941-42 годов достойна того, чтобы говорить о ней отдельно и в полный голос. Считаем своим долгом полностью использовать эту возможность.
Вы, побеждая, думали о нас.
А мы ещё должны были родиться,
Чтобы всю жизнь и каждый час
Бессмертным вашим подвигом гордиться.
Шла война. И время предъявляло повышенные требования к военно-физической подготовке школьников. Закон о всеобщей воинской повинности требовал, чтобы с 1 сентября 1939 года военной подготовкой учащихся занимались штатные военные руководители. В соответствии с Приказом Наркомпроса Российской Федерации «Об организации военно–допризывной подготовки учащихся 8 – 10 – х классов», изданным в ноябре 1941 года, подготовка стала осуществляться по 110 – часовой программе. Программа эта предусматривала усиление внимания к физической подготовке старшеклассников. Она носила преимущественно военно-прикладной характер, например, военизированные походы на длинные расстояния, кроссы с преодолением препятствий, прыжки через естественные препятствия с грузом, строевую и лыжную подготовку, ведение штыкового боя и военно – физкультурные игры.(Чеботарев, 1996)
Перед комсомолом школы поставили задачу: «Каждый комсомолец, каждый юноша и девушка должны овладеть минимумом военных знаний и одной из военных специальностей».
В 1941/42 учебном году в школе создавались стрелковые кружки и группы. В практику школьной работы прочно вошли оборонные соревнования. Школьники с большим интересом осваивали военные специальности. Но в первом военном учебном году программа военно-допризывной подготовки осталась незавершенной. Осенью 1941 года все старшеклассники привлекались на сельхозработы, трудились на объектах Оборонстроя.
По решению партийного актива (от 11 февраля 1942 года) в школах необходимо было развивать военно-физкультурную работу, воспитывать здоровое поколение, волевое, храброе, настойчивое и самоотверженное, умеющее метко стрелять, ходить на лыжах, переносить трудности и т.д.
По завершении программы первой очереди всеобуча юношам- десятиклассникам 1924 года рождения без экзаменов вручили аттестаты, после чего они были призваны в ряды Красной Армии. Часть из них была направлена в военные училища, а уже оттуда, пройдя ускоренный курс обучения, на фронт.
1 апреля 1942 года в Ростовской области начался набор девушек – добровольцев в войска ПВО. В этот же день они выехали из города. Среди них была и десятиклассница нашей школы Вера Ермилова.
До июля месяца школа жила бурной военной жизнью. Авианалёты 1942 года мешали учебе.
То поколение школьников, моих сверстников, чтило, любило, соблюдало Кодекс Чести ученика своей страны. Великие патриоты, дети, вмиг повзрослели: их воспитала война. Как они могли прочувствовать боль страны! На ум приходят следующие строки:
Нам забывать о бедах не пристало.
И дым забвенья не привьётся нам:
Забыть войну –
Равно, что генералу
Без выстрела сдать армию врагам!
Подвиг каждого велик, его нам непристойно забывать… Только что я закончила военную биографию школы до оккупации. Здесь пока что нет кровавых цифр и фраз. Мне бы не хотелось, чтобы они существовали вообще. Но история, есть история, а факты из неё не выбросишь, поэтому я приступаю к следующей вехе военной биографии. Это период наиболее болезненный для воспоминаний, чтения, пересказа, потому что очень тяжко осознавать, что в кабинетах, где я сейчас познаю азы науки, рушились судьбы людей, решались вопросы их жизни и смерти, и учреждались допросы, пытки, зверства, расправы, казни над стариками, женщинами и детьми, ведь здесь семь месяцев хозяйствовали наместники Гитлера.
III. Развертывание госпиталей.
С началом войны каждый день радио приносило все более тревожные сообщения о положении на фронте, ее огненное дыхание ощущалось во всем. Поток беженцев нарастал. Появились первые раненые, затем их становилось больше. Моя школа была переоборудована под госпиталь №3237.И вот уже в нынешней лаборантской по физике размещается операционная.
Первые раненные прибыли в город эшелоном на железнодорожный вокзал. Встречали их главным образом женщины – сандружинницы и медработники.
Забота о раненых и шефство над госпиталями стали главным делом для молодёжи.
Частыми гостями в госпиталях были пионеры и школьники. Новый 1941 – 42 год начался в неприспособленных помещениях. В школах произошло уплотнение учащихся. Кроме того, под школьные классы был отдан частный дом. Школьники читали раненым книги и газеты, писали письма их родным и близким, дежурили у постелей и выступали с концертами.
Из письма бойца санитарной роты Ольшанского, адресованного ученице моей школы Шуре Карташовой: «Привет тебе, мой юный друг Шура! Командование части вручило мне твой подарок и письмо. Они предали мне новые силы в борьбе с врагом. Тебе и всем ученикам вашей школы я даю обещание неустанно продвигаться вперед, на запад, в логово врага…»
В один из мартовских дней 1942 года почтальон вручил фронтовой «треугольник» директору школы №4 Николаю Карповичу Кулику (погиб на фронте в 1944 году). По поручению бойцов одной из частей ее командир Волошин и комиссар Горенко просили директора передать «горячее фронтовое спасибо, за присланные письма и подарки. «Мы, участники Великой Отечественной войны,- писали они, - повсеместно ощущаем любовь и заботу, которой окружает народ нашей страны армию. Это еще больше усиливает волю к борьбе и победе».
Пили и жарили, с немецкими песнями.
Книги топтали и парты рубили,
Даже в конюшню этаж превратили.
Хоть и стонала ты, но не рыдала,
Только поблекшая гордо стояла,
Знала, что выстоять надо и выжить.
Верила – дети победу приблизят.
А.Н. Чеботарев
Много лет прошло со дня освобождения Каменска от немецко–фашитских оккупантов, но мало кто знает о 7–ми мучительных месяцах оккупации, о кровавых расправах гитлеровцев над стариками и детьми, о многом другом, ведь такое не забывается. Это рана, которая никогда не заживет. Она болит, стонет, хотя, нет, кричит, напоминая о себе:
Кружат орлы- не вороньё,
За поколение моё.
(Св.Приманова «Как вам живется ветераны»)
Самым черным, самым скорбным днем в истории города был день 19 июля 1942 года, когда по улицам поползли помеченные черными крестами и фашисткой свастикой вражеские танки и зашагал сапог, гитлеровского солдата. Мрачными, полными горя и страданий были месяцы немецко–фашисткой оккупации.
Фашисты принесли с собой новый порядок, о котором с ужасом вспоминает поколение, пережившие оккупацию. Мертвым городом стал всегда оживленный Каменск. Опустели его многолюдные улицы. На дверях общественных мест появились объявления «Только для немцев».
Начался террор, расправа фашистских извергов над каменчанами. Зверству оккупантов не было предела.
Во времена оккупации на первом этаже моей школы были размещены румынские конюшни, а на втором - немецко-фашистский штаб.
Когда знакомишься с этими фактами, вскипает долго сдерживаемая злость. Школа, в своем роде, - храм. Храм светский, но, тем не менее, под его сводами каждый человек должен стать добрее, нежнее и трепетнее к ближнему. Здесь же действовало обратное. Злость, ненависть фашистов ко всему русскому выплескивалась на все, что было под рукой.
В период оккупации школа лишилась крыши и окон, веселый детский смех сменил цокот румынских копыт. Костры, на разжег которых шли парты, книги, архивы, – вот что вызывает негодование. Так как в период оккупации архивы были сожжены, мы до сих пор не можем установить имена учеников 10-а класса, ушедших на фронт вместе с учениками 10б, так как эти данные нигде не сохранены.
«Школа встретила меня пустыми глазницами окон, библиотечные книги были изорваны. Груды мусора и кирпича, - вспоминала послеоккупационый директор школы Мария Матвеевна Можаева, – ни одной парты не сохранилось – всё сожгли немцы, а потом и румыны, поджаривая кукурузу на кострах из школьных столов, шкафов и стульев» ( Чеботарев, 1996).
Разруха, неразбериха, пожарища царили в школе, но ученики всё равно шли в школу, учились, стремились к знаниям, считая, что этим они приблизят победу своих отцов. Учились, не обращая внимания на холод, ведь даже чернила согревали дыханием. Каждый ребенок считал своим долгом учиться, восстанавливать разрушенную школу, чтобы поскорее прийти в теплые и уютные классы школы. Их не смущал сквозняк, гуляющий по кабинетам, один учебник на 15 человек и отсутствие бумаги. Даже, на первый взгляд, в таком незначительном труде проявлялась любовь к Родине.
V. После оккупации.
В памятный день февраля 43 –го
Эхом Ура –а-а-а! Ты солдатам ответила.
Плакала брызгами тающих стекол
В молниях взрывов, сверкая без окон.
Ты сотрясалась под каждым снарядом,
Рада, что Лернер прислал тебе на дом
Фрицам в подарок «победный букет»
Черт с ним, что в окнах ни стеклышка нет.
А.Н.Чеботарев
Наши войска вошли в город в ночь на 13 февраля 1943 года. Непосредственными участниками освобождения города стали воины 1120 – го стрелкового полка.
Основные бои проходили в районе железнодорожного вокзала, так как это была центральная артерия движения.
Боеприпасы взрывались буквально в школьном дворе, в связи с чем, итак разрушенное здание было разгромлено еще раз. Иногда, проходя мимо наружных стен школы, мне кажется, что я вижу и маленькие ещё не зажившие раны, шрамы, а иногда школа плачет, она вспоминает дни тяжких испытаний, когда она выстояла в неравном бою, не поддалась власти фашиста, не обращала внимания на топот румынский коней. Нужно очень сильно любить свою школу, чтобы чувствовать вместе с ней.
Лично мне она всегда представляется не плодом трудов архитектора, а седовласой старушкой – матерью, дети которой не вернулись с войны, а она все ждет, и тихо рыдает по ночам. Я думаю, здесь уместны следующие строки: Голод. Холод в сорок третьем
Той военною зимой.
Город наш и пол–России
Под фашисткою пятой.
Был февраль, метели выли.
С каждым днем крепчал мороз.
В эти дни все больше, шире
Наш успех на фронте рос.
Даже русская природа
Помогала бить врага:
До костей их пробирала
Злая, лютая пурга.
Говорят, число тринадцать
Несчастливое число,
Только нам оно и радость,
И свободу принесло.
И теперь, как праздник светлый
В феврале, в разгар зимы,
Той победою согретый
Этот день встречаем мы.
Зоя Медведева.
(Поэтесса, работник тыла)
VI. Восстановление школы.
Разруха, отсутствие каких бы то ни было средств стали главной причиной того, что восстановление школы затянулось до конца войны. Как обычно после окончания уроков на восстановление школьного здания отправлялись ремонтные бригады учащихся вместе с учителями. Помогали и родители. Сбор денежных средств поручался родительским комитетам.
Можаева вспоминает: «Даже в январские холода ученики приходили на уроки. Не было отопления, освещения, оконных рам. Ветер разгуливал по зданию, до костей пробирая голодных ребят. Но занятия шли. Ученики сидели на принесенных из дому табуретках, на полу. Замерзали чернила – их отогревали дыханием. Писали в перчатках, на газетных полосках, на листках из книг».
23 декабря 1944 года. Из доклада секретаря ГК ВКП(б) Н.С.Саенко на YI Городской партконференции: «Средняя школа №4 не работает 10 дней из–за отсутствия топлива…»
Из выступления на партконференции заведующего гороно Девотченко: «В школах нет вторых рам, уголь низкого качества, холодно, не налажена отопительная система. В средней школе №4 угля завезено только на 30%..».
Из протокола бюро ГК ВКП(б) от 5 января 1945 года: «Средняя школа №4 не отапливается. Средняя школа №4 начала учебный год в совершенно не отремонтированном здании. Классные занятия проводятся при температуре -3, -8.Учащиеся на полугодие получили одну–две тетради и один учебник на 8 – 15 человек».
Дети болели, отсутствие у них одежды и обуви стало главной причиной пропусков учебных занятий.
В дни таких тяжёлых испытаний власть никогда не забывала о детях, они ощущали постоянную заботу, опеку, какую–никакую защиту. И были уверены, что когда–то наступит долгожданная победа, и вновь они увидят отцов, вернувшихся с фронта. Грусть вмиг исчезнет с лица матери, и счастье и уверенность в завтрашнем дне снова постучится в маленькое, беззащитное детское сердечко, которое не смогла ожесточить война. Мне всегда жаль тех малюток, которые в 6-15 лет собирали колоски, лечебные травы. Все - для фронта, всё - для победы! После занятий они бежали на работу и стояли у станков по 12 часов, чем вносили свою лепту в победу. Сейчас многое забыто, многое утеряно, но я свято верю, что и сейчас есть такие люди, которые готовы положить всё на алтарь Родины.
Даже то, что дети учились в лютые морозы – это подвиг, достойный восхищения.
VII. Послесловие.
Нелегко подвести итог той работе, которую необходимо еще продолжить. Война унесла сотни, миллионы жизней мирного и военного населения. Разруха, слезы и кровь невинных – вот ее роковой результат. Никогда никто не должен считать себя и свою нацию выше других, но несмотря на это необходимо чтить и бережно хранить в сердце Родину, любовь к которой есть у каждого.
Война стала неотъемлемой частью истории, которую было суждено ковать не только мужчинам, но женщинам, безусым юнцам, которые только что покинули школьную обитель. На хрупких их плечах была ответственность за свободу России, за сохранение престижа быть русским, им было суждено доказать, что русский человек, умирает со словами «Россия – мать, прости, умираю», поэтому сила его патриотизма смогла смыть фашистскую заразу с лица земли.
Вклад в победу внесли и выпускники нашей школы. Несмотря на свой юный возраст, они шли в атаку и раз за разом доказывали всем, что Россия победит, выстоит, что сбегут фашисты, поплатившись за сгубленные жизни и судьбы, что отольются им слезы их матерей. Многие выпускники горячего 41–го погибли, не увидев больше никогда пределов родного города на побережье тихого Донца. Вера в победу творила чудеса, и некоторые возвращались в родной город и навещали стены родной школы, которая смогла выстоять и выжить.
Сейчас, проходя по коридорам школы, я начинаю вспоминать все то, что изучила, прочла, поняла. Спускаюсь на первый этаж и слышу неумолкающий гам малышей, и вдруг откуда-то из глубины возникает топот румынских коней. Заглядываю в кабинеты и представляю, как здесь решались судьбы моих соотечественников. Сердце сжимается от боли, и на глазах слезы … Кабинет физики… Вроде бы сейчас урок, а я не могу отвлечься от воспоминаний: слышу стоны раненых. Ведь здесь до оккупации была операционная. И закончить хотелось словами Владимира Фирсова.
И на рентгеновских экранах
Они, конечно, не видны –
Незаживающие раны,
Беда и боль моей страны
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.