Сценарий конкурса чтецов «Строки, опаленные войной»
Составитель сценария: даниленко Е.Н. , Дормидонтова Л.А.
Ведущий 1
Две страницы календаря. 22 июня и 9 мая – два дня жизни нашей Родины. Они отмечены в календаре разными цветами. Один черный, ощетинившийся штыками и падающими бомбами, другой – красный, с переливами радуг победного салюта и символами воинской славы и доблести!
Ведущий 2
В Великой Отечественной войне погибло более 27 миллионов советских людей, из мужчин 1923 года рождения в живых осталось лишь 3%, практически целое поколение мужчин было уничтожено войной.
И не секрет, что наше поколенье
Не знает страшных ужасов войны,
Но к теме той сегодня непременно
Мы обратиться все-таки должны.
Ведущий 1
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. И хотя прошло уже 75 лет, время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь и открываем наш конкурс чтецов «Строки, опалённые войной»
Ведущий 2
Наряду с бойцами на фронтах Великой Отечественной войны сражались и писатели. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». В действующей армии служило свыше 1000 (тысячи) поэтов и писателей, из которых 471 (четыреста семьдесят один) с войны не вернулся.
Строки многих произведений, которые прозвучат сегодня, особые. Они написаны юношами и девушками 1941 года..
Ведущий 1
На войну поэты уходили со школьной скамьи, из студенческих общежитий, сразу после выпускного бала. И было: кому – 18, кому – 20, самым старшим- 25.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы. – писал пулемётчик Николай Майоров погибший в первые годы войны.
Они не успели стать большими поэтами, они стали солдатами.
Ведущий 2
Наш конкурс будет проходить по следующим номинациям:
- «Лучший исполнитель стихов»;
- «Лучший исполнитель прозы»;
-«Приз зрительских симпатий» будет зависеть от ваших аплодисментов
Победители будут определены в параллели 2-5 классов, 6-8 классов, 9 - 10классы, 11-12 классы.
Оценивать конкурсантов будет жюри, в состав которого входят:
1) Председатель жюри - ________________________________________
2) Члены жюри – ___________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
__________________________________________
Итак, конкурс чтецов «Строки, опалённые войной» можно считать открытым.
Звучит «Священная война» (куплет и припев), музыка затихает и ведущие говорят слова:
Ведущий 1
На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача под названием «Священная война». Композитор Александров всего за 4 часа написал музыку к этим словам.
26 июня 1941 года в Москве, на Белорусском вокзале, для уходящих на фронт солдат впервые была исполнена песня «Священная война». Потом ее исполняли в войсках, регулярно передавали по радио на протяжении всех четырех военных лет.
· Стихотворение Лебедева-Кумача «Два друга»
читает ученик 5 класса Баротов Джахонгир
«Два друга»
Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской.
Один паренек был калужский,
Другой паренек — костромской.
Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб и табак.
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак…
Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской.
— Со мною возиться не надо… —
Он другу промолвил с тоской. —
Я знаю, что больше не встану,
В глазах беспросветная тьма…
— О смерти задумал ты рано,
Ходи веселей, Кострома!
И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал…
— А ну-ка, дай жизни, Калуга… —
Товарищ чуть слышно сказал.
Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.
Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная тьма.
— А ну-ка, дай жизни, Калуга!
— Ходи веселей, Кострома!
Ведущий 2
Поэт Булат Окуджава был из того поколения, которое встретило войну сразу после школы. На фронте он оказался 18-летним юношей, воевал на Кавказе, был ранен во время боев под Моздоком, а после выздоровления еще два года служил на границе с Турцией. Писал о войне не так, как все – "непарадно и лирично". Воспоминания военных лет он пропустил через сердце и создал строки, которые до сих пор волнуют.
· Булат Окуджава (Бондаренко Сергей-5 класс)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая..
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы… И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги… Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Звучит песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…»
На фоне кадров из фильма «А зори здесь тихие»
Ведущий 1
Женщина и война… Женщинам грозных 40-х пришлось наряду с мужчинами сражаться. Они шли в бой, с оружием в руках, перевязывали раненных, стояли у станка, рыли окопы. И у них была одна общая цель – встать на защиту нашей Родины
· Отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»
читают ученики 12класса:
1.Иманов Виктор-
2.Яковлев Андрей
3.Михайлов Александр
4. Булатов Эльдар
1. Покачиваясь и оступаясь, Васков брел через Синюхину гряду навстречу немцам. В руке намертво был зажат наган с последним патроном, и он хотел сейчас только, чтоб немцы скорее повстречались и чтоб он успел свалить еще одного. Потому что сил уже не было. Совсем не было сил — только боль. Во всем теле…
А ему чудились в этом белесом мареве его девчата, все пятеро, и он все время шептал что-то и горестно качал головой. А немцев все не было. Не попадались они ему, не стреляли, хотя шел он грозно и открыто и искал этой встречи. Пора было кончать эту войну, пора было ставить точку, и последняя эта точка хранилась в сизом канале его нагана.
Правда, была еще граната без взрывателя. Кусок железа. И спроси, для чего он таскает этот кусок, он бы не ответил. Просто так таскал, по старшинской привычке беречь военное имущество.
У него не было сейчас цели, было только желание. Он не кружил, не искал следов, а шел прямо, как заведенный. А немцев все не было и не было…
2. Он уже миновал соснячок и шел теперь по лесу, с каждой минутой приближаясь туда, где утром так просто добыл себе оружие. Он не думал, зачем идет именно туда, но охотничий инстинкт вел его именно этим путем. Он вдруг замедлил шаги, прислушался и скользнул в кусты.
В сотне метров начиналась поляна с прогнившим колодезным срубом и старой избой. И эту сотню метров Васков прошел беззвучно и невесомо. Он знал, что там враг, знал точно и необъяснимо, как волк знает, откуда выскочит на него заяц. В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь. Ничего не было там особенного, ничего не замечалось, но старшина терпеливо ждал. И когда от угла избы чуть проплыло смутное пятно, он не удивился. Он уже знал, что именно там стоит часовой.
Он шел к нему долго, бесконечно долго. Медленно, как во сне, поднимал ногу, невесомо опускал ее на землю, чтоб не скрипнула ни одна веточка. В этом странном птичьем танце он обошел поляну и оказался за спиной неподвижного часового. И еще медленнее, еще плавнее двинулся к этой широкой темной спине. Не пошел — поплыл.
3. И в шаге остановился. Он долго сдерживал дыхание и теперь ждал, пока успокоится сердце. Он давно уже сунул в кобуру наган, держал в правой руке нож сейчас и, чувствуя тяжелый запах чужого тела, медленно, по миллиметру, заносил финку для одного-единственного, решающего удара.
И еще копил силы. Их было мало. Очень мало, а левая рука уже ничем не могла помочь.
Он все вложил в этот удар, все, до последней капли. Немец почти не вскрикнул, только странно, тягуче вздохнул и сунулся на колени. Старшина рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу:
— Хендехох!..
А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один не спал, в угол метнулся, к оружию, но Васков уловил этот прыжок и почти в упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:
— Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!..
И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал…
Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек. Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.
4. И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч лично связал и заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:
— Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..
А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. И потому он особо боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок цеплялся…
Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец.
И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские…
Ведущий 2
"Я родом не из детства, из войны" - так напишет о себе поэтесса Юлия Друнина . 21 июня у Юлии был выпускной бал, а 22 июня началась война. Как и тысячи ее сверстниц она добровольно уйдет на фронт и пройдет всю войну, и в будущем ей придется пронести эхо войны через всю жизнь.
· Юлия Друнина Баллада о десанте (ученик Гасанов Элвин -101-2 класса)
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был…
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь…
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь…
Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды…
Ведущий 1
С первых дней Великой Отечественной Александр Твардовский был на фронте . За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Будучи, в первую очередь, журналистом, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, в которых с правдивой точностью отражались реалии жизни. К таким произведениям относится и «Рассказ танкиста» – стих, написанный Твардовским со слов очевидца.
· Александр Твардовский Рассказ танкиста
Максимов Илья и Абакумов Андрей -71-2 класс
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Ведущий 2
Вскоре после начала Великой Отечественной войны поэт Сергей Михалков был призван в ряды Красной Армии. На протяжении нескольких лет он был военным корреспондентом. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлёвской стены "Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен" принадлежат поэту Сергею Михалкову .
· Сергей Михалков «Три товарища»
Чепенко Иван, ученик 2 класса
Жили три друга-товарища
В маленьком городе Эн.
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого,
Долго пытали его —
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй —
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий — язык развязал.
— Не о чем нам разговаривать! —
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
· Сергей Михалков «Фашист»
Хайлов Никита, ученик 8 класса
Он в села входит,
Как чума,
Как смерть сама,
Как мор.
Как зверь, врывается в дома,
И сходят девушки с ума,
Не в силах смыть позор.
Он вырывает языки,
Пытая стариков.
Он хочет всех зажать в тиски
И всем до гробовой доски
Надеть ярмо оков.
Нет! Нет! Вовеки не бывать
Хозяином ему.
Он может жечь и убивать,
Душить людей в дыму, —
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!
Мы отомстим за каждый дом,
Который он поджег.
Мы, как один, клянемся в том,
Что близок мести срок.
Не может ворон быть орлом
И выше всех летать,
Не может он своим крылом
До наших звезд достать!
Не может черная змея
Обвить страну мою!
Штык занеси, страна моя,
И приколи змею!
Ведущий 1
Зоя Космодемьянская стала первой в истории Великой Отечественной войны женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза.
Зоя перед тем, как попасть в разведку, прошла строжайший отбор. Поначалу её не хотели принимать в диверсионную школу, но исключительно из-за яркой внешности. Высокая, смуглая и выразительная, она невольно привлекала к себе взоры прохожих. Но Зоя проявила настойчивость и в результате была зачислена в отряд по выполнению важных заданий.
28 ноября 1941 разведовательно- диверионная группа, в которую входила Зоя Космодемьянская, ушла на задание. Зоя была схвачена немцами.
Ведущий 2 Пытки были страшными. Её избивали, полуобнажённую выводили на мороз. Когда она попросила глоток воды, ей попытались влить в горло керосин. Свидетелями такого глумления стали и жители Петрищево. Единственное, что произнесла, — назвалась именем Таня.
Издевательства над Космодемьянской и ее казнь гитлеровцами сняты в деталях со всех ракурсов - немцы любили фотографировать свои злодеяния и, не смущаясь, носили «кровавые» карточки рядом с семейными фото. Пачку страшных снимков из Петрищево обнаружили в полевой сумке убитого под Смоленском фашиста - одного из палачей Зои.
Именно ей и посвятила Агния Львовна Барто свое стихотворение.
· Агния Барто «Партизанке Тане»
Негодяев Юрий, ученик 6 класса
Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз.
Были руки веревками скручены.
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоем шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу…
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.
Нет, не плачут седые колхозники,
Утирая руками глаза, —
Это просто с мороза на воздухе
Стариков прошибает слеза.
Юный голос звучит над пожарищем,
Над молчаньем морозного дня:
— Умирать мне не страшно, товарищи,
Мой народ отомстит за меня!
Юный голос звучит над пожарищем,
— Умирать мне не страшно, товарищи.
Ведущий 1.
Когда началась война, отца поэта Роберта Рождественского, Станислава, призвали в ряды Красной Армии, а маму забрали в качестве медика. Сначала она хотела взять его с собой на фронт, оформив как сына полка, но в дороге поменяла это решение, так как испугалась за жизнь мальчика. И маленький Роберт, будущий талантливый поэт, остался в Омске на попечении бабушки. Так с Омском маленького Роберта связала война. Дети войны учились выживать, сопротивляться, противостоять и надеяться, а еще сопереживать и сострадать.
· Роберт Рождественский Сорок трудный год…
Суханов Константин 10 3-4 класс
Сорок трудный год. Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка: «Господи,
До чего же артисты маленькие! »
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.
Что в программе? В программе — чтение,
Пара песен военных, «правильных»…
Мы в палату тяжелораненных
Входим с трепетом и почтением.
Двое здесь. Майор артиллерии
С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней
На себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело.. .
И другой — до бровей забинтован,
Капитан, таранивший «мессера»
Три недели назад над Ростовом.
Мы вошли. Мы стоим в молчании.
Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
Объявляет начало концерта.
А за ним, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной
Так, как мы ее понимаем…
В ней Чапаев сражается заново,
Краснозвездные мчатся танки.
В ней шагают наши в атаки,
А фашисты падают замертво.
Здесь чужое железо плавится,
Здесь и смерть отступать должна.. .
И сказать бы по правде — нравится
Нам такая война.. .
Мы поем.. . Только голос летчика
Раздается, а в нем укор:
«Погодите, постойте, хлопчики.. .
Погодите.. . Умер майор… »
Балалайка всплакнула горестно,
Торопливо, будто в бреду.. .
Вот и все о концерте в госпитале
В том далеком военном году.
Ведущий 2 .
Отрочество и юность поэта Дементьева Андрея пришлись на тяжелые военные годы, поэтому о войне Андрей Дементьев знает не понаслышке. Ему было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Уроки в школе тогда начинались со сводок Совинформбюро, и карта, висевшая в классе, была утыкана красными флажками. Все тогда жили фронтом. «О войне не могу не вспоминать, не думать. Я писал и продолжаю писать стихи, содержание которых так или иначе связано с войной», - говорит поэт.
· Андрей Дементьев Баллада о матери
Барышев Дмитрий Ученик 111-2
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятю людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился.сын осталься жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны
Звучит песня на стихи А.Дементьева :
· Андрей Дементьев «Где-то около Бреста»
читает ученик 2 класса Недякин Евгений
Где-то
около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.
Шла
она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.
Подняла
с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.
Как
беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.
Песня
вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.
И
прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли
Ведущий 1
75 лет назад оборвалась жизнь поэта и борца с нацизмом Мусы Залилова, известного под литературным псевдонимом Муса Джалиль. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт. Тяжело раненный Залилов попал в плен и был включён в состав созданного нацистами легиона вермахта «Идель-Урал». Там он сразу же вступил в антифашистскую подпольную организацию. В августе 1943 года Мусу Джалиля вместе с товарищами арестовало гестапо. Одиннадцать советских патриотов-подпольщиков были приговорены к смерти. 25 августа 1944 года нацисты казнили их на гильотине.
В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а ещё через год — Ленинская премия.
«Прости
меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою», — писал Муса Джалиль в стихотворении «Прости,
Родина».
· Муса Джалиль «Чулочки»
Скок Василий, ученик 113-4 класса
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже..?»
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
«Глаза, как у моей Утины» —
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»
· Муса Джалиль Варварство
Орехов Павел -111-2 класс
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Ведущий 2
Чем больше проходит времени, тем суровее, правдивее, беспощаднее литература наша видит минувшую войну, ее кровь, боль, грязь, голод и жестокость.
Писатели напоминают человечеству о том, что такое фашизм, призывают быть внимательными к желающим начать новую войну. Именно поэтому и пишут современные писатели о войне. Чтобы в следующий раз не допустить этого кошмара и никогда не забывать о нем.
Послушайте стихотворение современной поэтессы Ольги Киевской
· «Баллада о матери»
Волков Максим, ученик 10 1-2 класса
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.
Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.
Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн, - твердил он важно, - растреляйт!"
«Нет! – она просила, - пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"
И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»
Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.
Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?
Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»
Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».
Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь, -
Я пожил, а ты не начинал».
Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».
Тут учтиво немец молвил: «Битте, -
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой, - расстреляйт!"
Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.
А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном, -
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.
Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».
А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой, – убийственно великой, -
Может быть у Матери любовь.
На фоне кадров из кинофильма «Баллада о солдате»
Кадры хроники - Берлин военной поры
Кадры Трептов-парк - мемориал советским солдатам в Берлине.
Фото - Николай Масалов у монумента «Воин-освободитель»
Ведущий 1
В берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им девочку.
Когда много лет спустя попытались найти спасенную Николаем девочку, откликнулись 198 человек, которых спасли от пуль, голода, холода советские солдаты в Берлине.
Поэтому памятник в Трептов-парке можно считать памятником сотням воинам с благородным сердцем, воинам, спасшим мир от фашизма
· Георгий Рублёв … Это было в мае на рассвете…
Узжин Сергей - 113-4 класс
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Ведущий 2
Зима 1943 года стала переломным моментом в войне — Красная армия освободила Сталинград. В январе 1943 года в журнале «Фронтовая иллюстрация» было опубликовано стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мальчик из села Поповки». Отступая из деревни Поповка, немцы сожгли её дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя. · Стихотворение Маршака Мальчик из села Поповки», читает Салтыков Евгений Ученик 111-2
|
|
|
Среди
сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
Ведущий 1
Во время Великой Отечественной войны полковник Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная звезда» и «Правда».
"Судьба человека" - одно из самых известных произведений Михаила Александровича. В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.
· Шолохов М. Отрывок из повести «Судьба человека»
Читают ученики 9 класса Жданов Василий и Зимин Пётр
И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился - кто что даст.
На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем".
Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: "А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?" И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю. Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет.
Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Его ли это дело? Опрашиваю: "Где же твой отец, Ваня?" Шепчет: "Погиб на фронте". - "А мама?" - "Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали". - "А откуда вы ехали?" - "Не знаю, не помню..." - "И никого у тебя тут родных нету?" - "Никого". - "Где же тыночуешь?" - "А где придется".
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?"
Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец". Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся..
Ведущий 2
У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно.
Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире. Существовала она и в 1961 году, в разгар “холодной войны” между СССР и США, когда Евгением Евтушенко было написано знаменитое стихотворение “Хотят ли русские войны?” Он подчеркивает, что русские действительно умеют воевать и готовы защищать свою родину, но им не нужна чужая земля.
Евгений Евтушенко « Хотят ли русские войны»
Читает Гуров Кирилл
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
над ширью пашен и полей
и у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
что под березами лежат,
и пусть вам скажут их сыны,
хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли
спокойно видеть сны могли.
Под шелест листьев и афиш
ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж.
Пусть вам ответят ваши сны,
хотят ли русские войны.
Да, мы умеем воевать,
но не хотим, чтобы опять
солдаты падали в бою
на землю грустную свою.
Спросите вы у матерей,
спросите у жены моей,
и вы тогда понять должны,
хотят ли русские войны.
Звучит песня «Хотят ли русские войны»
Ведущие:
I
Когда уйдет последний ветеран,
И с залпами затихнет гимн прощально,
Лишь ПАМЯТЬ будет кровоточьем ран,
Напоминать про подвиг тот печально!
II
Напоминать про тяжкий ратный труд,
Как телом заслонили наши души,
Пусть годы ПАМЯТЬ эту не сотрут,
Пусть время ПАМЯТЬ эту не разрушит!
III
Когда уйдет последний ветеран,
И тишь укроет братские могилы,
Пусть будет ПАМЯТЬ, как священный храм,
СНЕСТИ КОТОРЫЙ НЕ НАЙДУТСЯ СИЛЫ!!
Пока работает жюри, слушают песню «Верните память» (Наргиз)
Для подведения итогов слово председателю жюри:___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.