Волевая готовность к школьному обучению.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Иконка файла материала Волевая готовность к школьному обучению.doc
Волевая готовность к школьному обучению. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления   возникающих   трудностей   и   подчинения   своих   действий поставленной   цели.   Это   приводит   к   тому,   что   он   начинает   сознательно контролировать себя, управлять  своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать,   что   уже   в   дошкольном   возрасте   возникает   воля.   Конечно,   волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. Л.С.Выготский   считал   волевое   поведение   социальным,   а   источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому   общению   со   взрослыми.   В   генетическом   плане   Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала   взрослые   с   помощью   слова   регулируют   поведение   ребенка,   потом усваивая   практически   содержание   требований   взрослых,   он   постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения. Л.С.Выготский   и  С.Л.Рубинштейн   считают,   что   появление   волевого   акта подготавливается   предшествующим   развитием   произвольного   поведения дошкольника. В   современных   научных   исследованиях   понятие   волевого   действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор   мотива,   приводящего   к   принятию   решения   и   постановке   цели,   другие ограничивают   волевое   действие   его   исполнительской   частью.   А.В.Запорожец считает наиболее  существенным для психологии воли превращение  известныхсоциальных и прежде всего , моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности   тех   конкретных   волевых   действий   и   поступков,   на   которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника. На   протяжении   дошкольного   детства   усложняется   характер   волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется   главным   образом,   в   возрастающем   стремлении   к   преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к   тому,   что   руководствуясь   в   своем   поведении   этими   мотивами,   ребенок сознательно   добивается   поставленной   цели,   не   поддаваясь   отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые   значительно   удалены   от   цели   действия,   в   частности,   мотивам общественного   характера.   У   него   появляется   уровень   целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе   с   тем,   что   хотя   в   дошкольном   возрасте   и   появляются   волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне   ограниченными.   Исследования   показывают,   что   только   старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.