Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью
преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно
контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями,
своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание
полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые
действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями
непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных
чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник
развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим
миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его
речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский
рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения.
Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом
усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно
начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем
самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения
речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и
средством организации поведения.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта
подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения
дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого действия
трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают
выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие
ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец
считает наиболее существенным для психологии воли превращение известныхсоциальных и прежде всего , моральных требований в определенные моральные
мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной
обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые
человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об
интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой
сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что
проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению
трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов
поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый
план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет
к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок
сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему
влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам,
которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам
общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности,
типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые
действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются
крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший
дошкольник способен к длительным волевым усилиям.