Волевая сфера школьника.
Оценка 5

Волевая сфера школьника.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура +1
Взрослым
05.03.2018
Волевая сфера школьника.
Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками [1,207]. Волевую активность характеризуют как преднамеренную, произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью. Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия). Интенсивность волевых усилий определяется силой мотива к действию, энергетикой активности и нравственными качествами личности человека. Характеристика волевых усилий по длительности и интенсивности составляет основу понятия сила воли. Сила воли – это деятельная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный. Движущей силой в данном случае является не наличие или отсутствие желания достичь цели (сильная или слабая мотивация), а отношение человека к той или иной ситуации. Например, один школьник боится воды, другой – нет. У первого при обучении плаванию имеются внутренние трудности (следует преодолеть страх), у второго – нет. Итак: нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик – это еще не самый волевой); сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении других трудностей). Учитывая специфику проявления воли в различных ситуациях, в психологии выделяют определенные волевые качества. Применительно к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая – самообладание. Упорство проявляется через терпеливость (однократное, но длительное использование волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности). Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха), сдержанность (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на помехи). Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников. Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых. Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции). Старший школьный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.
2.docx
Волевая сфера школьника      Воля  – это сознательное управление человека своими действиями  и поступками [1,207]. Волевую активность характеризуют как преднамеренную,  произвольную. Такая активность человека отличается применением волевых  усилий. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над  собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого­ либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда  необходимо преодолеть значительные трудности.      Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и  направленностью.      Направленность  волевых усилий – это функции  активации и торможения.  В различных  ситуациях человек использует разные по направленности  волевые усилия: в одном случае требуется придавать  усилия для того, чтобы  сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить,  например, нежелательную деятельность.      Длительность  волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если  человек очень  хочет достичь какой­либо цели, то он будет проявлять более  длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше  энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может  сохранять волевые усилия).      Интенсивность волевых усилий определяется силой  мотива к действию,  энергетикой активности и нравственными качествами личности человека.      Характеристика  волевых усилий по длительности и   интенсивности составляет основу понятия  сила воли.      Сила  воли – это деятельная сторона  разума и морального чувства человека.  Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует  сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственные  убеждения. Важно отметить, что один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя как волевой или безвольный.      Движущей  силой в данном случае является не наличие или отсутствие  желания достичь цели (сильная или слабая мотивация), а отношение человека к  той или иной ситуации. Например, один школьник боится воды, другой – нет. У  первого при обучении плаванию имеются внутренние трудности (следует  преодолеть страх), у второго – нет.      Итак: нельзя судить о силе воли школьников на основании только  эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик – это  еще не самый волевой); сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни люди  оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении других трудностей).      Учитывая  специфику проявления воли в различных  ситуациях, в психологии  выделяют определенные волевые качества. Применительно   к проблемам физического воспитания можно определить две основные группы волевых качеств: одна характеризует упорство, другая – самообладание.      Упорство  проявляется через терпеливость (однократное, но длительное  использование  волевых усилий), настойчивость (стремление достичь цели,  несмотря на возникающие препятствия и трудности).      Волевые качества, относящиеся к группе, характеризующей самообладание   человека, определяют как смелость (способность качественно выполнять   задание, несмотря на возникающее чувство  боязни, страха), сдержанность  (способность подавлять импульсивные, малообдуманные реакции), собранность  (способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на  помехи).      Проявление  воли имеет свои особенности, связанные   с возрастом школьников.      Младший школьный возраст: учащиеся совершают волевые действия, главным  образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младшие  школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со  временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики  младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к  себе взрослых.      Подростковый  возраст: свойственное этому возрасту половое созревание  существенно  изменяет (увеличивает) подвижность  нервных процессов.  Это приводит к определенным изменениям в волевой  сфере. У подростков  возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность,  усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают  над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой  активности от внешней стимуляции к внутренней (самостимуляции).      Старший школьный возраст: определяющим в проявлении волевых усилий  является механизм самостимуляции. Старшеклассники могут проявлять   достаточно высокую настойчивость  в достижении поставленной ими цели.      Они проявляют большую способность к терпению (работа на фоне утомления). У девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает трудности в  занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто волевые усилия проявляются под влиянием  социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника практически  всегда имеет характер целеустремленности.

Волевая сфера школьника.

Волевая сфера школьника.

Волевая сфера школьника.

Волевая сфера школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018