Волховский розан
Оценка 4.7

Волховский розан

Оценка 4.7
doc
06.12.2021
Волховский розан
Общая справка.doc

Волхов – город небольшой и по своим размерам, и по количеству проживающего населения, но у него богатая историческими событиями биография. У города много славных традиций. И, прежде всего, Волхов гордится своими людьми – мастерами своего дела: художниками и поэтами, историками – краеведами, мастерами декоративно-прикладного творчества.

 Народные промыслы в северных деревнях существовали издавна.

В народной культуре нашего города сохранилась, как вид искусства Приладожья, волховская прялочная роспись. Среди деревенских прялок Ленинградской области выделяются характерными узорами прялки XIX века из Волховского района. Розан волховских прялок похож на жостовский, но имеет и существенные отличия. Волховские мастерицы, словно протестуя против серой будничности, создают поистине волшебную красоту.

С 1968 года в Ленинградской области было создано   «объединение народных художественных промыслов». Группа художников – профессионалов на основе изучения музейных экспонатов и контакта с местными мастерами разрабатывала эталоны для серийного тиражирования. В городе Волхове был создан цех художественной росписи по дереву, где сложился коллектив высокопрофессиональных рисовальщиц. Одарённые мастера создавали самостоятельные эталоны. Складывался Волховский стиль росписи по дереву, отмеченный высоким мастерством.

Раньше помещения цеха располагались в деревянном доме на улице Советской. Рабочий день начинался с растопки печки, но нагреть воздух в старом здании было невозможно. Зимой работали в тёплой одежде. Основными изделиями предприятия по началу были панно из фанеры с детской тематикой. Контуры рисунков по сказочным сюжетам выжигались при помощи пресса. Некоторые потом раскрашивались краской из пульверизатора, покрывались лаком.

    Новый творческий этап  начался, когда переехали в Торфопосёлок, в помещения, которые ранее занимала фабрика «Трибуна». Хоть выпускались всё те же  панно и разделочные доски, но уже с более интересными сюжетами. Копировали их с открыток, затем вручную раскрашивали.

Экспериментировали с шелкографией, применяли украинские орнаменты, но всё это было не своё!…

      В 1980 году для промыслов было построено современное здание. Художественная роспись по дереву выделилась в отдельный цех, филиал Ленинградского объединения народных художественных промыслов.

        В цехе трудились около сотни человек, все они жили напряжённой творческой жизнью. Мужчины пилили, шлифовали, склеивали древесину, из которой делали заготовки досок, подносов, солонок, хлебниц и других изделий. Всё это потом расписывалось художниками. Тогда же начали восстанавливать традиционную волховскую роспись, разрабатывать новые изобразительные пути. Была создана небольшая творческая группа, в которую вошли Лидия Чичерина, Екатерина Салтыкова, Валентина Иванова и Ирина Щетинина. На основе изделий старых мастеров постигали технику нанесения рисунка, осваивали характерный способ росписи, восстанавливая и развивая с учётом современных тенденций уникальный Волховский стиль.  Вместе с ленинградскими художниками создавались образцы, по которым потом работали в цехе другие мастера. Каждый вносил что-то своё.   Искали формы, цвета, соотношения. Поначалу довольно строго придерживались традиций прялочной росписи: розан изображали только красно-синим. Но постепенно от цветового однообразия стали уходить. У каждого  мастера появились  свои находки. Но стиль всегда оставался узнаваемым. При этом индивидуальный почерк художников Л.П. Чичериной, В.Н. Лыткиной, Е.В. Салтыковой мы узнаем сразу.

Немало нужно потрудиться, чтобы прялочный розан заиграл на досках и подносах, на шкатулках и матрёшках. Но именно за это своеобразие Волховскую роспись по праву считают видом народного творчества. Её особенность – фон. Поверхность изделия не закрашивается, а роспись при этом красиво выделяется на естественном фоне деревянной основы. Красивый, натуральный рисунок древесины становится единственным украшением предметов, не требующим каких-либо дополнений. Дышащее дерево – это основополагающий элемент волховского стиля.

        С началом приватизации здание перешло в частные руки, и коллектив художественных промыслов остался без крыши над головой. Большинство  мастеров нашли себе другое занятие.

Но настоящее искусство умереть не может! Энтузиасты и подвижники народного изобразительного творчества продолжали и продолжают служить волховской росписи, не только сохраняя её, но и развивая. Лучшие мастера, работая на дому, в одиночку, высоко несут славу местного промысла, сохраняют традиции, дарят радость тёплой рукотворной красоты. Волховчанам хорошо известны имена Лидии Петровны Чичериной, Екатерины Витальевны Салтыковой, Надежды Викторовны Корепановой, Надежды Михайловны Варенцовой. Изделия волховских мастеров пользуются большим успехом на Всероссийских и региональных выставках декоративно-прикладного творчества. Знают и восторгаются ими и за рубежами России (во Франции, Германии, странах Скандинавии). Не случайно лучшие мастера волховской росписи удостоены Дипломов Министерства лёгкой промышленности РСФСР и званий «мастер-художник 1 класса».

  Сохранить уникальную волховскую прялочную роспись, и донести её новым поколениям волховчан – задача не простая! Но только  с трудом взятые вершины вызывают   гордость и уважение!

 

 

     

  


Волхов – город небольшой и по своим размерам, и по количеству проживающего населения, но у него богатая историческими событиями биография

Волхов – город небольшой и по своим размерам, и по количеству проживающего населения, но у него богатая историческими событиями биография

В городе Волхове был создан цех художественной росписи по дереву, где сложился коллектив высокопрофессиональных рисовальщиц

В городе Волхове был создан цех художественной росписи по дереву, где сложился коллектив высокопрофессиональных рисовальщиц

Копировали их с открыток, затем вручную раскрашивали

Копировали их с открыток, затем вручную раскрашивали

Волховский стиль. Вместе с ленинградскими художниками создавались образцы, по которым потом работали в цехе другие мастера

Волховский стиль. Вместе с ленинградскими художниками создавались образцы, по которым потом работали в цехе другие мастера

Красивый, натуральный рисунок древесины становится единственным украшением предметов, не требующим каких-либо дополнений

Красивый, натуральный рисунок древесины становится единственным украшением предметов, не требующим каких-либо дополнений

Всероссийских и региональных выставках декоративно-прикладного творчества

Всероссийских и региональных выставках декоративно-прикладного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021