Волонтерское движение: популизация экологической тропы в парке «Дружбы народов», г. Бендеры.
Одним из направлений деятельности нашей школы является экологическое воспитание школьников. Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания.
Парк «Дружбы народов» и его территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся нашей школы. Волонтерское движение является эффективным средством формирования активной гражданской позиции учеников и их экологической куль-. Экологическое образование школьников является одной из мировоззренческих основ учебно - воспитательного процесса.
Новизна работы:
Впервые в качестве объекта исследования выбрано место, расположенное рядом со школой, в своем микрорайоне, часто посещаемое как учениками школы, так и жителями прилегающих микрорайонов «Солнечный» , «Борисовка» и «Пентагон».
Практическая значимость:
Цель:
1. Формировать систему экологического образования с учетом индивидуальных качеств личности учащихся во внеурочной деятельности.
2. Наблюдения за состоянием флоры парка «Дружбы народов».
Задачи.
1. Помочь учащимся осознать природу как среду своего обитания;
2. Использовать знания о природе с целью ее сохранения.
3. Дать учащимся знания об окружающем его мире в соответствии с их возрастом и способностями;
4. Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе.
5. Определять, какие экологические мероприятия будут природе полезны.
6. Научить общению в коллективе и с коллективом.
7. Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
8. Способствовать укреплению здоровья школьников, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
9. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности, понимающей, что каждый гражданин обязан не только знать об экологических проблемах, но и уметь их устранять. А не создавать их было бы еще разумней. На формирование новых стереотипов направлено экологическое воспитание, на изменение сознания людей и возможности использования приобретенных знаний на практике.
Именно школьному учителю географии и биологии, нужно направить свою деятельность в первую очередь, на экологическое воспитание учащихся. И делать это не только на своих уроках, но и во внеурочное время, также через мероприятия.
2019 год в Приднестровье объявлен годом «Экологии», но это не значит, что раньше, в нашей республике экологии не уделяли должного внимания. Экологические проблемы всегда существовали. В настоящее время эти проблемы стали еще острее, и поэтому решение их носит первостепенный характер. Современные проблемы взаимоотношений человечества с природой могут быть решены только при условии, что экологическое воспитание нужно прививать детям, начиная с детства, а также продолжать эту работу в школе.
Город и микрорайон – это особая социально-экономическая природная среда обитания живых организмов, в том числе и человека. Среда нашего микрорайона характеризуется плотной многоэтажной застройкой. В пределах микрорайона создается своеобразный микроклимат. Наша повседневная жизнь мало связана с природными факторами. Большую часть жизни мы проводим в одном из трех «мест обитания»: в квартире, в транспорте, рабочем или учебном помещении. Жители микрорайона, в том числе и мы – школьники, все свое время проводим в такой измененной, даже искусственной среде обитания. Небольшим «оазисом» природы жители микрорайона считают зону отдыха парк «Дружбы народов».
Наш волонтерский отряд насчитывает 10 человек, мы предлагаем свой проект. Волонтерский проект будет направлен на создание благоприятных условий для систематических занятий спортом людей в возрасте от 4 лет до 70 и старше, для укрепления семей и воспитание жителей микрорайона «Солнечный», членов их семей и населения города Бендеры в духе патриотизма, бережного отношения к природе и любви к своему Отечеству. Создание в парке «Дружбы народов» и в березовой роще микрорайона «Солнечный» места полезного досуга (семейного отдыха). Проект подразумевает собой:
Ø благоустройство парка «Дружбы народов» и березовой рощи, расположенной на территории микрорайона «Солнечный».
Ø создание пешеходных троп вблизи озера в районе парка «Дружбы народов» и в березовой роще для регулярных занятий жителей микрорайона скандинавской ходьбой, прогулок, пробежек и общефизических тренировок на открытом воздухе, езде на велосипедах, самокатах, роликах.
Ø обустройство территории вблизи пешеходных троп – проведение видеонаблюдения и стационарного освещения, а также создание зон отдыха.
Ø улучшение физической и спортивной подготовки жителей микрорайона, города всех возрастов,
Ø организации массовых мероприятий культурной и спортивной направленности.
Ø развитие новых направлений деятельности (экологическое, туристическое, спортивное, культурное).
Очищенная и озелененная «тропа Здоровья», это реальная возможность проводить различные акции, квесты и других культурно-спортивно-массовых мероприятий.
Приобщение учеников к экологической грамотности, экологической культуре и ответственности за благосостояние территории школы, своего двора, улицы микрорайона, родного города и своей страны, за заботу об окружающей среде – служат развитию личности учеников, пробуждают в них чувства ответственности и патриотизма не только за будущее нашего города, нашей республики, Приднестровья, но и всей планеты Земля.
Территории парка «Дружбы народов» и березовой рощи должна стать природной зоной для занятий жителей микрорайона и нашего города физической культурой и массовым спортом в виде скандинавской ходьбы с палками, велодорожки и эко тропы с тем, что в дальнейшем эта территории будет использоваться для проведения на открытом воздухе культурно-массовых мероприятий.
Многие экологические проблемы человечества в дальнейшем предотвратить позволит правильное экологическое воспитание. У школьников формирование основ экологической культуры требует включения определенного содержания, форм и методов работы, а так же создание условий, которые будут необходимы для постоянного общения детей с природными объектами.
В Конституции ПМР беречь природу и охранять ее богатства - это обязанность граждан. В последние годы приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения, необходимо с детских лет превращать в норму поведения каждого человека и воспитывать целенаправленно чувство ответственности за окружающую природу.
Литература
3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: в 2 т. - М.: Мир, 1993
4. Экология 6-11 классы. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся. / Сост. Чередниченко И.П.. - Волгоград: Учитель, 2008
5. «Природа и мы» - Лемешев М.Я. - Москва. 1989г.
6. «Экология и нравственность». «Общественные науки и современность» Кошелева В.Л. - Москва. 1993г. №
7. «Начало и вечность Жизни» Вернадский В.И.- Москва 1989г.
8. «Жить в согласии с природой» Горелов А.А. – Москва. 1990г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.