побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
- поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
- создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
- развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Познавательноисследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на
вопросы, высказывать догадки и предположения;
способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах,
вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении
опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с
педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования
с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого
ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахаррафинад,
песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточкисхемы
«Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка
дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для
проведения фокуса; сюрпризы для детей Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды
после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные
капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два
ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок
чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение
дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление
карточексхем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности,
дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
Что это?
Глобус.
А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
Страны, города, океаны, моря и т.д..
А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
А что находится в реках, морях, океанах?
Вода.
Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
Вода есть в кране, в тучке.
Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите
узнать, какими свойствами обладает вода?
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными
исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опытаэксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
Вода имеет запах
Я думаю, что вода не имеет запах.
Давайте проверим. Имеет вода запах?
Вода не имеет запаха.
Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
Опыт 2. Вода не имеет вкуса. Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет вкуса.
А я думаю, что вода имеет вкус.
Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
Вода не имеет вкуса.
Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет цвет.
А я думаю, что вода имеет цвет.
Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба
стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с
водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком
из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
( звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки.
Произносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную
капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем,
покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга.
Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками.
Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и
попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки
вернулись к тучке.
6. Проведение опытовэкспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей: В воде растворяется сахар.
В воде растворяется мука.
Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
Сахар в воде растворится.
А я думаю, что сахар не растворится.
Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду
ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала
сладкой. Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
Песок растворится в воде.
А я считаю, что песок не растворится в воде.
Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Песок в воде не растворился.
Какой вывод делаем?
Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
Я думаю, что краска в воде растворится.
Я считаю, что краска не растворится в воде.
Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что
произошло?
Примерные ответы детей:
Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
Какой делаем вывод?
Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не
растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
Я думаю, соль не растворяется в воде.
Я думаю, что вода станет соленой.
Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в
воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой) Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
Я увидел своё лицо, отражение.
Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
А я увидела лицо Вадима.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте
подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё
отражение? (Нет)
Какой делаем вывод?
Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то
отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточкисхемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода
какая?
Примерные ответы детей:
Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода
газированная, вода грязная.
Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошоплохо» (ТРИЗ)
Ребята, вода хорошо почему?
Примерные ответы детей:
Вода – хорошо, потому что можно купаться.
Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
Ребята, вода – плохо почему?
Примерные ответы детей:
Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет цвета, она прозрачная. Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
Вода становится цветной, если добавить краску.
Вода отражает предметы, как зеркало.
Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
Ребята, вода у нас много, она везде. А нужно беречь воду? Как будем
беречь воду?
Примерные ответы детей:
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
А вы любите фокусы? Тогда смотрите!
У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода
чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова:
«Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).
И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
Попробуйте показать такой фокус дома.
Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие
капельки (дети получают сувенирыкапельки).