Волшебница вода

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения; - способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0; - поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность; - создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию; - развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Иконка файла материала Волшебница вода.docx
Познавательно­исследовательская деятельность Тема «Волшебница  вода». Задачи: ­ побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения; ­ способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0; ­ поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность; ­ создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;  ­ развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы; ­ воспитывать любознательность, бережное отношение к воде; Оборудование: глобус,   оборудование   для   проведения   опытов   на   каждого ребенка:   белые   халаты,   два   стакана,   чайные   ложки,   сахар­рафинад, песок, акварельные   краски, кисточки,   подносы,   салфетки; карточки­схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя»   муз.   С.   Бурцева; игрушка   Капелька; баночка   с   крышкой   для проведения фокуса; сюрпризы для детей ­ Капельки. Предварительная   работа: беседа   с   детьми   о   воде; рассматривание   воды после   рисования   красками; дидактическая   игра   «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических   заданий   на   прогулке,   связанных   с   водой; оформление карточек­схем; чтение рассказов и стихотворений о воде. Ход образовательной деятельности 1. Вхождение в игровую ситуацию. (Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)  Воспитатель приглашает детей: ­1, 2, 3, 4, 5, Приглашаю всех играть! Всё хотим на свете знать, Тайны мира раскрывать! 2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…» ­ Поиграем в игру «Дружат в нашей группе». ­ Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединяем пальцы в «замок») С вами мы подружимся маленькие пальчики.(касаемся  кончиками пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать. (парное касание пальцев от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять ­ мы закончили считать. (руки вниз, встряхиваем кистями) 3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа. ­ Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.  (Воспитатель показывает глобус) ­Что это? ­ Глобус. ­  А что мы можем увидеть на глобусе? Примерные ответы детей:  ­ Страны, города, океаны, моря и т.д..   ­ А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?     Примерные ответы детей: ­ Голубым цветом обозначены  реки, озера, моря и океаны. ­А что находится в реках, морях, океанах? ­  Вода. ­ Ребята, а где можно встретить воду?  Примерные ответы детей:  ­ Вода есть в кране, в тучке. ­ Вода есть в бассейне.   ­ Вода есть в луже, в организме. ­ Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите ­ узнать, какими свойствами обладает вода? ­   А   сейчас   я   приглашаю   вас   в   лабораторию,   где   мы   будем   учеными ­исследователями. (Дети проходят в лабораторию,  надевают  халаты) 4. Проведение опыта­эксперимента Опыт 1. Вода не имеет запаха. ­ Как  вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?  Дети высказывают предположения ­ Вода имеет запах ­Я думаю, что вода не имеет запах. ­ Давайте проверим. Имеет вода запах?  ­ Вода не имеет запаха. ­Какой делаем вывод? (Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.) Вывод: вода не имеет запаха. ­Ребята,  обозначим это свойство этой схемой. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) Опыт 2. Вода не имеет вкуса.­ Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?  Предположения детей: ­ Я считаю, что вода не имеет вкуса. ­ А я думаю, что вода имеет вкус. ­Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?  Примерные ответы детей:  ­ Вода не имеет вкуса. ­Какой делаем вывод? Вывод: вода не имеет вкуса. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) Опыт 3. Вода прозрачная. ­  Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?  Предположения детей: ­ Я считаю, что вода не имеет цвет. ­ А я думаю, что вода имеет цвет.  ­Перед   вами   два   стакана.   Один   с   водой,   другой   с   молоком.   Если   в   оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?  Предположения детей: ­ Я  думаю, что ложка будет видна в стакане с водой. ­ А я считаю, что ложка будет видна  в стакане с молоком. ­ Проверим. Опускаю ложку  в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?  Примерные ответы детей: ­ В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна. ­Какой вывод можно сделать? Вывод: ­ Вода не имеет цвета, вода прозрачная. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) 5. Игровое упражнение  «Мы – капельки» ( звучит  аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева) ­   Ребята,   а   сейчас   мы   поиграем,   превратимся   в   волшебные   капельки. Произносим   волшебные   слова:   вправо,   влево   повернись,   в   волшебную капельку   превратись!  Ой,   как   много   капелек!   Давайте   вместе   потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались   капельки   парами   и   потекли   маленькими,   веселыми   ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала   в   большое   море (в   круг). А   тут   и   солнышко   пригрело!   И   капельки вернулись к тучке. 6. Проведение опытов­экспериментов. Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется. ­ Ребята,  как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?  Предположения детей:­ В воде растворяется сахар. ­ В воде растворяется мука.  ­Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет? Примерные ответы детей: ­ Сахар в воде растворится. ­  А я думаю, что сахар не растворится. ­   Давайте   проверим.   Положим   в   стакан   кусочек   сахара.   Попробуйте   воду ложкой. Что произошло?  Примерные   ответы   детей:   сахар   в   воде   растворился,   и   вода   стала сладкой. ­ Какой сделаем вывод? Вывод: сахар в воде растворяется. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) ­Что получится, если в стакан с водой опустить песок? Примерные ответы детей: ­ Песок растворится в воде. ­ А я считаю, что песок не растворится в воде. ­ Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.     Растворился песок в воде? ­ Песок в воде не растворился. ­ Какой вывод делаем? ­ Песок в воде не растворяется. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску. ­ Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску? Примерные ответы детей: ­ Я думаю, что краска в воде растворится. ­ Я считаю, что краска не растворится в воде. ­   Давайте   поэкспериментируем.   В   стакан   с   водой   добавим   краску.   Что произошло? Примерные ответы детей: ­ Краска в воде растворилась, вода стала цветной. ­ Какой делаем вывод?   ­   Вода   –   растворитель.   В   воде   растворяется   сахар,   краски,   а   песок   не растворяются. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) ­ А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью? Примерные ответы детей: ­ Я думаю, соль не растворяется в воде. ­  Я думаю, что вода станет соленой. ­ Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде. Опыт 6. Способность воды отражать предметы. ­ Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)­ Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?  Примерные ответы детей: ­ Я увидел своё лицо, отражение.       ­ Миша увидел себя, а Катя? Примерные ответы детей: ­ А я увидела лицо Вадима.  ­ А где ещё можно увидеть своё отражение?  Примерные ответы детей: ­ В зеркале, в витрине магазина, и т.д.  ­   Значит,   вода   может   отражать   предметы,   так   же,   как   зеркало.   Давайте подуем   все  вместе   на  воду   и   заглянем   в  неё.  Увидели   ли   вы   теперь   своё отражение? (Нет)  ­Какой делаем вывод? ­Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. (Воспитатель сопровождает вывод показом карточки­схемы) 7. Игровое упражнение «Вода какая?» ­ Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?  Примерные ответы детей: ­   Вода   чистая,   вода   родниковая,   вода   прозрачная,   вода   холодная,   вода газированная, вода грязная. ­ Молодцы, ребята! 8. Игра «Хорошо­плохо» (ТРИЗ) ­ Ребята, вода хорошо ­ почему?  Примерные ответы детей: ­ Вода – хорошо, потому что можно купаться. ­ Вода – хорошо, потому что можно пить воду. ­  Вода – хорошо, потому что можно полить растения. ­ Вода – хорошо,  потому что можно сварить компот и т.д.. ­ Ребята, вода – плохо ­  почему?  Примерные ответы детей: ­ Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду. ­ Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем ­ Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам. ­ Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д. 9. Беседа о свойствах воды по схемам. ­ Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.  Примерные ответы детей: ­ Вода не имеет запаха. ­ Вода не имеет вкуса. ­ Вода не имеет цвета, она прозрачная.­ Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется ­ Вода становится цветной, если добавить краску. ­ Вода отражает предметы,  как зеркало. ­ Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде. 10. Ситуативный разговор «Берегите воду!» ­ Ребята, вода   у нас много, она ­ везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?  Примерные ответы детей: ­ Нужно не забывать закрывать краны. ­ Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым. ­ Не засорять водоемы. ­ Не мусорить на берегах рек. ­ Не  мыть в водоемах  машины. ­Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь! (Воспитатель читает отрывок из стихотворения) Без воды нам не умыться Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! 11. Фокус с водой ­А вы любите фокусы?   Тогда ­ смотрите! ­У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).  ­ И  какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).   ­ Попробуйте показать такой фокус дома. ­ Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры­капельки).