Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Волшебное электричество»
в старшей группе № 5
Подготовила: Пашковская Н.В.
Воспитатель МАДОУ № 78
2020 г.
Образовательная область:«Познавательное развитие».
Цель: закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе;
2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку.
Оборудование:
1. Игрушка с батарейкой;
2. Карточки к игре «Найди пару»
3. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами;
4. Оборудование для опытов.
Опыт 1
Воздушные шарики по количеству детей.
Опыт 2
Расчески по количеству детей, кусочки фольги.
Опыт 3
Воздушный шар, хлопья геркулеса, шерстяная варежка.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
- Ребята, к вам в гости приехал паровоз. Давайте поиграем. Почему паровоз не работает? Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки.
Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
- Игрушка заработала! Почему?
- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество?
Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
- А они помогают человеку? (Да)
Правила: на мольберт вешаются картинки с изображением предметов, детям выдаются карточки с бытовыми электроприборами. Дети, поразмыслив над основными признаками, должны соотнести их.
-Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про электроприборы. Дослушайте загадку до конца. (Вывешиваю картинки с электроприборами после каждой отгадки на доску).
Загадки
Меня в розетку ты включаешь,
Когда захочешь выпить чаю
(электрочайник)
Гладит платья и рубашки
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг -
Имя у него.
(Утюг)
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)
Пыль найдёт и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит….
(Пылесос)
Это прачка-автомат
Нам стирает все подряд.
(Стиральная машина)
Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня как не трудитесь
Без обеда насидитесь. (Электроплита)
Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А сейчас давайте поиграем в игру «Для чего нужен электроприбор».
Утюгом – гладят бельё.
Пылесосом – пылесосят ковры.
В холодильнике – хранят продукты.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.)
В стиральной машине – стирают одежду
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.
Воспитатель: Всегда ли существовали электроприборы? (Ответы детей.) Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.
Дидактическая игра «Что есть – что было»
Педагог вновь предлагает детям разделиться на команды. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета современной бытовой техники, на других – предмета, заменяющего его до появления электричества. Детям нужно найти пару и объяснить выбор.
Раскладываются карточки, составляющие пару.
Пылесос – веник.
Утюг – гладильная палка.
Швейная машина – игла.
Электролампа – свеча.
Песочные часы – электронные часы.
Печка – электроплита.
Спицы – вязальный станок.
Воспитатель: У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться.
-Электричество, при помощи которого работают электроприборы- опасно для человека? (Да).
- Сейчас вы мне докажете это.
- Выберете карточки-схемы, которые относятся к электричеству.
Правила: на мольберт повешу картинки с иллюстрациями различных ситуаций с бытовыми электроприборами. Дети объясняют, о чем предупреждают картинки.
1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
1. Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
2. Гвоздик или пальчик
В розетку не вставлять!
Электричество опасно!
Это каждый должен знать.
4) О чем предупреждает эта карточка?
(Не используй электроприборы с поврежденной изоляцией)
3. Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание, как вспышка!
5) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы, уходя из дома - туши свет)
4. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя, тушите свет
И приборы тоже!
6) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы без присмотра)
5. Если гости к вам пришли
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть
Не забудьте выключить утюг!
6. Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом!
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
-Молодцы, ребята! Я вижу, вы умеете обращаться с электроприборами.
Сейчас ребята, давайте пойдем на палас.
Физкультминутка «Помогатор»
-Ребята, а есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Я приглашаю вас в лабораторию "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе электричество.
- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)
- Наверно, он волшебный.
Опыт 1 «Волшебные шарики»
- А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.
Как вы их сделали такими?
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
-Ребята, проходите и садитесь за столы.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) .
- Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Опыт 2 «Волшебные предметы»
А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.
Посмотрите перед вами тарелка с фольгой. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к фольге.
С фольгой что-то происходит? (нет) .
Как заставить фольгу притянутся к расческе?
Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах) .
Что надо сделать, чтобы фольга притянулась к расческе? (потереть ее о волосы) .
- Ловите электричество, (фольга прилипла, притянулась, зашевелилась) .
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая, волшебная) .
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах) .
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3 «Волшебная варежка»
- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус.
- У меня в тарелке лежат хлопья геркулеса и я хочу заставить их двигаться при помощи шарика.
Посмотрите ребята, хлопья двигаются? Как заставить их двигаться?
Правильно! Нужно натереть шарик варежкой.
- Чем удобнее натереть? (одеждой)
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать шарик волшебным, электрическим.
- Что происходит с хлопьями? (они зашевелились, запрыгали) .
- Почему они зашевелились?
- Как шарик стал волшебным?
Вывод: Когда натирали шарик варежкой, он стал электрическим, поэтому хлопья задвигались и притянулись к шарику.
Ребята давайте встанем и пройдем на палас.
Рефлексия:
- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. - Какие вы молодцы!
-Ребята, о чем мы говорили с вами сегодня?
Правильно, о электричестве. Оно бывает опасное и не опасное.
- Чему вы научились сегодня? (делать предметы волшебными)
- А почему мы их называем волшебными?
- Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается) .
- А как мы их делали волшебными? (ловили электричество в волосах и одежде) .
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.