Конспект итогового занятия в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет. контроль уровня сформированности математических представлений:
• геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, ромб, многоугольник);
• состав числа 7;
• сложение и вычитание;
• ориентация на листе бумаги;
• графическое изображение цифр;
• временные представления.
изумрудный город.doc
«Волшебное путешествие в Изумрудный город»
Сценарий итоговой образовательной ситуации в подготовительной
группе
0 Цель: контроль уровня сформированности математических представлений:
геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник,
овал, ромб, многоугольник);
состав числа 7;
сложение и вычитание;
ориентация на листе бумаги;
графическое изображение цифр;
временные представления.
Задачи.
Образовательные.
Контроль умений детей:
определять геометрические фигуры,
определять дни недели, какой день был вчера, сегодня, завтра,
называть какие месяцы составляют то или иное время года;
составлять число 7 из двух меньших;
составлять и решать задачи на сложение и вычитание,
рисовать линии в заданном направлении от исходной точки на листе
бумаги в крупную клетку
узнавать цифры в зашифрованном изображении.
Развивающие.
Содействовать развитию
мыслительных операций: анализ, синтез, наблюдательность, вспоминание,
классификация;
психических процессов: зрительное внимание, произвольное внимание
механическая вербальная память;
коммуникативных умений (работа в парах и группах).
Воспитательные.
Содействовать развитию у детей
взаимовыручки, доброжелательности;
1 интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Предварительная работа.
Реализация работы по формированию элементарных математических
представлений по направлениям:
«Состав числа 7»;
«Геометрические фигуры»,
«Задачи»,
«Ориентировка на листе бумаги»,
«Временные представления»,
«Цифры».
Чтение сказки А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города».
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал.
Воздушный шарик с письмом от Элли.
набор геометрических фигур «Дорога в Изумрудный город» (размер
А4):красный круг, синий квадрат, желтый треугольник, зеленый овал,
синий ромб, красный многоугольник, 5 желтых прямоугольников.
Карточкасхема (размер 15X21 см).
Изображение цифры 7 на воротах (размер А4).
2 7
Задание «Заколдованные портреты» (размер А4).
3 Две карточки для составления задач (формат А4)
Раздаточный материал.
Натуральные камни с изображенными на них цифрами 1,
6, 2, 5, 3, 4, 4, 3 белым корректором.
Два набора карточек с цифрами от 0 до 9 (по три
карточки каждой цифры в наборе).
Простые карандаши по числу детей.
Листы в крупную клетку с прорисованной исходной
точкой (формат школьной тетради) по числу детей.
Другие материалы и оборудование:
1. Ноутбук.
2. Колонки.
3. Обращениями героев сказки (электронные ресурсы к
занятию с изображением слайдов).
4. Запись звукового эффекта (звук, изображающий ураган).
5. Музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного
города».
6. Карточка с графическим диктантом «Собака».
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной
деятельности.
Требования к организации этапа:
* ситуация, включающая детей в игровую и контрольную
деятельность;
* обращение к личному опыту детей;
* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней
потребности включения в игровую и контрольную деятельность.
Дети с педагогом входят в зал.
– Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам,
давайте поздороваемся с ними.
4 Дети подходят к гостям, здороваются с ними, называют
свои имена.
– Ребята, а теперь улыбнитесь друг другу. Подарите и мне
свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки меня всегда радуют и
поднимают настроение.
В это время в зал входит физкультурный работник с
письмом в руках. Дети и воспитатель обращают на это
внимание.
ФР: Здравствуйте. Приходил почтальон и принес письмо
для 5ой группы.
Передает письмо и уходит.
Прочтем? (Давайте!) (Прочтем письмо!)
– «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Элли. Мне очень
нужна помощь! Сильный ураган унес Тотошку в
Изумрудный город. Только Гудвин может вернуть его
обратно. Помогите мне! Выполните, пожалуйста, все
математические задания и он вернет мне Тотошку! С
надеждой, Элли!»
Ребята, что же делать? (Помочь Элли.) (Надо
попросить Гудвина вернуть Тотошку).
Вы сможете правильно выполнить все математические
задания Гудвина? (Да, сможем.) (Мы постараемся.)
Почему вы так решили? (Мы умеем считать.) (Мы
занимаемся математикой.) (Мы многое знаем по
математике).
Как вы думаете, находясь в детском саду, мы поможем
Элли? (Нет.) (Не сможем.).
Так что же надо сделать? (Надо идти в Изумрудный
город.) (Отправиться в волшебную страну.)
5 – Как нам попасть в Волшебную страну? (Мы знаем! Как
в сказке.) (Надо надеть волшебные башмачки и ветер
нас подхватит и перенесет в волшебную страну.)
– Надеваем волшебные башмачки, быстрее отправляемся
в путь на помощь Элли!
Дети имитируют надевание волшебных башмачков, звучит
фонограмма со звуком сильного ветра, дети кружатся
вокруг себя.
2. Игровая деятельность.
Цель: контроль уровня сформированности познавательных
процессов, мыслительных операций, способов действий
Требования:
соответствие используемых игр целям занятия;
*
* индивидуальные затруднения в играх;
самооценка уровня сформированности познавательных процессов,
мыслительных операций, способов действий
ситуация успеха в совместной контрольной деятельности.
*
Слайд№2. Под «волшебный звук» на экране появляется
«Изумрудный город».
– Вот мы и в Волшебной стране. Вы знаете, как найти
дорогу в Изумрудный город? (Знаем.) ( В сказке Элли с
Тотошкой шли по дороге из желтого кирпича.) ( Надо
идти по дороге из желтого кирпича.)
Воспитатель с детьми подходит к выложенной из разных
геометрических фигур дороге.
6 – Ребята, но я не вижу дорожку только из желтых
кирпичей! Посмотрите! Здесь есть схема!
Схема лежит около дорожки.
Игра «Пройди – не упади по дорожке».
Цель: контроль умений детей читать символы, представлений о
геометрических фигурах (цвет, форма).
Как вы думаете, что она обозначает? (Я думаю, что
схема обозначает, что нельзя идти по синим фигурам)
(Нельзя идти по красным фигурам) (Нельзя идти по
овалам) (Нельзя наступать на треугольники)
Внимательно посмотрите на дорожку и вместе решите,
на какие фигуры можно наступать. Выберите, кто будет
отвечать.
Дети совещаются и решают, что наступать можно только
на желтые прямоугольники.
Вы решили, кто будет отвечать? (Будет отвечать
Максим).
Отвечает Максим.
(Нам можно идти только по желтым
прямоугольникам).
7 Так это и есть желтые кирпичи! Скорее в путь!
Мальчики, вставайте вперед, неизвестно, что нас ждет
впереди.
Дети под музыку из мультфильма идут по «дороге»,
наступая только на желтые прямоугольники – «кирпичи».
Впереди идут мальчики. Воспитатель идет последним.
Подитог.
– Но у Сережи не сразу получилось определить нужные
фигуры. Как ты думаешь, почему? ( Я торопился. И
хотел побыстрее пройти, поэтому наступил на синий
квадрат, а надо было не на синие фигуры.)
Воспитатель анализирует все затруднения детей (если
таковые имели место быть) и подводит их к ответам
(самоконтролю).
Ребята! Вы смогли пройти по дорожке не смотря на
некоторые затруднения! Потому что умеете читать
символы и поэтому правильно определили геометрические
фигуры, на которые можно наступать. Идем дальше к
Гудвину!
Слайд №3. На экране появляется Страшила.
Страшила: Здравствуйте, гости Волшебной страны! Зачем
вы сюда пожаловали? (Это Страшила!) (Здравствуй,
Страшила.) (Нам надо помочь Элли.) (Мы хотим
вернуть Тотошку.) (Мы должны попасть к Гудвину)
8 Страшила: Я скажу вам, как пройти в замок к Гудвину,
если вы исполните мое самое заветное желание!
Определите дату моего рождения, а то у всех есть День
рождения, а у меня – нет!
Ребята, поможем Страшиле? (Да.)
Игра «Определи дату».
Цель: контроль уровня сформированности умений детей
ориентироваться во времени.
– Страшила, расскажи ребятам, что ты знаешь о своем
рождении, а они определят дату.
Страшила: Я знаю, я появился на свет в третий месяц
зимы; в день, который стоит между воскресеньем и
вторником, а на календаре стояло число, предыдущее
четырем.
В какой месяц появился на свет Страшила? (Третий
месяц зимы.) (Это… февраль!).
Какой был день недели? (День между воскресеньем и
вторником.) (Это …понедельник!).
Кто запомнил, какое число было на календаре? ( Число
на календаре – предыдущее четырем.) (Три).
Значит это было … (3 февраля, в понедельник.)
Ребята, а я заметила, что вы не сразу отвечали на
вопросы о дне рождения Страшилы. Как вы думаете,
почему? Что для этого нужно было сделать? (Мы
запутались в месяцах…) (Я не вспомнил предыдущее
число) (Мы потом вспомнили)
Подитог
Страшила: Спасибо, ребята! Теперь и у меня есть День
рождения!
9 3 февраля, в понедельник. Какие вы умные! Определили
дату моего рождения, потому что знаете названия месяцев
и дней недели, умеете определять предыдущее число!
Страшила: Я помогу попасть вам к Гудвину. Вам надо
пройти в волшебные ворота. Они пустят детей только в
парах и с камушком в руке. Если вы встанете правильно,
зазвучит волшебная музыка.
Дети подходят к воротам, на которых, если приглядеться,
проявляется число 7. Рядом с воротами лежат камушки с
числами: 1, 6, 2, 5, 3, 4, 4, 3.
7
Игра «Пройди в ворота».
Цель: проверить умение детей составлять число 7 из двух меньших
чисел.
– Берите камушки, вставайте парами. Должна зазвучать
музыка.
Дети встают в пары с камушками в руках, но музыка не
звучит.
Почему же не звучит музыка? (Мы не знаем) (Может,
мы не так встали?)
Может, мы чегото не учли? Давайте еще раз
внимательно посмотрим на ворота!
Дети смотрят и замечают цифру семь.
(Здесь написано семь), (Я вижу семерку.).
10 Может нам надо както поособенному встать, если на
воротах проявляется число семь? (Я догадался, надо
составить число семь из разных чисел).
Договоритесь, кто с кем встанет, чтобы сумма чисел в
каждой паре равнялась семи.
Дети договариваются и встают. Звучит музыка. Дети
проходят через ворота.
Подитог.
Ребята, почему же вы не смогли пройти в ворота сразу?
(Я не правильно нашел себе пару) (В нашей паре не
получалось число семь.)
Что же вы для этого сделали? ( Мы еще раз
внимательно посчитали) (Мы вместе попробовали еще
раз сложить два числа)
– Молодцы! Вы всетаки смогли пройти через ворота,
потому что умеете составлять число 7 из двух меньших
чисел.
Слайд № 4. Появляется изображение Гудвина.
Гудвин: Здравствуйте, ребята! Зачем вы пожаловали к
Гудвину, великому и ужасному? (Мы пришли к тебе,
потому что просила Элли.) (Гудвин,
верни,
пожалуйста, Тотошку Элли.).
11 Гудвин: Я верну Тотошку, если вы выполните мои задания.
Ребята вы готовы? (Готовы.) (Мы сможем выполнить
задания.).
Гудвин: Для того чтобы выполнить задания, договоритесь
и разделитесь на две команды, пройдите к столам.
Дети сами делятся на две команды и проходят к столам,
на которых лежат портреты и наборы карточек с цифрами.
Игра «Заколдованные портреты».
Цель: проверить умение детей узнавать цифры в графическом
изображении.
Гудвин: Первое задание! Найдите и выложите с помощью
карточек под моим портретом всё, что на нем увидите.
Какое необычное задание. Что можно увидеть в портрете
кроме портрета?
Дети внимательно смотрят на изображение и замечают,
что оно состоит из цифр. (Я вижу цифры) (Тут тройки и
шестерки…).
–Выложите под портретом карточки с цифрами, которые
вы узнали!
Дети выкладывают под портретами карточки с цифрами,
которые они узнали.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
12 Гудвин: Вы справились с заданием, потому что были
внимательны и узнали все цифры.
Гудвин: Следующее задание! Составьте математическую
задачу по картинке, и расскажите задачу другой команде.
Действие у каждой команды будет свое: сложение (+) или
вычитание ().
Договоритесь, кто расскажет задачу другой команде.
Задание «Составьте и решите задачу».
Цель: проверить умение детей составлять задачу по картинке и
решать ее.
Дети одной команды составляют задачу на сложение, дети
другой – на вычитание.
Вы решили, кто будет рассказывать задачу другой
команде? (У нас будет отвечать ...) (У нас будет
отвечать...)
Дети встают друг напротив друга и озвучивают задачу,
другая команда ее решает. Воспитатель осуществляет
руководство диалогом между командами.
Расскажите вашу задачу. (Команда Жевунов из шести
человек играла в футбол, но один Жевун получил
травму. Сколько Жевунов осталось играть в футбол?)
Решите задачу. (Жевунов осталось пять.)
С помощью какого действия вы ее решили! (Решили
задачу при помощи вычитания.)
Воспитатель предлагает озвучить задачу другой команде.
13 Расскажите вашу задачу. (В автобусе ехало четыре
Жевуна. На остановке сели еще три Жевуна. Сколько
Жевунов поехало в автобусе дальше).
Решите задачу. (Поехало семь Жевунов.)
С помощью какого действия вы ее решили! (Решили
задачу при помощи сложения.)
Гудвин: Как хорошо вы умеете составлять и решать
задачи на разные действия.
Гудвин: Последнее задание! Проявите изображение на
листе в клетку карандашом. Для успешного выполнения
задания Вы должны быть очень внимательными!!!
Задание «Графический диктант».
Цель: проверить умение детей ориентироваться на листе бумаги в
клетку, вести линии в заданном направлении от исходной точки.
Дети по указанию воспитателя берут карандаши и листы
бумаги в крупную клетку.
Воспитатель диктует направления линий.
внимательно слушают и выполняют задание.
Дети
Поставили карандаш в исходную точку! Начали!
Воспитатель диктует пошагово действия детей.
→ ↓ → ↑ → ↓ ← ↓ ← ↑ →
1клеточка , 2 , 5 , 1 , 1 , 2 , 1 , 4 , 2 , 1 , 1 ,
↑ ← ↓ ← ↑ → ↑ ← ↑ → ↑
2 , 4 , 3 , 2 , 1 , 1 , 3 , 2 , 2 , 2 , 1 .
14 – Ребята, что у вас получилось? (Собака.) ( Тотошка.).
Почему вы решили, что Тотошка? (Потому что,
задание давал Гудвин.)
Слайд №5. На экране появляется Элли с Тотошкой на
руках.
Элли: Спасибо! Друзья мои, вы очень отзывчивые! У вас
все получилось! Мой Тотошка вернулся домой!
– Ребята, мы выполнили просьбу Элли и нам пора
возвращаться в детский сад!
Дети «надевают» башмачки и кружатся под звуки ветра.
3. Осмысление (итог).
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей
деятельности
Требования:
организация
анализа детской цели;
самооценки детьми уровня сформированности математических
представлений и умений;
фиксация уровня сформированности знаний и умений в речи;
15
определение выполнения взрослой цели.
Дети и воспитатель садятся на стульчики.
– Ребята, где мы сегодня были? (Мы были в Изумрудном
городе.) (В Волшебной стране.) (У Гудвина.)
– Зачем вы отправились в Волшебную страну? (Нам
нужно было вернуть Тотошку.) (Нас попросила Элли.)
– Вам выполнили просьбу Элли? (Да, мы помогли
вернуть Тотошку для Элли.)
Как вам это удалось? (Мы прошли все препятствия на
пути к Гудвину) (Выполнили все задания Гудвина.)
Какие знания и умения вам помогли? (Мы знаем
геометрические фигуры и поэтому смогли правильно
пройти по желтым кирпичам) (Мы помогли Страшил,
потому что знаем про месяцы и дни недели.) (Мы
сложили числа на камушках и получили число семь,
поэтому прошли через ворота в изумрудный город.) (Мы
составили и решили задачи.) (Выполнили графический
диктант).
В каких заданиях Гудвина вы встретили затруднения?
(Когда мы проходили в ворота)) ( Когда мы искали
цифры в портрете) (Составлять задачи было трудно)
Почему вы испытали затруднение? ( Я не смог увидеть
все цифры на портрете, потому что они были
превернутые, но Арина все цифры увидела и мы
выполнили это задание) (Когда мы составляли задачу
про Жевунов, то мне было сложно придумать историю
и Ольга Станиславовна пришла на помощь) (Я не сразу
понял, что цифры на камушках надо складывать)
16 Ребята, как вы думаете, по–одному или с друзьями
интересней справляться с такими сложными
математическими заданиями? (С друзьями.) (Всем
вместе.).
– Ребята, вы молодцы! Вы не остались равнодушными к
просьбе Элли. Вы много знаете и умеете! Вы дружные и
смелые! Теперь я предлагаю вам попрощаться с нашими
гостями и пожелать им всего доброго!
Дети подходят к гостям и прощаются с ними.
17
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
"Волшебное путешествие в Изумрудный город"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.