” Волшебные слова”. Открытое мероприятие.
Январь 2019 г.
|
Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу;
моделируя нужные ситуации;
стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в
различных ситуациях;
познакомить с правильной манерой произношения волшебных слов-голосовой интонацией;
обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться
с добрыми поступками;
способствовать развитию памяти, внимания, воображения, умения
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: Презентация
Ход занятия
Слайд 1.
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!
Воспитатель: Каждый вежливый человек независимо от возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Культура поведения начинается с вежливости.
Слайд 2.
Вежливость – это уважительное отношение к людям, друг другу, а это возможно, когда употребляются вежливые слова в повседневной жизни, всегда и везде.
Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.
Восточная мудрость
- Вы немало слышали о вежливости, о вежливых словах. Сейчас, как сидите, по очереди называйте вежливые слова не повторяясь.
(Девочки друг за другом называют вежливые слова)
Слайд 3,4.
-Молодцы! Вы знаете много вежливых слов.
Слайд 5.
Придумано кем
– то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам!
«Доброе утро!» улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть «Доброе утро!» длится до вечера!
-Давайте прочитаем наизусть стихи о вежливых словах и запомним их.
Слайд 6.
Воспитатель:
Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит, слово здравствуй – говорить пора
Слайд 7.
1. «Добрый день!»-тебе сказали
«Добрый день»- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
2. Нам желают «Доброго пути»!
Будет легче ехать и идти
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3. -Здравствуйте! - ты скажешь человеку
-Здравствуй! - улыбнется он в ответ
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4. За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз.
5. Отменить, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
6. «Простите», я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать,
А если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Слайд 8.
Волшебные слова.
1.Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы- таблицы умножения
Есть ещё таблица- таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два
-«Спасибо» и «пожалуйста»-волшебные слова.
2. Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попроси-попросит и пройдёт.
Перед словом вежливым двери отворяются.,
Пусть оно почаще, почаще повторяется.
Помните, как азбуку, как дважды два
-«Спасибо» и «пожалуйста»-волшебные слова.
Воспитатель: Какие слова называет автор волшебными? Назовите их.
- Молодцы! Правильно!
- А теперь подумайте хорошо и скажите: Почему они называются волшебными?
-Верно.
- А теперь послушайте сказку и приведите пример доказательства волшебства слов из сказки Валентины Осеевой «Волшебное слово».
Слайд 9 (Чтение сказки- фонограмма)
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Ответы на вопрос.
Воспитатель:
- Итак, приведите пример доказательства волшебства слов из этой сказки?
- Молодцы! Вы правильно понимаете.
Волшебные слова нужно не только знать, но и уметь их произносить. Сила волшебных слов зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».
-Подумайте и скажите: как нужно произносить «волшебные слова»?
-Правильно! Спокойно, глядя в глаза.
- Сейчас обратитесь друг другу с вежливыми словами. (Поочерёдно)
(Например Маша, дай пожалуйста мне вон ту книгу или помоги пожалуйста решить задачу.)
-Молодцы! Вы умеете правильно употреблять «волшебные слова».
Слайд 10.
-Внимательно послушайте стихотворение «Петрусь», где очень хорошо сказано, как не нужно употреблять «волшебные слова».
«Невежливая вежливость». И. Кульская
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
– Ты куда, Иринка, стой –
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка!
Нес учитель горку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
– Извините, добрый вечер!
– Вы, – учитель закричал, –
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
-Вежливым ли стал Петрусь?
-Почему?
-Молодцы! Правильно.
Слайд 11.
-А сейчас мы с вами порешаем задачки, но не на сложение, а на уважение и поведение.
1. Приходит утром Дима в школу, а у двери его класса стоит учительница. Дима обрадовался и начал рассказывать, какой интересный фильм вчера смотрел он по телевизору.
-Какую ошибку совершил Дима? (Он не поздоровался)
-Верно, молодцы!
2. Девочка возмущенно жаловалась маме: Один мальчик, такой невежа, завет меня Галькой.
-А ты как его зовёшь? – спросила мама. А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты!».
-Кто же на самом деле невежа?
Слайд 12-26.
-Я читаю вам загадки, а вы, где нужно, вставляйте отгадки.
1. Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
2. К Осьминожке Камбала в понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье ей сказала: «…» (До свиданья)
3. Олениху в два часа навестить пришла лиса.
Оленята и олень ей сказали: «…» (Добрый день)
4. На закате мотылёк залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече, скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
5. Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они, но сказал он «…» (Извини)
6. Трясогузка с бережка уронила червяка,
И за угощенье рыба ей пробулькала: «…» (Спасибо)
7. Мама с папою сидят, Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь: «Разрешите …» (вам помочь)
8. Бык ромашек накосил и барана пригласил.
Тот один съел угощенье, но сказал: «…» (Прошу прощенья)
9. Девочка Рита возле дорожки стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита: «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)
10. Дети Даша и Егорка сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы: «Дайте! Будьте.» (так добры)
Воспитатель:: Молодцы! Все загадки отгадали! Быть добрым и вежливым не так – то и просто.
Знать вежливые слова и уметь их произносить - это ещё не всё. Главное, чтобы добрые слова всегда сочетались с добрыми поступками. Об этом хорошо сказано в пословицах. Слайд 27-29.
(Читают и объясняют, как понимают пословицы)
Ø Доброе слово лечит, а злое калечит — выражение понятно и без разъяснения. Речь в нем идет о духовном состоянии человека.
Ø Плохое слово, что грязная вода — невоспитанные люди могут наговаривать на других небылицы, из-за этого кто-то может пострадать.
Ø Ласковым словом и лед растопишь — самый черствый человек желает тоже слышать приятные слова. Ведь у него тоже есть чувства, только вежливый сможет достучаться до его сердца.
Ø Вежливость открывает все двери — и это действительно так. Если грубый человек будет стучать в дом, его проигнорируют, не захотят никакого общения с ним.
Ø На добрый привет добрый и ответ — если к вам отнесутся со всей душой, то и вы ответите взаимностью, проверенно многовековой мудростью.
Ø Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит — иногда плохие пожелания и высказывания могут отрицательно повлиять на людей, а хорошие наоборот — вызовут подъем во всех делах.
Ø Великое слово — «пожалуйста» — запомните это слово и всегда говорите его, когда оно уместно.
Ø «Спасибо» — великое дело — это слово не заменит никакие деньги.
Ø «Пожалуйста» не кланяется, а «спасибо» спины не гнет — употребляйте данные изречения и вас сочтут за культурного человека.
Ø Воспитание и вежливость в лавочке не купишь — никакие хорошие манеры не продаются, они нарабатываются годами.
Ø Все любят добро, но не всякого любит оно — все тянутся к добрым, но когда человек изначально невоспитанный, то с ним не желают дружить.
Вот так мы живём, одной мечтой согреты,
Бывает всякое у нас, но всё ж мы помним мудрые советы-
Что ты посеешь, то пожнёшь!
Самое главное в любом приветствии - улыбка!
Человек без улыбки - это струны без скрипки,
Не стесняйтесь, не смущайтесь –
Улыбайтесь, улыбайтесь!
И запомните - Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой.
Слайд 30.
Воспитатель:
-А сейчас игра на закрепление нашей темы. Я читаю стихи, а вы хором отвечайте-«это я, это я, это все мои друзья.»- Если правильное поведение, а если нет, то молчите.
-Будьте внимательны.
-Кто из вас, как говориться, на 5 стал учиться?
-Кто из вас такой ловкач, забивает в сетку мяч?!
-Кто из вас такой хороший, загорать идёт в галошах?
-Кто из вас в вагоне тесном, уступает старушке место?
-Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
-Кто из вас, как надлежит, честью школы дорожит!?
Воспитатель: -Молодцы! Вы хорошо усвоили правила вежливости.
Слайд 31.
А теперь послушайте песенку
«Вежливая песенка.»
Муз. Г.Левкодимова, сл. Р. Алдониной
Слайд 32.
Воспитатель: Сегодня мы говорили о волшебных словах, о вежливости, о добрых поступках.
Ваша задача- правильно употреблять вежливые слова ежедневно, чтобы они стали привычными для вас всегда и везде, а вместе с ними совершать и добрые поступки. Тогда будет меньше огорчений, будете приносить радость друг другу.
Слова: «до свиданья», «спасибо»,
«простите»,
«пожалуйста», «здравствуйте»! Щедро дарите,
дарите прохожим, друзьям и знакомым
в автобусе, в парке, В школе и дома
слова эти очень и очень важны,
Они человеку, как воздух нужны.
Без них не возможно на свете прожить,
слова эти надо с улыбкой дарить!
Клятва (Слайд 8)
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть
Не погибни во мне доброта!
Клятва (Слайд 8)
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть
Не погибни во мне доброта!
Слайд 33.
Клятва
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть
Не погибни во мне доброта!
Слайд 34,35.
Воспитатель:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.
Всем спасибо за участие.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.