Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.
ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую
эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки.
Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в
самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка,
если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется
на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у
взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от
мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые
сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, —
классическая форма воображения.
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на
воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский
психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе
сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального
знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся
воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает
впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая
эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С.
Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о
том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это
построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им
чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека
чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей.
Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это
кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых
превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон
эмоциональной реальности воображения.
Именно этому закону мы обязаны
многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные
эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус
реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной
личностью своего приятеля.Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных
состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот,
целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.