Воображение и мысленный эксперимент

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История развития науки свидетельствует о блестящих результатах применения мысленного эксперимента, а современные тенденции развития знания превращают его в одну из важнейших процедур познания. Мысленных эксперимент использовали Галилей и Ньютон, к нему постоянно обращались А.Эйнштейн, Н.Бор, Г.Гейзенберг. Однако отсутствует единая терминология мысленного эксперимента. Его называют умственным идеализированным, воображаемым, теоретическим.
Иконка файла материала Воображение и мысленный эксперимент.doc
. Воображение и мысленный эксперимент История   развития   науки   свидетельствует   о   блестящих   результатах   применения мысленного эксперимента, а современные тенденции развития знания превращают его в одну из важнейших процедур познания. Мысленных эксперимент использовали Галилей и Ньютон,   к   нему   постоянно   обращались   А.Эйнштейн,   Н.Бор,   Г.Гейзенберг.   Однако отсутствует единая терминология мысленного эксперимента. Его называют  умственным идеализированным, воображаемым, теоретическим. Мысленный эксперимент и творческое воображение Мысленный   эксперимент   ­   это   познавательная   деятельность,   где   важное   место занимает научное воображение. Д.П.Горский называет мысленным экспериментом метод, “позволяющий   прибегнуть   к   отвлечениям,   в   результате   которых   создается идеализированный   объект   (абстракция,   идеализация)”.   [5]   Мысленный   эксперимент определяется здесь как одна из форм умственной деятельности познающего субъекта. С другой стороны мысленный (воображаемый) эксперимент характеризуется как умственный процесс, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий его структуру. Это вид   теоретического   рассуждения,   реализующий   одну   из   основных   присущих   человеку функций   ­   поиск   новых   знаний.   Мысленный   эксперимент   является   такой   формой умственной деятельности человека, которая имеет широкое распространение в науке как эвристическое средство исследования. Эксперимент,   осуществляемый   практически,   есть   вид   материальной   деятельности, имеющий своей целью исследование объекта, проверку полученных знаний и так далее. Всякий   материальный   эксперимент   предполагает   выбор   определенного   объекта исследования и определенного способа воздействия на него. Воздействие осуществляется в строго   воспроизводимых   условиях,   что   обеспечивает   воспроизводимость   результата эксперимента. Мысленный   эксперимент,   в   свою   очередь,   развивается   из   материального эксперимента. На каких­то этапах развития эксперимента субъект не отделяет осмысление его   течения   от   объективного   хода   экспериментального   процесса.   Позднее   появляется способность проделывать эксперимент как бы про себя, в уме, не воздействуя материально на   сам   ход   эксперимента.   Характерной   особенностью   сознательной   человеческой жизнедеятельности является то, что прежде чем производить непосредственно, субъект мысленно решает различные практические и теоретические задачи, совершает сложные и разнообразные мысленные операции, предвосхищающие непосредственное действие. Особенность   мысленного   эксперимента   связана   с   тем,   что   это   есть   вид познавательной   деятельности,   в   которой   структура   реального   эксперимента воспроизводится  в  воображении.   Это означает,  что  между  мысленным   и  материальным экспериментом   имеется   определенная   аналогия.   Такая   аналогия   ­   существенная   черта умственного   эксперимента.   “Мы   не   только   можем   создавать   образы   более   или   менее произвольно, мы их можем также видоизменять и затем выяснять, какие изменения могут вытекать в качестве результата тех или других особенностей. Мы можем осуществлятьвоображаемый   эксперимент,   вводя   превращения   в   образы   и   затем,   отмечая,   какое дальнейшее   содержание   может   получить   образ   с   точки   зрения   этих   изменений.   Эта процедура   во   многом   аналогична   физическому   эксперименту;   образы   поддаются манипулирования   так   же,   как   и   физические   объекты”.   [19]   “Человек   в   уме   оперирует пространственными   образами,   мысленно   ставит   тот   или   иной   объект   в   различные положения   и   мысленно   подбирает   такие   “экспериментальные”   ситуации,   ­   пишет А.П.Чернов, ­ в которых, как и в обычном опыте, должны появиться более важные или почему­либо   интересные   особенности   данного   объекта”.   [12]   Исследователь   мысленно вводит изучаемый объект во все новые и новые взаимодействия, ставит его в разнообразные условия,   постоянно   учитывая   возникающие   причинно­следственные   отношения, пространственно­временные и другие изменения, которые должны при этом совершаться в объекте,   и   соотнося   их   с   первоначальными   условиями   и   связями.   Изучаемое   явление многократно повторяется в различном составе и порядке. При этом в нем обнаруживаются новые, ранее неизвестные свойства и стороны. Творческое воображение дает возможность предварять многие действия. Мысленно человек может создавать разнообразные связи и тут же их тормозить, если они не дают необходимого   эффекта.   Он   мысленно   проверяет   многие   варианты   предварительных гипотез, прежде чем положить их в основу эксперимента. В зависимости от успеха или неудачи тех или иных пробных действий появляется возможность исключать некоторые области поиска, значительно ограничивать его вероятный район.