Воображение и постановка задачи

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность: что представляет собой данное явление? Какова его связь с законом? Какой закон лежит в основе данного процесса? Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации состоит в том, что, взаимодействуя с какими-то явлениями, используя их в своей деятельности, человек обнаруживает несоответствие имеющихся у него знаний с какими-то иными, неизвестными ему ранее сторонами объективной действительности, вошедшими в состав действий субъекта.
Иконка файла материала Воображение и постановка задачи.doc
Воображение и постановка задачи Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность: что представляет собой данное явление? Какова его связь с законом? Какой закон лежит в основе данного процесса? Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации состоит в том, что, взаимодействуя   с   какими­то   явлениями,   используя   их   в   своей   деятельности,   человек обнаруживает несоответствие имеющихся у него знаний с какими­то иными, неизвестными ему   ранее   сторонами   объективной   действительности,   вошедшими   в   состав   действий субъекта. Противоречия между имеющимися знаниями и новыми факторами, сторонами предметов,   которые   не   могли   быть   объяснены   с   точки   зрения   существующей   теории (парадигмы), и могут служить фактором, ведущим к возникновению задачи. Проблемная ситуация   возникает   тогда,   когда   знания,   методы   и   способы   действия   оказываются недостаточными для решения той или иной задачи. Вследствие этого человек, осознавая стоящую перед ним проблему, пытается найти новые средства для достижения своей цели. В познавательном отношении сущность проблемы образует противоречие между знанием и незнанием. Проблема, следовательно, есть методологический прием не только постановки вопроса, но и поисков его решения. Выдвижение задачи в гносеологическом плане представляет специфическую умственную  деятельность, характеризующую особый тип взаимодействия субъекта с объектом, когда  субъект осознает недостаточность имеющихся у него знаний объекта и намечает  предварительные пути преодоления этой недостаточности. В ходе выдвижения задачи  определенные функции выполняет и воображение. “Участвуя вместе с мышлением в  процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию,  отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения  заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим  содействует ее разрешению. Творчество, открытие нового совершается благодаря  преобразованию наглядно­образного содержания, оно может быть отнесено за счет  воображения”