Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность: что представляет собой данное явление? Какова его связь с законом? Какой закон лежит в основе данного процесса? Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации состоит в том, что, взаимодействуя с какими-то явлениями, используя их в своей деятельности, человек обнаруживает несоответствие имеющихся у него знаний с какими-то иными, неизвестными ему ранее сторонами объективной действительности, вошедшими в состав действий субъекта.
Воображение и постановка задачи
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К
числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса,
относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В
структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный
на объективную действительность: что представляет собой данное явление? Какова его
связь с законом? Какой закон лежит в основе данного процесса? Возникающие вопросы
выражают наличие проблемной ситуации. Суть проблемной ситуации состоит в том, что,
взаимодействуя с какимито явлениями, используя их в своей деятельности, человек
обнаруживает несоответствие имеющихся у него знаний с какимито иными, неизвестными
ему ранее сторонами объективной действительности, вошедшими в состав действий
субъекта. Противоречия между имеющимися знаниями и новыми факторами, сторонами
предметов, которые не могли быть объяснены с точки зрения существующей теории
(парадигмы), и могут служить фактором, ведущим к возникновению задачи. Проблемная
ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются
недостаточными для решения той или иной задачи. Вследствие этого человек, осознавая
стоящую перед ним проблему, пытается найти новые средства для достижения своей цели.
В познавательном отношении сущность проблемы образует противоречие между знанием и
незнанием. Проблема, следовательно, есть методологический прием не только постановки
вопроса, но и поисков его решения.
Выдвижение задачи в гносеологическом плане представляет специфическую умственную
деятельность, характеризующую особый тип взаимодействия субъекта с объектом, когда
субъект осознает недостаточность имеющихся у него знаний объекта и намечает
предварительные пути преодоления этой недостаточности. В ходе выдвижения задачи
определенные функции выполняет и воображение. “Участвуя вместе с мышлением в
процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию,
отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Специфическая роль воображения
заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим
содействует ее разрешению. Творчество, открытие нового совершается благодаря
преобразованию нагляднообразного содержания, оно может быть отнесено за счет
воображения”