Воображение как средство научного открытия

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия. Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как “распредмечивание” созданных творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики.
Иконка файла материала Воображение как средство научного открытия.doc
Воображение как средство научного открытия Воображение   ­   это   одно   из   средств   научного   открытия   в   процессе   творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия. Воображение как способность к открытию Одной   из   сфер   творчества   является   научное   познание   мира.   Творчество   в   науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей,   хотя   “новые   идеи   придумывать   очень   трудно.   Для   этого   требуется   совершенно исключительное воображение.”[18] Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как “распредмечивание” созданных творческих   результатов   и   переосмысливание   имеющихся   знаний   и   возникших   новых представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики. К творческой относится деятельность, создающая новое, которое служит дальнейшему развитию человеческого общества. Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры,   и   воображение   играет   в   этом   процессе   значительную   роль.   “Для   меня воображение,   ­   пишет   Ф.Лорка,   ­   это   синоним   способности   к   открытию.   Воображать, открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности, все формы и ритмы... Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться”.[13] Еще   философы   Древней   Греции   задумывались   над   следующим   парадоксом:   как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. Неизвестное   не   есть   “абсолютная   пустота”,   оно   существует   в   определенной   системе отношений, связывающих его с тем, что уже известно. В процессе познания недостаточно только   воспроизведение   старых   связей.   Для   того   чтобы   глубже   проникнуть   в действительность, иногда требуется “отлет” от нее. Поэтому творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном. Для   определения   специфики   воображения   необходимо   выяснить,   как   свершается научное   открытие.   Исследование   творческого   акта   является   весьма   затруднительным вследствие того, что решение проблемы и получение нового знания часто совершается как бы внезапно, путем “инсайта”, “озарения”, непосредственного “проникновения в сущность” (А.Пуанкаре,   Р.Дизель,   Л.   Де   Бройль).   Рассмотрение   творческого   процесса   как самопроизвольной  деятельности  принимает  значение  сознания и  ведет к отрыву  знания человека  от объективной  действительности.  Однако в познании имеют  место элементы неосознанного. Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем перебора различных вариантов (теория “проб и ошибок”). Такой способ познания тоженаходит свое выражение в мышлении человека. Человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э.В.Ильенков, ищет по  методу “проб и ошибок”, но закон этого метода ­ чистый случай. В действии в поле свободного выбора всегда участвует способность продуктивного воображения.[9] Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения.