Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия.
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение
Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как “распредмечивание” созданных творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики.
Воображение как средство научного открытия
Воображение это одно из средств научного открытия в процессе творческого
познания. Определим его место в ряду других способов открытия. Назовем важнейшие
особенности творческого познания и выясним, в чем состоит сущность научного открытия.
Воображение как способность к открытию
Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке
состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение
новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит
как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых
идей, хотя “новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно
исключительное воображение.”[18]
Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся
представлений. В позитивном плане оно представляет как “распредмечивание” созданных
творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых
представлений и понятий. Творческую природу деятельности выражает не всякое новое,
формирующееся в ходе практики. К творческой относится деятельность, создающая новое,
которое служит дальнейшему развитию человеческого общества. Открытие есть выявление
ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной
культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. “Для меня
воображение, пишет Ф.Лорка, это синоним способности к открытию. Воображать,
открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности,
все формы и ритмы... Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно
контролируется разумом и не может от него освободиться”.[13]
Еще философы Древней Греции задумывались над следующим парадоксом: как
можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать.
Неизвестное не есть “абсолютная пустота”, оно существует в определенной системе
отношений, связывающих его с тем, что уже известно. В процессе познания недостаточно
только воспроизведение старых связей. Для того чтобы глубже проникнуть в
действительность, иногда требуется “отлет” от нее. Поэтому творчество начинается уже
тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые
вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.
Для определения специфики воображения необходимо выяснить, как свершается
научное открытие. Исследование творческого акта является весьма затруднительным
вследствие того, что решение проблемы и получение нового знания часто совершается как
бы внезапно, путем “инсайта”, “озарения”, непосредственного “проникновения в сущность”
(А.Пуанкаре, Р.Дизель, Л. Де Бройль). Рассмотрение творческого процесса как
самопроизвольной деятельности принимает значение сознания и ведет к отрыву знания
человека от объективной действительности. Однако в познании имеют место элементы
неосознанного.
Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем
перебора различных вариантов (теория “проб и ошибок”). Такой способ познания тоженаходит свое выражение в мышлении человека. Человек с неразвитой силой воображения,
отмечает Э.В.Ильенков, ищет по методу “проб и ошибок”, но закон этого метода чистый
случай. В действии в поле свободного выбора всегда участвует способность продуктивного
воображения.[9] Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению,
когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу
же отбрасывает многие, ненужные для решения.