План – конспект
урока литературы
в 11 классе
«Вопрос о правде
в драме М. Горького
"На дне"»
Подготовила и провела Косумова З.З.,
учитель русского языка и литературы
Тема: Вопрос о правде в драме М. Горького "На дне".
Цели:
Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова; содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»;
формировать навыки работы в группе.
ХОД УРОКА
Эпиграф:
"Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои".
I. Организ. этап
II. Проверка д/з.
III. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
– Сегодняшний урок посвящён вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Произведение, которое было создано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек
(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)
– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает –мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.
На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова:
План:
1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
2. Как оказался в ночлежке?
3. Как относится к окружающим?
4. Отношение к «правде».
– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.
2. Актуализация опорных знаний
1) Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения этих героев. В течение урока вы можете передумать.
2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит.
- «На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
- «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
- «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
- «Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
- «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
- «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
- «Любить живых надо, живых». (Лука)
- «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
- «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)
(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)
– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта». Выступления должны быть лаконичными. Отмечайте самое существенное.
3. Выступление учащихся
Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика. Первый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.
Выступление первой группы. «Правда Сатина»
Выступление второй группы. «Правда Бубнова»
Выступление третьей группы. «Правда Луки»
(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.
Ролевая игра
– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Представьте, что перед вами девушка, ученица 11 класса, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по некоему предмету на «2». Помогите ей, исходя из образа персонажа вашей творческой группы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.
(Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ученики должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).
IV. Подведение итогов урока
– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.
V. Домашнее задание
- Написать сочинение-рассуждение по пьесе «На дне».
-Подготовить выразительное чтение монолога Сатина о Человеке наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.