Вопрос опыта
Кажется, они никогда не разрабатывали «гипотезу», ко
торая так важна для науки.
Ученыехотели «несомненного факта» и нашли его в опи
саниях: «Это является таковым».
Они полностью увязли в системе «того, что есть» и ни
когда не разрабатывали систему «того, что может быть»
(творчество, проектирование, гипотезу и т. д.).
Почти то же самое можно сказать о нашей традиционной
логической системе. В науке развитие гипотезы (греческое
изобретение) привело к огромным переменам. В техноло
гии развитие «возможностей» и «предвидения» является
двигателем прогресса.
Я должен сказать, тем не менее, что, как показал мой
опыт работы в четырех ведущих университетах мира
(Оксфорде, Кембридже, Лондонском университете и Гар
варде), важности гипотез и способности их генерировать
уделяется слишком мало времени.
Однажды глава Французской национальной исследова
тельской организации CNRS спросил у меня, могу ли я по
мочь его сотрудникам в вырабатывании гипотез.
Онсказал:«Им говорили, что наука—это анализ дан
ных.Но на этом далеко не уедешь. Для управления мышле
ниемтребуется разрабатывать гипотезы».
Пищеварительные язвы (желудка, двенадцатиперстной
кишки и т. д.) — довольно серьезное заболевание. В про
шлом некоторым больным приходилось по двадцать лет
принимать нейтрализующие кислоту средства. Проводи
лись довольно болезненные операции (Бильрот I, II, III и
т. д.) по удалению части или всего желудка. Пациентов с
такими язвами в больницах было много. И жилось им не
слишком хорошо.
Но однажды у молодого врача из австралийского горо
да Перт возникла идея — пищеварительные язвы являют
ся на самом деле инфекционным заболеванием. Над ним
смеялись все, поскольку едкая кислотная среда убивает
любые вирусы. Этого молодого врача звали Дж. Б. Мар
шалл, и за свою работу он получил в 2005 году Нобелев
скую премию.
Много лет спустя оказалось, что он был прав. Сегодня
лечение язвы — это недельный прием антибиотиков (воз
можно, с висмутом), а не двадцатилетний прием антаци
дов или удаление желудка.
Мы очень сильно недооцениваем гипотезу и всю систе
му «возможностей», поскольку логика должна работать
с «несомненным фактом».
«Ячейки» обеспечивают очевидную несомненность
связей. Это возможно благодаря всеобщему опыту. Все
люди как будто умирают, поэтому очевидная связь внутри
«человеческой ячейки» — смертность. Если кто-то укла
дывается, по нашему мнению, в «человеческую ячейку»,
можно ожидать, что эта личность — смертна.
Несомненность факта базируется на упаковках опыта.
Никто никогда не слышал о поющей змее, поэтому «пе
ние» не является частью змеиной упаковки, или ячейки.
Но это по-прежнему вопрос опыта.
Столетназадбольшинстволюдейполагало,чтокитыне
поют и не разговаривают. Сегодня благодаря новейшим
исследовательским инструментам мы знаем, что они поют
и разговаривают. Несомненность факта, основанная на
опыте, может быть всего лишь временной (но тем не менее
удобной).
Существует еще несомненность, основанная на «опре
делении». Если мы определяем Бога как бессмертного,
всемогущего и всезнающего, тогда эта упаковка сохраняет
целостность,посколькутолькотосущество,котороеимеет
все эти свойства, может быть названо «Богом».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.