10 класс
A1 .Наука, изучающая функции организмов, называется
1) экология
2) морфология
3) анатомия
4) физиология
A2. Целостность организмов животных и растений обеспечивается
1) их клеточным строением
2) разнообразием тканей
3) наличием органов и систем органов
4) взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов
A3. Для структуры аппарата Гольджи характерны
1) зелёная окраска
2) наличие множества ферментов
3) пузырьки и цистерны
4) двумембранное строение и кристы
A4. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с
1) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке
2) уменьшенным вдвое набором хромосом
3) увеличенным вдвое набором хромосом
4) различающимся между собой набором хромосом
A5. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству
1) животных
2) растений
3) бактерий
4) грибов
A6. Из эктодермы зародыша образуется
1) нервная система
2) печень
3) поджелудочная железа
4) сердечная мышца
A7. Фенотипическое проявление одного аллеля у гетерозиготной особи - это
1) рецессивность
2) аллельность
3) доминантность
4) рекомбинация
A8. Каковы генотипы родительских особей, если их потомство в F1 дало расщепление по фенотипу 3:1
1) гомозиготные
2) гетерозиготные
3) дигомозиготные
4) дигетерозиготные
A9. Основу генных мутаций составляют изменения в строении молекул
1) ДНК
2) АТФ
3) белка
4) тРНК
A10. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как
1) по способу питания они являются гетеротрофными организмами
2) их можно встретить в разных средах обитания
3) их клетки содержат органические вещества
4) их клетки имеют оформленное ядро
A11. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни
1) боковые
2) придаточные
3) воздушные
4) главные
A12. Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для
1) злаковых
2) пасленовых
3) сложноцветных
4) бобовых
A13. В цикле развития плоских червей наблюдается смена хозяев? Где происходит цикл развития печёночного сосальщика
1) в организмах малого прудовика и крупного рогатого скота
2) в организмах крупного рогатого скота и человека
3) в организмах сельскохозяйственных животных и собаки
4) все ответы ошибочны
А14. Больному дифтерией вводят противодифтерийную сыворотку, которая содержит
1) ферменты
2) ослабленные микробы дифтерии
3) яды дифтерийных микробов
4) готовые антитела
А15. Нервная ткань состоит из
1) плотно прилегающих друг к другу клеток
2) клеток-спутников и клеток с короткими и длинными отростками
3) длинных волокон с множеством ядер
4) клеток и межклеточного вещества с эластичными волокнами
А16. У человека с помощью сустава соединяются
1) грудина с ключицей
2) кости пояса нижних конечностей
3) позвонки крестцового отдела
4) бедренная кость с тазовой
А17. Пример саморегуляции организма –
1) учащение сердцебиения в душной комнате
2) поворот головы на резкий звук
3) реакция на внезапный лай собаки
4) условный рефлекс на запах любимого блюда
А18. Хищники в биоценозе выполняют функцию
1) продуцентов
2) редуцентов
3) консументов 2-го порядка
4) консументов 1-го порядка
А19. Благодаря жизнедеятельности организмов на Земле
1) изменился климат
2) сформировались горные системы
3) возник Мировой океан
4) образовалась почва
А20. Чем заполнена полость среднего уха у человека?
1) воздухом
2) лимфой
3) соединительной тканью
4) тканевой жидкостью
А21. Для прокариотной клетки характерно наличие
1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической
6) сети одной кольцевой ДНК
Ответ: ____________. (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.)
А22. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров
Ответ: ____________________________. (Запишите выбранные цифры в порядке возрастания)
А23. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1) класс Насекомые
2) вид Капустная белянка
3) отряд Чешуекрылые
4) тип Членистоногие
5) род Огородные белянки
6) семейство Белянки
|
|
|
|
|
|
А24. Искусственный отбор в отличие от естественного осуществляется человеком осуществляется природными экологическими факторами происходит
А) среди особей одного сорта, породы
Б) происходит среди особей природных популяций
В) завершается получением новых культурных форм
Г) завершается возникновением новых видов
Д) завершается получением новых культурных форм
Е) завершается возникновением новых видов
Ответ: ______________________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
А25. Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха.
А) наружное ухо
Б) перепонка овального окна
В) слуховые косточки
Г) барабанная перепонка
Д) жидкость в улитке
Е) рецепторы органа слуха
|
|
|
|
|
|
А26. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
1. хорошо развиты клыки А. Растительноядные
2. клыки отсутствуют Б. Хищники
3. слепая кишка короткая или редуцирована
4. желудок имеет несколько отделов
5. кишечник во много раз длиннее тела
6. кишечник короткий
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
А27. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМЫ
1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ А. автотрофы
2) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ Б. гетеротрофы
3) использование только готовых органических веществ
4) синтез органических веществ из неорганических
5) выделение кислорода в процессе обмена веществ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Часть II (по 3 балла за каждое задание)
В 1. В чем отличия
групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при
переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и
реципиентами?
В 2.
Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического
прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.
В3.
Назовите
не менее трех проблем, с которыми столкнулись растения при выходе на сушу, и
способы их решения.
В 4. Какие особенности строения, физиологии и образа жизни насекомых обеспечили им успех в эволюции? Укажите не менее четырех критериев.
В 5.Докажите, что
корневище растения — видоизмененный побег.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.